Решение по делу № К-799-02/2012

Номер дела: № К-799-02/2012
Дата публикации: 6 февраля 2013, 13:01

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № К-799-02/2012

            Резолютивная часть решения оглашена «28» января  2013 г.

            В полном объеме решение изготовлено «1» февраля 2013 г.

Комиссия  Владимирского УФАС России в составе:

«-----------»- исполняющего обязанности руководителя, председателя Комиссии;

«-----------» – начальника отдела, члена комиссии;

            «-----------» -  главного  государственного инспектора, члена комиссии;       

            в присутствии:

представителя ООО «БИОВЕТ-СВ» - «-----------» (протокол № 2 от 29 мая 2008г., паспорт ххххххххххх, выдан ОВД Суражского района Брянской области 15.05.06г.)

представителя ГБОУ СПО ВО «ВТК» - «-----------» (доверенность 23.01.2013г.)

директора ГБОУ СПО ВО «ВТК» - «-----------» (паспорт 1хххххххххххх, выдан ОВД Фрунзенского района г.Владимира 6.02.2002г., приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 13-к от 2.04.2012г.)

представителя Департамента образования администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность  от 21.01.2013г. № ДО-217-05-09 сроком действия до 31.12.2013г.);

представителя Счетной палаты Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 02/73, сроком действия – 3 года);

представителя Счетной палаты Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 02/74, сроком действия – 3 года);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------». (доверенность от 21.01.2013г. № 18);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 17);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 19),

рассмотрев дело № К-799-02/2012   по признакам  нарушения Департаментом образования администрации Владимирской области (ул.Комсомольская, д.1, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023301286832 ),  Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (ул.Большая Московская, д.68, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023303357472), Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования  Владимирской области  «Владимирский технологический колледж» (далее - ГБОУ СПО ВО «ВТК») (пр-т Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1113328005691)  при заключении договора аренды № 305 от 28.06.2012г.  с ООО «БИОВЕТ -СВ» (проспект Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1033302019080)  статьи  15  и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Во Владимирское УФАС России органами прокуратуры направлены материалы проверки Счетной палаты Владимирской области ГБОУ СПО ВО «ВТК»  в которых содержалась информация о заключении договора № 305 от 28.06.2012года  без торгов в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис и гаражный бокс площадью 54,3 кв.м.

По результатам рассмотрения и исследования  представленных материалов    в отношении  Департамента образования администрации Владимирской области (ул.Комсомольская, д.1, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023301286832 ),  Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (ул.Большая Московская, д.68, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023303357472), ГБОУ СПО ВО «ВТК» (пр-т Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1113328005691) по признакам нарушения статьи 17.1, 15 Закона о защите конкуренции в соответствии с приказом  № 390 от 19.12.2012г.  возбуждено дело  № К-799-02/2012.

К рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «БИОВЕТ -СВ» (проспект Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1033302019080), в качестве заявителя - Счетная палата Владимирской области (Октябрьский проспект, д.21, г.Владимир, 600000).

Департамент образования администрации Владимирской области в отзыве от 22.01.2013г. № ДО-249-05-09 указал, что распоряжение имуществом образовательного учреждения не входит в полномочия Департамента образования. К полномочиям Департамента образования отнесена экспертная оценка последствий предполагаемого заключения договора аренды для обеспечения образования и воспитания детей.

ГБОУ СПО ВО «ВТК» в отзыве от 22.01.2013г. пояснил, что договор аренды с ООО «БИОВЕТ-СВ» заключен  без торгов в порядке части 9, 10, статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также с учетом реализации преимущественного права арендатора на заключение договора.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  пояснил, что указание в договоре аренды  № 305 от 28.06.2012г. иной площади является технической ошибкой, поскольку имеется в виду один и тот же объект недвижимости.

ГБОУ СПО ВО «ВТК» (Арендодатель) 28.06.2012г. заключило договор аренды  государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   с ООО «БИОВЕТ –СВ» (Арендатор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование и владение государственное недвижимое имущество, находящиеся в собственности Владимирской области: нежилые помещения, расположенные по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис  и гаражный бокс. Общая площадь передаваемого  в аренду имущества – 54,3 кв.м. Заключенный договор действует по 31 декабря 2012года включительно.

Согласно пункта 2.3 договора  от 28.06.2012г. его условия применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 11.01.2012года.

Договор № 305 от 28.06.2012г. заключен с согласия  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора департамента«-----------». Согласие подтверждено личной подписью «-----------» и печатью Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Договор № 305 от 28.06.2012г. также заключен с согласия   учредителя  арендодателя - Департамента образования администрации Владимирской области.

Согласно передаточного акта от 11.01.2012года, являющегося приложением № 1  к договору аренды № 305 от 28.06.2012г. ООО «БИОВЕТ - СВ» переданы нежилые помещения общей площадью  54,3 кв.м.

В пункте 7.1 договора указано, что договор заключен без проведения торгов  на основании части 9 статьи 17.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Данная норма введена Федеральным законом от 06.12.2011г. № 401-ФЗ, который вступил в силу с 6.01.2012г. Соответственно она распространятся только на договоры аренды, срок действия которых истек после вступления Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ в силу. В отношении всех иных договоров действует общее правило части 1  и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предполагающие заключение договора на новый срок на торгах.

 

Договору № 305 от 28.06.2012г., заключенному в порядке части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предшествовал договор аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 31  от 22.05.2009г.

Договор № 31 от 22.05.2009г. заключен территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в лице руководителя «-----------», балансодержателем  ГБУ НПО «Профессиональный лицеем № 7»  в лице директора «-----------» и ООО «БИОВЕТ – СВ» в лице директора «-----------».

Согласно договора № 31 от 22.05.2009г. арендодатели передают, а арендатор принимает во временное пользование и владение государственное недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Владимир, проспект Строителей д.2 «Б» для использования под офис и место под гараж. Общая площадь передаваемых в аренду помещений 39,3 кв.м. Срок действия договора до 21 апреля 2014года.

Передача помещений оформлена передаточным актом – приложение № 1 к Договору. Согласно передаточного акта   от 18.04.2009г.  ГБУ НПО «Профессиональный лицеем № 7» сдал, а ООО «БИОВЕТ – СВ» принял помещения под офис и место под гараж общей площадью 39.3 кв.м.

После передачи имущества в областную собственность  было заключено  соглашение о смене сторон по договору аренды  от 5.02.2010г. Полномочия собственника в отношении указанного имущества стал осуществлять Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

В силу части 1 статьи 20.1 Закона Владимирской области от 6.11.2001г. № 104-ОЗ «О порядке управления  и распоряжения  имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области» бюджетное учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия Департамента и органа администрации области, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

В пункте 2.4 части IV  «Положения о Департаменте имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области», утвержденном постановлением Губернатора Владимирской области  от 20.12.2005г. № 739 к полномочиям Департамента имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области отнесено согласование  бюджетным и автономным  учреждениям права распоряжаться недвижимым  имуществом.

1 января 2012года  Департамент имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора Департамента «-----------»  и ГБОУ СПО ВО «ВТК» в лице директора «-----------» заключили соглашение б/н с ООО «БИОВЕТ-СВ» о расторжении с 1.01.2012года договора аренды № 31 от 22.05.2009г.

Передаточным актом от 1.01.2012г. ООО   «БИОВЕТ-СВ» сдал, а  ГБОУ СПО ВО «ВТК» принял офис и место под гараж площадью 39,3 кв.м.

Таким образом, договорные отношения  с ООО   «БИОВЕТ-СВ» по аренде офиса и места под гараж площадью 39,3 кв.м. сторонами были прерваны в силу расторжения договора аренды № 31 от 22.05.2009г.

Соответственно  заключение договора № 305 от 28.06.2012г.  на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  без торгов  неправомерно, так как  на 28.06.2012г.   договорные отношения  между сторонами отсутствовали, а предшествующий договор аренды был расторгнут до вступления  в силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.   Договор № 305 от 28.06.2012г.   должен был  быть заключен  на торгах в порядке части 1 и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, договор № 305 от 23.06.2012г. заключен на недвижимое имущество иной площади: 54,3 кв.м, для использования под офис и гаражный бокс.

Согласно передаточного акта  от 11.01.2012г., являющегося приложением № 1 к договору аренды № 305  от 28.06.2012г.   ГБОУ СПО ВО «ВТК» сдал, а ООО «БИОВЕТ - СВ» принял нежилые помещения под офис и гаражный бокс общей площадью 54,3 кв.м. (под офис – 29,3 кв.м.; под гараж – 25 кв.м.)

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 Существенным условием договора аренды является его предмет, т.е. договоренность  о том, какое имущество подлежит передаче  арендатору в качестве договора аренды.

В силу части 3 статьи 607 ГК РФ  в договоре аренды  должны быть указаны данные, позволяющие  определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору  в качестве объекта аренды.

 В договоре № 305 от 23.06.2012г. объект аренды идентифицирует адрес местонахождения здания, в котором находятся арендуемые помещения и их площадь.

Изменение площади объекта является изменением существенного условия договора аренды.

Договор № 305 от 23.06.2012г. является новым договором, а не перезаключенным на новый срок  предыдущим договором аренды № 31 от 22.05.2009г.

При заключении договора № 305 от 23.06.2012г. стороны не могли применить часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющую заключить договор аренды в отношении государственного имущества  без торгов.

Передача прав владения и пользования по договору аренды № 305 от 28.06.2012г. осуществлена Арендодателем ГБОУ СПО ВО «ВТК».

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК», принятого Решением общего собрания ГБОУ СПО ВО «ВТК» 22.04.2011г., утвержденного директором Департамента образования администрации Владимирской области и согласованного Директором Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области,  имущество учреждения является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Право собственности Владимирской области на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Владимир, пр-т Строителей д.2-б зарегистрировано 30.06.2010г. (Свидетельство о государственной регистрации права серия  33 АК номер 975792)

Право оперативного управления ГБОУ СПО ВО «ВТК» на  нежилое здание, расположенное по адресу: г.Владимир, пр-т Строителей д.2-б зарегистрировано 3.02.2012г. (Свидетельство о государственной регистрации права № 33 АК 368405 от 17.05.2012г.)

В соответствии с пунктом 3  частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, в отношении  государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям,  осуществляется в  порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи. Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает заключение договоров аренды в отношении государственного имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, ГБОУ СПО ВО «ВТК», заключив договор аренды государственного недвижимого имущества № 305 от 23.06.2012г. без торгов, нарушило статью 17.1 Закона о защите конкуренции.

Договор № 305 от 28.06.2012г. заключен с согласия  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора Департамента «-----------» и учредителя Департамента образования администрации Владимирской области в лице директора «-----------».

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Владимирской области. Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет Департамент образования администрации Владимирской области (далее - Учредитель). В соответствии с пунктом 5.2.5 Устава к компетенции учредителя относится согласование договоров аренды  недвижимого имущества Учреждения, объектов собственности. До заключения  договора аренды  собственности  учредитель проводит экспертную оценку последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, лечебно-профилактической  помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей.

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" если государственное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Директор  Департамента образования администрации Владимирской области 20.02.2012г.  согласовал результаты экспертной оценки последствий договора аренды  с ООО «БИОВЕТ – СВ» для обеспечения образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания обучающихся, согласно которым деятельность арендатора не будет оказывать  отрицательного влияния на учебно-воспитательный процесс и безопасность учащихся.

 Таким образом, Департамент образования администрации Владимирской области,  согласовывая договор аренды № 305 от 23.06.2012г., выполнил требования статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ и функцию Учредителя в соответствии с пунктом  5.2.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК».

Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в действиях Департамента образования администрации Владимирской области и 28.01.2012г. вынесла определение о прекращении участия Департамента образования администрации Владимирской области  в рассмотрении дела № К-799-02/2012 в качестве ответчика.

Согласие на заключение договора № 305 от 28.06.2012г.  с ООО «БИОВЕТ-СВ» также дано Департаментом  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

В силу части 1 статьи 20.1 Закона Владимирской области от 6.11.2001г. № 104-ОЗ «О порядке управления  и распоряжения  имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области», пункта 2.4 части IV  «Положения о Департаменте имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области», к полномочиям Департамента имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области отнесено согласование  бюджетным учреждениями права распоряжаться недвижимым  имуществом.

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК» Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области осуществляет функции и полномочия собственника  имущества учреждения.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Таким образом, дача собственником имущества согласия на передачу учреждением государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, целевым образом без проведения торгов содержит состав  нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласие  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в настоящем деле дано на передачу имущества целевым образом, т.к. согласие выражено письменно, путем подписи договора № 305 от 28.06.2012г., где указан субъект владения и пользования, площадь государственного имущества и срок аренды, а также  необоснованное основание передачи – часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (п.7.1 Договора).

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции запрещено  предоставление государственной  преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

После вступления в силу Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 19 и частью 1 статьи 20 Федерального закона № 135-ФЗ, является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 настоящего закона.

Предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности путем передачи имущества в приоритетном порядке, в нарушение установленных антимонопольным законодательством оснований и порядка предоставления является запрещенной государственной  помощью.

Таким образом  действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  по даче согласия на заключение договора аренды № 305   целевым образом  с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов являются нарушением части 1, 3 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1, 3 статьи 17.1, частью 1 статьи 15,  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Владимирской области  «Владимирский технологический колледж»  нарушившим статью 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось  в заключении ГБОУ СПО ВО «ВТК» договора аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   от 28.06.2012 г. с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов.
  1. Признать Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в даче согласия Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на заключение договора аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   от 28.06.2012 г. целевым образом  с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов.
  1. Материалы дела передать должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9768 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № К-799-02/2012 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9768 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387530258 [changed] => 1387530258 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387530258 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № К-799-02/2012

            Резолютивная часть решения оглашена «28» января  2013 г.

            В полном объеме решение изготовлено «1» февраля 2013 г.

Комиссия  Владимирского УФАС России в составе:

«-----------»- исполняющего обязанности руководителя, председателя Комиссии;

«-----------» – начальника отдела, члена комиссии;

            «-----------» -  главного  государственного инспектора, члена комиссии;       

            в присутствии:

представителя ООО «БИОВЕТ-СВ» - «-----------» (протокол № 2 от 29 мая 2008г., паспорт ххххххххххх, выдан ОВД Суражского района Брянской области 15.05.06г.)

представителя ГБОУ СПО ВО «ВТК» - «-----------» (доверенность 23.01.2013г.)

директора ГБОУ СПО ВО «ВТК» - «-----------» (паспорт 1хххххххххххх, выдан ОВД Фрунзенского района г.Владимира 6.02.2002г., приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 13-к от 2.04.2012г.)

представителя Департамента образования администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность  от 21.01.2013г. № ДО-217-05-09 сроком действия до 31.12.2013г.);

представителя Счетной палаты Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 02/73, сроком действия – 3 года);

представителя Счетной палаты Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 02/74, сроком действия – 3 года);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------». (доверенность от 21.01.2013г. № 18);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 17);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 19),

рассмотрев дело № К-799-02/2012   по признакам  нарушения Департаментом образования администрации Владимирской области (ул.Комсомольская, д.1, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023301286832 ),  Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (ул.Большая Московская, д.68, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023303357472), Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования  Владимирской области  «Владимирский технологический колледж» (далее - ГБОУ СПО ВО «ВТК») (пр-т Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1113328005691)  при заключении договора аренды № 305 от 28.06.2012г.  с ООО «БИОВЕТ -СВ» (проспект Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1033302019080)  статьи  15  и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Во Владимирское УФАС России органами прокуратуры направлены материалы проверки Счетной палаты Владимирской области ГБОУ СПО ВО «ВТК»  в которых содержалась информация о заключении договора № 305 от 28.06.2012года  без торгов в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис и гаражный бокс площадью 54,3 кв.м.

По результатам рассмотрения и исследования  представленных материалов    в отношении  Департамента образования администрации Владимирской области (ул.Комсомольская, д.1, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023301286832 ),  Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (ул.Большая Московская, д.68, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023303357472), ГБОУ СПО ВО «ВТК» (пр-т Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1113328005691) по признакам нарушения статьи 17.1, 15 Закона о защите конкуренции в соответствии с приказом  № 390 от 19.12.2012г.  возбуждено дело  № К-799-02/2012.

К рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «БИОВЕТ -СВ» (проспект Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1033302019080), в качестве заявителя - Счетная палата Владимирской области (Октябрьский проспект, д.21, г.Владимир, 600000).

Департамент образования администрации Владимирской области в отзыве от 22.01.2013г. № ДО-249-05-09 указал, что распоряжение имуществом образовательного учреждения не входит в полномочия Департамента образования. К полномочиям Департамента образования отнесена экспертная оценка последствий предполагаемого заключения договора аренды для обеспечения образования и воспитания детей.

ГБОУ СПО ВО «ВТК» в отзыве от 22.01.2013г. пояснил, что договор аренды с ООО «БИОВЕТ-СВ» заключен  без торгов в порядке части 9, 10, статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также с учетом реализации преимущественного права арендатора на заключение договора.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  пояснил, что указание в договоре аренды  № 305 от 28.06.2012г. иной площади является технической ошибкой, поскольку имеется в виду один и тот же объект недвижимости.

ГБОУ СПО ВО «ВТК» (Арендодатель) 28.06.2012г. заключило договор аренды  государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   с ООО «БИОВЕТ –СВ» (Арендатор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование и владение государственное недвижимое имущество, находящиеся в собственности Владимирской области: нежилые помещения, расположенные по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис  и гаражный бокс. Общая площадь передаваемого  в аренду имущества – 54,3 кв.м. Заключенный договор действует по 31 декабря 2012года включительно.

Согласно пункта 2.3 договора  от 28.06.2012г. его условия применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 11.01.2012года.

Договор № 305 от 28.06.2012г. заключен с согласия  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора департамента«-----------». Согласие подтверждено личной подписью «-----------» и печатью Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Договор № 305 от 28.06.2012г. также заключен с согласия   учредителя  арендодателя - Департамента образования администрации Владимирской области.

Согласно передаточного акта от 11.01.2012года, являющегося приложением № 1  к договору аренды № 305 от 28.06.2012г. ООО «БИОВЕТ - СВ» переданы нежилые помещения общей площадью  54,3 кв.м.

В пункте 7.1 договора указано, что договор заключен без проведения торгов  на основании части 9 статьи 17.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Данная норма введена Федеральным законом от 06.12.2011г. № 401-ФЗ, который вступил в силу с 6.01.2012г. Соответственно она распространятся только на договоры аренды, срок действия которых истек после вступления Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ в силу. В отношении всех иных договоров действует общее правило части 1  и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предполагающие заключение договора на новый срок на торгах.

 

Договору № 305 от 28.06.2012г., заключенному в порядке части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предшествовал договор аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 31  от 22.05.2009г.

Договор № 31 от 22.05.2009г. заключен территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в лице руководителя «-----------», балансодержателем  ГБУ НПО «Профессиональный лицеем № 7»  в лице директора «-----------» и ООО «БИОВЕТ – СВ» в лице директора «-----------».

Согласно договора № 31 от 22.05.2009г. арендодатели передают, а арендатор принимает во временное пользование и владение государственное недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Владимир, проспект Строителей д.2 «Б» для использования под офис и место под гараж. Общая площадь передаваемых в аренду помещений 39,3 кв.м. Срок действия договора до 21 апреля 2014года.

Передача помещений оформлена передаточным актом – приложение № 1 к Договору. Согласно передаточного акта   от 18.04.2009г.  ГБУ НПО «Профессиональный лицеем № 7» сдал, а ООО «БИОВЕТ – СВ» принял помещения под офис и место под гараж общей площадью 39.3 кв.м.

После передачи имущества в областную собственность  было заключено  соглашение о смене сторон по договору аренды  от 5.02.2010г. Полномочия собственника в отношении указанного имущества стал осуществлять Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

В силу части 1 статьи 20.1 Закона Владимирской области от 6.11.2001г. № 104-ОЗ «О порядке управления  и распоряжения  имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области» бюджетное учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия Департамента и органа администрации области, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

В пункте 2.4 части IV  «Положения о Департаменте имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области», утвержденном постановлением Губернатора Владимирской области  от 20.12.2005г. № 739 к полномочиям Департамента имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области отнесено согласование  бюджетным и автономным  учреждениям права распоряжаться недвижимым  имуществом.

1 января 2012года  Департамент имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора Департамента «-----------»  и ГБОУ СПО ВО «ВТК» в лице директора «-----------» заключили соглашение б/н с ООО «БИОВЕТ-СВ» о расторжении с 1.01.2012года договора аренды № 31 от 22.05.2009г.

Передаточным актом от 1.01.2012г. ООО   «БИОВЕТ-СВ» сдал, а  ГБОУ СПО ВО «ВТК» принял офис и место под гараж площадью 39,3 кв.м.

Таким образом, договорные отношения  с ООО   «БИОВЕТ-СВ» по аренде офиса и места под гараж площадью 39,3 кв.м. сторонами были прерваны в силу расторжения договора аренды № 31 от 22.05.2009г.

Соответственно  заключение договора № 305 от 28.06.2012г.  на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  без торгов  неправомерно, так как  на 28.06.2012г.   договорные отношения  между сторонами отсутствовали, а предшествующий договор аренды был расторгнут до вступления  в силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.   Договор № 305 от 28.06.2012г.   должен был  быть заключен  на торгах в порядке части 1 и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, договор № 305 от 23.06.2012г. заключен на недвижимое имущество иной площади: 54,3 кв.м, для использования под офис и гаражный бокс.

Согласно передаточного акта  от 11.01.2012г., являющегося приложением № 1 к договору аренды № 305  от 28.06.2012г.   ГБОУ СПО ВО «ВТК» сдал, а ООО «БИОВЕТ - СВ» принял нежилые помещения под офис и гаражный бокс общей площадью 54,3 кв.м. (под офис – 29,3 кв.м.; под гараж – 25 кв.м.)

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 Существенным условием договора аренды является его предмет, т.е. договоренность  о том, какое имущество подлежит передаче  арендатору в качестве договора аренды.

В силу части 3 статьи 607 ГК РФ  в договоре аренды  должны быть указаны данные, позволяющие  определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору  в качестве объекта аренды.

 В договоре № 305 от 23.06.2012г. объект аренды идентифицирует адрес местонахождения здания, в котором находятся арендуемые помещения и их площадь.

Изменение площади объекта является изменением существенного условия договора аренды.

Договор № 305 от 23.06.2012г. является новым договором, а не перезаключенным на новый срок  предыдущим договором аренды № 31 от 22.05.2009г.

При заключении договора № 305 от 23.06.2012г. стороны не могли применить часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющую заключить договор аренды в отношении государственного имущества  без торгов.

Передача прав владения и пользования по договору аренды № 305 от 28.06.2012г. осуществлена Арендодателем ГБОУ СПО ВО «ВТК».

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК», принятого Решением общего собрания ГБОУ СПО ВО «ВТК» 22.04.2011г., утвержденного директором Департамента образования администрации Владимирской области и согласованного Директором Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области,  имущество учреждения является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Право собственности Владимирской области на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Владимир, пр-т Строителей д.2-б зарегистрировано 30.06.2010г. (Свидетельство о государственной регистрации права серия  33 АК номер 975792)

Право оперативного управления ГБОУ СПО ВО «ВТК» на  нежилое здание, расположенное по адресу: г.Владимир, пр-т Строителей д.2-б зарегистрировано 3.02.2012г. (Свидетельство о государственной регистрации права № 33 АК 368405 от 17.05.2012г.)

В соответствии с пунктом 3  частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, в отношении  государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям,  осуществляется в  порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи. Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает заключение договоров аренды в отношении государственного имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, ГБОУ СПО ВО «ВТК», заключив договор аренды государственного недвижимого имущества № 305 от 23.06.2012г. без торгов, нарушило статью 17.1 Закона о защите конкуренции.

Договор № 305 от 28.06.2012г. заключен с согласия  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора Департамента «-----------» и учредителя Департамента образования администрации Владимирской области в лице директора «-----------».

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Владимирской области. Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет Департамент образования администрации Владимирской области (далее - Учредитель). В соответствии с пунктом 5.2.5 Устава к компетенции учредителя относится согласование договоров аренды  недвижимого имущества Учреждения, объектов собственности. До заключения  договора аренды  собственности  учредитель проводит экспертную оценку последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, лечебно-профилактической  помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей.

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" если государственное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Директор  Департамента образования администрации Владимирской области 20.02.2012г.  согласовал результаты экспертной оценки последствий договора аренды  с ООО «БИОВЕТ – СВ» для обеспечения образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания обучающихся, согласно которым деятельность арендатора не будет оказывать  отрицательного влияния на учебно-воспитательный процесс и безопасность учащихся.

 Таким образом, Департамент образования администрации Владимирской области,  согласовывая договор аренды № 305 от 23.06.2012г., выполнил требования статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ и функцию Учредителя в соответствии с пунктом  5.2.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК».

Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в действиях Департамента образования администрации Владимирской области и 28.01.2012г. вынесла определение о прекращении участия Департамента образования администрации Владимирской области  в рассмотрении дела № К-799-02/2012 в качестве ответчика.

Согласие на заключение договора № 305 от 28.06.2012г.  с ООО «БИОВЕТ-СВ» также дано Департаментом  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

В силу части 1 статьи 20.1 Закона Владимирской области от 6.11.2001г. № 104-ОЗ «О порядке управления  и распоряжения  имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области», пункта 2.4 части IV  «Положения о Департаменте имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области», к полномочиям Департамента имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области отнесено согласование  бюджетным учреждениями права распоряжаться недвижимым  имуществом.

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК» Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области осуществляет функции и полномочия собственника  имущества учреждения.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Таким образом, дача собственником имущества согласия на передачу учреждением государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, целевым образом без проведения торгов содержит состав  нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласие  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в настоящем деле дано на передачу имущества целевым образом, т.к. согласие выражено письменно, путем подписи договора № 305 от 28.06.2012г., где указан субъект владения и пользования, площадь государственного имущества и срок аренды, а также  необоснованное основание передачи – часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (п.7.1 Договора).

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции запрещено  предоставление государственной  преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

После вступления в силу Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 19 и частью 1 статьи 20 Федерального закона № 135-ФЗ, является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 настоящего закона.

Предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности путем передачи имущества в приоритетном порядке, в нарушение установленных антимонопольным законодательством оснований и порядка предоставления является запрещенной государственной  помощью.

Таким образом  действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  по даче согласия на заключение договора аренды № 305   целевым образом  с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов являются нарушением части 1, 3 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1, 3 статьи 17.1, частью 1 статьи 15,  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Владимирской области  «Владимирский технологический колледж»  нарушившим статью 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось  в заключении ГБОУ СПО ВО «ВТК» договора аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   от 28.06.2012 г. с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов.
  1. Признать Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в даче согласия Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на заключение договора аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   от 28.06.2012 г. целевым образом  с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов.
  1. Материалы дела передать должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № К-799-02/2012

            Резолютивная часть решения оглашена «28» января  2013 г.

            В полном объеме решение изготовлено «1» февраля 2013 г.

Комиссия  Владимирского УФАС России в составе:

«-----------»- исполняющего обязанности руководителя, председателя Комиссии;

«-----------» – начальника отдела, члена комиссии;

            «-----------» -  главного  государственного инспектора, члена комиссии;       

            в присутствии:

представителя ООО «БИОВЕТ-СВ» - «-----------» (протокол № 2 от 29 мая 2008г., паспорт ххххххххххх, выдан ОВД Суражского района Брянской области 15.05.06г.)

представителя ГБОУ СПО ВО «ВТК» - «-----------» (доверенность 23.01.2013г.)

директора ГБОУ СПО ВО «ВТК» - «-----------» (паспорт 1хххххххххххх, выдан ОВД Фрунзенского района г.Владимира 6.02.2002г., приказ Департамента образования администрации Владимирской области № 13-к от 2.04.2012г.)

представителя Департамента образования администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность  от 21.01.2013г. № ДО-217-05-09 сроком действия до 31.12.2013г.);

представителя Счетной палаты Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 02/73, сроком действия – 3 года);

представителя Счетной палаты Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 02/74, сроком действия – 3 года);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------». (доверенность от 21.01.2013г. № 18);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 17);

представителя Департамента имущественных и земельных отношений  администрации Владимирской области – «-----------» (доверенность от 21.01.2013г. № 19),

рассмотрев дело № К-799-02/2012   по признакам  нарушения Департаментом образования администрации Владимирской области (ул.Комсомольская, д.1, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023301286832 ),  Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (ул.Большая Московская, д.68, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023303357472), Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования  Владимирской области  «Владимирский технологический колледж» (далее - ГБОУ СПО ВО «ВТК») (пр-т Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1113328005691)  при заключении договора аренды № 305 от 28.06.2012г.  с ООО «БИОВЕТ -СВ» (проспект Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1033302019080)  статьи  15  и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

Во Владимирское УФАС России органами прокуратуры направлены материалы проверки Счетной палаты Владимирской области ГБОУ СПО ВО «ВТК»  в которых содержалась информация о заключении договора № 305 от 28.06.2012года  без торгов в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис и гаражный бокс площадью 54,3 кв.м.

По результатам рассмотрения и исследования  представленных материалов    в отношении  Департамента образования администрации Владимирской области (ул.Комсомольская, д.1, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023301286832 ),  Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (ул.Большая Московская, д.68, г.Владимир, 600000, ОГРН 1023303357472), ГБОУ СПО ВО «ВТК» (пр-т Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1113328005691) по признакам нарушения статьи 17.1, 15 Закона о защите конкуренции в соответствии с приказом  № 390 от 19.12.2012г.  возбуждено дело  № К-799-02/2012.

К рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «БИОВЕТ -СВ» (проспект Строителей, д.2-б, г.Владимир, 600026, ОГРН 1033302019080), в качестве заявителя - Счетная палата Владимирской области (Октябрьский проспект, д.21, г.Владимир, 600000).

Департамент образования администрации Владимирской области в отзыве от 22.01.2013г. № ДО-249-05-09 указал, что распоряжение имуществом образовательного учреждения не входит в полномочия Департамента образования. К полномочиям Департамента образования отнесена экспертная оценка последствий предполагаемого заключения договора аренды для обеспечения образования и воспитания детей.

ГБОУ СПО ВО «ВТК» в отзыве от 22.01.2013г. пояснил, что договор аренды с ООО «БИОВЕТ-СВ» заключен  без торгов в порядке части 9, 10, статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также с учетом реализации преимущественного права арендатора на заключение договора.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  пояснил, что указание в договоре аренды  № 305 от 28.06.2012г. иной площади является технической ошибкой, поскольку имеется в виду один и тот же объект недвижимости.

ГБОУ СПО ВО «ВТК» (Арендодатель) 28.06.2012г. заключило договор аренды  государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   с ООО «БИОВЕТ –СВ» (Арендатор), согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование и владение государственное недвижимое имущество, находящиеся в собственности Владимирской области: нежилые помещения, расположенные по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис  и гаражный бокс. Общая площадь передаваемого  в аренду имущества – 54,3 кв.м. Заключенный договор действует по 31 декабря 2012года включительно.

Согласно пункта 2.3 договора  от 28.06.2012г. его условия применяются к отношениям, возникшим между сторонами с 11.01.2012года.

Договор № 305 от 28.06.2012г. заключен с согласия  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора департамента«-----------». Согласие подтверждено личной подписью «-----------» и печатью Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Договор № 305 от 28.06.2012г. также заключен с согласия   учредителя  арендодателя - Департамента образования администрации Владимирской области.

Согласно передаточного акта от 11.01.2012года, являющегося приложением № 1  к договору аренды № 305 от 28.06.2012г. ООО «БИОВЕТ - СВ» переданы нежилые помещения общей площадью  54,3 кв.м.

В пункте 7.1 договора указано, что договор заключен без проведения торгов  на основании части 9 статьи 17.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Данная норма введена Федеральным законом от 06.12.2011г. № 401-ФЗ, который вступил в силу с 6.01.2012г. Соответственно она распространятся только на договоры аренды, срок действия которых истек после вступления Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ в силу. В отношении всех иных договоров действует общее правило части 1  и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предполагающие заключение договора на новый срок на торгах.

 

Договору № 305 от 28.06.2012г., заключенному в порядке части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предшествовал договор аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 31  от 22.05.2009г.

Договор № 31 от 22.05.2009г. заключен территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в лице руководителя «-----------», балансодержателем  ГБУ НПО «Профессиональный лицеем № 7»  в лице директора «-----------» и ООО «БИОВЕТ – СВ» в лице директора «-----------».

Согласно договора № 31 от 22.05.2009г. арендодатели передают, а арендатор принимает во временное пользование и владение государственное недвижимое имущество, расположенное по адресу: г.Владимир, проспект Строителей д.2 «Б» для использования под офис и место под гараж. Общая площадь передаваемых в аренду помещений 39,3 кв.м. Срок действия договора до 21 апреля 2014года.

Передача помещений оформлена передаточным актом – приложение № 1 к Договору. Согласно передаточного акта   от 18.04.2009г.  ГБУ НПО «Профессиональный лицеем № 7» сдал, а ООО «БИОВЕТ – СВ» принял помещения под офис и место под гараж общей площадью 39.3 кв.м.

После передачи имущества в областную собственность  было заключено  соглашение о смене сторон по договору аренды  от 5.02.2010г. Полномочия собственника в отношении указанного имущества стал осуществлять Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

В силу части 1 статьи 20.1 Закона Владимирской области от 6.11.2001г. № 104-ОЗ «О порядке управления  и распоряжения  имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области» бюджетное учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия Департамента и органа администрации области, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

В пункте 2.4 части IV  «Положения о Департаменте имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области», утвержденном постановлением Губернатора Владимирской области  от 20.12.2005г. № 739 к полномочиям Департамента имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области отнесено согласование  бюджетным и автономным  учреждениям права распоряжаться недвижимым  имуществом.

1 января 2012года  Департамент имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора Департамента «-----------»  и ГБОУ СПО ВО «ВТК» в лице директора «-----------» заключили соглашение б/н с ООО «БИОВЕТ-СВ» о расторжении с 1.01.2012года договора аренды № 31 от 22.05.2009г.

Передаточным актом от 1.01.2012г. ООО   «БИОВЕТ-СВ» сдал, а  ГБОУ СПО ВО «ВТК» принял офис и место под гараж площадью 39,3 кв.м.

Таким образом, договорные отношения  с ООО   «БИОВЕТ-СВ» по аренде офиса и места под гараж площадью 39,3 кв.м. сторонами были прерваны в силу расторжения договора аренды № 31 от 22.05.2009г.

Соответственно  заключение договора № 305 от 28.06.2012г.  на основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  без торгов  неправомерно, так как  на 28.06.2012г.   договорные отношения  между сторонами отсутствовали, а предшествующий договор аренды был расторгнут до вступления  в силу части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.   Договор № 305 от 28.06.2012г.   должен был  быть заключен  на торгах в порядке части 1 и части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, договор № 305 от 23.06.2012г. заключен на недвижимое имущество иной площади: 54,3 кв.м, для использования под офис и гаражный бокс.

Согласно передаточного акта  от 11.01.2012г., являющегося приложением № 1 к договору аренды № 305  от 28.06.2012г.   ГБОУ СПО ВО «ВТК» сдал, а ООО «БИОВЕТ - СВ» принял нежилые помещения под офис и гаражный бокс общей площадью 54,3 кв.м. (под офис – 29,3 кв.м.; под гараж – 25 кв.м.)

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 Существенным условием договора аренды является его предмет, т.е. договоренность  о том, какое имущество подлежит передаче  арендатору в качестве договора аренды.

В силу части 3 статьи 607 ГК РФ  в договоре аренды  должны быть указаны данные, позволяющие  определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору  в качестве объекта аренды.

 В договоре № 305 от 23.06.2012г. объект аренды идентифицирует адрес местонахождения здания, в котором находятся арендуемые помещения и их площадь.

Изменение площади объекта является изменением существенного условия договора аренды.

Договор № 305 от 23.06.2012г. является новым договором, а не перезаключенным на новый срок  предыдущим договором аренды № 31 от 22.05.2009г.

При заключении договора № 305 от 23.06.2012г. стороны не могли применить часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющую заключить договор аренды в отношении государственного имущества  без торгов.

Передача прав владения и пользования по договору аренды № 305 от 28.06.2012г. осуществлена Арендодателем ГБОУ СПО ВО «ВТК».

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК», принятого Решением общего собрания ГБОУ СПО ВО «ВТК» 22.04.2011г., утвержденного директором Департамента образования администрации Владимирской области и согласованного Директором Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области,  имущество учреждения является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Право собственности Владимирской области на нежилое здание, расположенное по адресу: г.Владимир, пр-т Строителей д.2-б зарегистрировано 30.06.2010г. (Свидетельство о государственной регистрации права серия  33 АК номер 975792)

Право оперативного управления ГБОУ СПО ВО «ВТК» на  нежилое здание, расположенное по адресу: г.Владимир, пр-т Строителей д.2-б зарегистрировано 3.02.2012г. (Свидетельство о государственной регистрации права № 33 АК 368405 от 17.05.2012г.)

В соответствии с пунктом 3  частью 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, в отношении  государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям,  осуществляется в  порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи. Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает заключение договоров аренды в отношении государственного имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, ГБОУ СПО ВО «ВТК», заключив договор аренды государственного недвижимого имущества № 305 от 23.06.2012г. без торгов, нарушило статью 17.1 Закона о защите конкуренции.

Договор № 305 от 28.06.2012г. заключен с согласия  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в лице первого заместителя директора Департамента «-----------» и учредителя Департамента образования администрации Владимирской области в лице директора «-----------».

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Владимирской области. Функции и полномочия Учредителя учреждения осуществляет Департамент образования администрации Владимирской области (далее - Учредитель). В соответствии с пунктом 5.2.5 Устава к компетенции учредителя относится согласование договоров аренды  недвижимого имущества Учреждения, объектов собственности. До заключения  договора аренды  собственности  учредитель проводит экспертную оценку последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, лечебно-профилактической  помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей.

В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" если государственное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Директор  Департамента образования администрации Владимирской области 20.02.2012г.  согласовал результаты экспертной оценки последствий договора аренды  с ООО «БИОВЕТ – СВ» для обеспечения образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания обучающихся, согласно которым деятельность арендатора не будет оказывать  отрицательного влияния на учебно-воспитательный процесс и безопасность учащихся.

 Таким образом, Департамент образования администрации Владимирской области,  согласовывая договор аренды № 305 от 23.06.2012г., выполнил требования статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ и функцию Учредителя в соответствии с пунктом  5.2.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК».

Комиссия Владимирского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в действиях Департамента образования администрации Владимирской области и 28.01.2012г. вынесла определение о прекращении участия Департамента образования администрации Владимирской области  в рассмотрении дела № К-799-02/2012 в качестве ответчика.

Согласие на заключение договора № 305 от 28.06.2012г.  с ООО «БИОВЕТ-СВ» также дано Департаментом  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

В силу части 1 статьи 20.1 Закона Владимирской области от 6.11.2001г. № 104-ОЗ «О порядке управления  и распоряжения  имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области», пункта 2.4 части IV  «Положения о Департаменте имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области», к полномочиям Департамента имущественных  и земельных отношений администрации Владимирской области отнесено согласование  бюджетным учреждениями права распоряжаться недвижимым  имуществом.

В соответствии с пунктом 1.5 Устава ГБОУ СПО ВО «ВТК» Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области осуществляет функции и полномочия собственника  имущества учреждения.

Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Учитывая изложенное, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом необходимости проведения торгов при передаче прав на такое имущество.

Таким образом, дача собственником имущества согласия на передачу учреждением государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, целевым образом без проведения торгов содержит состав  нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласие  Департамента  имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в настоящем деле дано на передачу имущества целевым образом, т.к. согласие выражено письменно, путем подписи договора № 305 от 28.06.2012г., где указан субъект владения и пользования, площадь государственного имущества и срок аренды, а также  необоснованное основание передачи – часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции (п.7.1 Договора).

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона  о защите конкуренции запрещено  предоставление государственной  преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.

После вступления в силу Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 19 и частью 1 статьи 20 Федерального закона № 135-ФЗ, является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного статьей 20 настоящего закона.

Предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности путем передачи имущества в приоритетном порядке, в нарушение установленных антимонопольным законодательством оснований и порядка предоставления является запрещенной государственной  помощью.

Таким образом  действия Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  по даче согласия на заключение договора аренды № 305   целевым образом  с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов являются нарушением части 1, 3 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1, 3 статьи 17.1, частью 1 статьи 15,  статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Владимирской области  «Владимирский технологический колледж»  нарушившим статью 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось  в заключении ГБОУ СПО ВО «ВТК» договора аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   от 28.06.2012 г. с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов.
  1. Признать Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области  нарушившим часть 1 статьи 15, статью 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в даче согласия Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на заключение договора аренды государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления № 305   от 28.06.2012 г. целевым образом  с ООО «БИОВЕТ –СВ» без торгов.
  1. Материалы дела передать должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № К-799-02/2012 [format] => [safe_value] => № К-799-02/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Во Владимирское УФАС России органами прокуратуры направлены материалы проверки Счетной палаты Владимирской области ГБОУ СПО ВО «ВТК»  в которых содержалась информация о заключении договора № 305 от 28.06.2012года  без торгов в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис и гаражный бокс площадью 54,3 кв.м.

[format] => full_html [safe_value] =>

Во Владимирское УФАС России органами прокуратуры направлены материалы проверки Счетной палаты Владимирской области ГБОУ СПО ВО «ВТК»  в которых содержалась информация о заключении договора № 305 от 28.06.2012года  без торгов в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: 600026, г.Владимир, проспект Строителей, д.2-б для использования под офис и гаражный бокс площадью 54,3 кв.м.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-06 09:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-28 09:01:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387530258 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )