Решение по делу № К-587-02/2013

Номер дела: № К-587-02/2013
Дата публикации: 26 ноября 2013, 13:13

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 587-02/2013

Оглашена резолютивная часть: 21 ноября  2013 г.

Изготовлено в полном объеме: 21 ноября 2013 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

«------------» –руководителя Управления, председатель Комиссии;

            «------------» -  член комиссии (начальник отдела); 

            «------------» . – член комиссии (главный специалист – эксперт),

в присутствии главы МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района «------------»  (удостоверение от 20.09.2013 г.),

          рассмотрев дело № К-587-02/2013 по признакам нарушения администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, адрес места нахождения: 601542 Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Купреево, ул. Школьная, д.2,   части 1 статьи 15,  части 1 ст.17.1, статей 19,20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Владимирского УФАС России из Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры поступили материалы,  в которых содержится информация о заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» с нарушением норм антимонопольного законодательства. 

Как следует из материалов дела, 01.11.2012 г. между администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------»  (ссудодатель) и ООО «Мастер» в лице «------------»  (ссудополучатель) заключен договор  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н.

Согласно предмета договора, ссудодатель представляет, а ссудополучатель  принимает в безвозмездное временное пользование котельную с оборудованием, расположенную по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Колпь, являющиеся муниципальной собственностью МО Купреевское (сельское поселение), для оказания ЖКУ объектам социальной сферы и прочим потребителям.

 Срок действия договора  с 01.11.2012 по 01.10.2013 г.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции процедура торгов в отношении указанного недвижимого имущества не проводилась.   

01.10.2013 г. между администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------» (ссудодатель) и ООО «Тепло» в лице «------------»  (ссудополучатель) заключен договор  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н.

Согласно предмета договора, ссудодатель представляет, а ссудополучатель  принимает в безвозмездное временное пользование котельную с оборудованием, расположенную по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Колпь, являющиеся муниципальной собственностью МО Купреевское (сельское поселение), для оказания ЖКУ объектам социальной сферы и прочим потребителям.

 Срок действия договора  с 01.10.2013 по 01.08.2014 г.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции процедура торгов в отношении указанного недвижимого имущества не проводилась.   

По факту нарушения антимонопольного законодательства глава МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области пояснил, что заключение спорных договоров без соблюдения процедур, установленных антимонопольным законодательством, связано с предотвращением срыва отопительного сезона 2013 -2014 г.

Заслушав, главу МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области, оценив имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Следовательно, заключение договоров безвозмездного пользования, субаренды, перенайма, в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества.

Круг всех заинтересованных лиц  в приобретении прав владения и пользования муниципальным имуществом можно выявить только при проведении торгов. Не проведение торгов в тех случаях, когда их проведение обязательно не позволяет обеспечить  равный доступ хозяйствующих субъектов к государственному  имуществу  и создает условия для ограничения, недопущения и устранения конкуренции.

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло»  заключены без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур.

Таким образом, действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------», выразившиеся  в заключении договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом № б/н от 01.11.2012г., 01.10.2013 г. с ООО «Мастер» и ООО «Тепло», без проведения торгов, привели к нарушению порядка передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, определенного ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства согласно статье 15 Закона о защите конкуренции являются органы местного самоуправления.

Следовательно, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие). При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные хозяйствующие субъекты (конкуренты), желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из содержания изложенных норм права следует, что после введения в действие с 02.07.2008 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача муниципального имущества в аренду, в том числе выдача арендодателем в лице уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа согласия на перенаем в порядке пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при отсутствии установленных законом исключений. Следовательно, передача арендодателем в лице уполномоченного органа муниципального имущества без проведения торгов свидетельствует о создании таким органом условий, ограничивающих конкуренцию, и является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции,  государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

 Согласно  части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Порядок представления государственной и муниципальной преференции регулируется статьей 20 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

        Установлено, что администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области соответствующие заявления на дачу предварительного согласия антимонопольного органа на  заключение указанного договора без проведения торгов, в адрес Владимирского УФАС России не направлялось.

Таким образом, действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области, выразившиеся в заключении договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом № б/н от 01.11.2012г., 01.10.2013 г. с ООО «Мастер» и ООО «Тепло», без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции путем создания преимущественных условий для конкретных хозяйствующих субъектов, что в свою очередь, обеспечило данным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке.   

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области,  выразившиеся в заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.11.2012г. с ООО «Мастер», договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, нарушившими ч. 1 ст. 17.1, ч.1 ст.15, ст.ст. 19,20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области адрес места нахождения: 601542 Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Купреево, ул. Школьная, д.2, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 15.12.2013 года, путем расторжения договора  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.10.2013 г., заключенного с ООО «Тепло».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 20.12.2013 года.

3.  Передать дело уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Председатель Комиссии                                                                            «------------»

Члены комиссии:                                                                                        «------------» 

stdClass Object ( [vid] => 9748 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № К-587-02/2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9748 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387444551 [changed] => 1387444551 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387444551 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 587-02/2013

Оглашена резолютивная часть: 21 ноября  2013 г.

Изготовлено в полном объеме: 21 ноября 2013 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

«------------» –руководителя Управления, председатель Комиссии;

            «------------» -  член комиссии (начальник отдела); 

            «------------» . – член комиссии (главный специалист – эксперт),

в присутствии главы МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района «------------»  (удостоверение от 20.09.2013 г.),

          рассмотрев дело № К-587-02/2013 по признакам нарушения администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, адрес места нахождения: 601542 Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Купреево, ул. Школьная, д.2,   части 1 статьи 15,  части 1 ст.17.1, статей 19,20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Владимирского УФАС России из Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры поступили материалы,  в которых содержится информация о заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» с нарушением норм антимонопольного законодательства. 

Как следует из материалов дела, 01.11.2012 г. между администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------»  (ссудодатель) и ООО «Мастер» в лице «------------»  (ссудополучатель) заключен договор  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н.

Согласно предмета договора, ссудодатель представляет, а ссудополучатель  принимает в безвозмездное временное пользование котельную с оборудованием, расположенную по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Колпь, являющиеся муниципальной собственностью МО Купреевское (сельское поселение), для оказания ЖКУ объектам социальной сферы и прочим потребителям.

 Срок действия договора  с 01.11.2012 по 01.10.2013 г.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции процедура торгов в отношении указанного недвижимого имущества не проводилась.   

01.10.2013 г. между администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------» (ссудодатель) и ООО «Тепло» в лице «------------»  (ссудополучатель) заключен договор  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н.

Согласно предмета договора, ссудодатель представляет, а ссудополучатель  принимает в безвозмездное временное пользование котельную с оборудованием, расположенную по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Колпь, являющиеся муниципальной собственностью МО Купреевское (сельское поселение), для оказания ЖКУ объектам социальной сферы и прочим потребителям.

 Срок действия договора  с 01.10.2013 по 01.08.2014 г.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции процедура торгов в отношении указанного недвижимого имущества не проводилась.   

По факту нарушения антимонопольного законодательства глава МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области пояснил, что заключение спорных договоров без соблюдения процедур, установленных антимонопольным законодательством, связано с предотвращением срыва отопительного сезона 2013 -2014 г.

Заслушав, главу МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области, оценив имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Следовательно, заключение договоров безвозмездного пользования, субаренды, перенайма, в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества.

Круг всех заинтересованных лиц  в приобретении прав владения и пользования муниципальным имуществом можно выявить только при проведении торгов. Не проведение торгов в тех случаях, когда их проведение обязательно не позволяет обеспечить  равный доступ хозяйствующих субъектов к государственному  имуществу  и создает условия для ограничения, недопущения и устранения конкуренции.

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло»  заключены без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур.

Таким образом, действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------», выразившиеся  в заключении договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом № б/н от 01.11.2012г., 01.10.2013 г. с ООО «Мастер» и ООО «Тепло», без проведения торгов, привели к нарушению порядка передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, определенного ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства согласно статье 15 Закона о защите конкуренции являются органы местного самоуправления.

Следовательно, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие). При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные хозяйствующие субъекты (конкуренты), желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из содержания изложенных норм права следует, что после введения в действие с 02.07.2008 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача муниципального имущества в аренду, в том числе выдача арендодателем в лице уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа согласия на перенаем в порядке пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при отсутствии установленных законом исключений. Следовательно, передача арендодателем в лице уполномоченного органа муниципального имущества без проведения торгов свидетельствует о создании таким органом условий, ограничивающих конкуренцию, и является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции,  государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

 Согласно  части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Порядок представления государственной и муниципальной преференции регулируется статьей 20 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

        Установлено, что администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области соответствующие заявления на дачу предварительного согласия антимонопольного органа на  заключение указанного договора без проведения торгов, в адрес Владимирского УФАС России не направлялось.

Таким образом, действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области, выразившиеся в заключении договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом № б/н от 01.11.2012г., 01.10.2013 г. с ООО «Мастер» и ООО «Тепло», без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции путем создания преимущественных условий для конкретных хозяйствующих субъектов, что в свою очередь, обеспечило данным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке.   

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области,  выразившиеся в заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.11.2012г. с ООО «Мастер», договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, нарушившими ч. 1 ст. 17.1, ч.1 ст.15, ст.ст. 19,20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области адрес места нахождения: 601542 Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Купреево, ул. Школьная, д.2, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 15.12.2013 года, путем расторжения договора  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.10.2013 г., заключенного с ООО «Тепло».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 20.12.2013 года.

3.  Передать дело уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Председатель Комиссии                                                                            «------------»

Члены комиссии:                                                                                        «------------» 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 587-02/2013

Оглашена резолютивная часть: 21 ноября  2013 г.

Изготовлено в полном объеме: 21 ноября 2013 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

«------------» –руководителя Управления, председатель Комиссии;

            «------------» -  член комиссии (начальник отдела); 

            «------------» . – член комиссии (главный специалист – эксперт),

в присутствии главы МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района «------------»  (удостоверение от 20.09.2013 г.),

          рассмотрев дело № К-587-02/2013 по признакам нарушения администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, адрес места нахождения: 601542 Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Купреево, ул. Школьная, д.2,   части 1 статьи 15,  части 1 ст.17.1, статей 19,20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Владимирского УФАС России из Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры поступили материалы,  в которых содержится информация о заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» с нарушением норм антимонопольного законодательства. 

Как следует из материалов дела, 01.11.2012 г. между администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------»  (ссудодатель) и ООО «Мастер» в лице «------------»  (ссудополучатель) заключен договор  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н.

Согласно предмета договора, ссудодатель представляет, а ссудополучатель  принимает в безвозмездное временное пользование котельную с оборудованием, расположенную по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Колпь, являющиеся муниципальной собственностью МО Купреевское (сельское поселение), для оказания ЖКУ объектам социальной сферы и прочим потребителям.

 Срок действия договора  с 01.11.2012 по 01.10.2013 г.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции процедура торгов в отношении указанного недвижимого имущества не проводилась.   

01.10.2013 г. между администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------» (ссудодатель) и ООО «Тепло» в лице «------------»  (ссудополучатель) заключен договор  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н.

Согласно предмета договора, ссудодатель представляет, а ссудополучатель  принимает в безвозмездное временное пользование котельную с оборудованием, расположенную по адресу: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Колпь, являющиеся муниципальной собственностью МО Купреевское (сельское поселение), для оказания ЖКУ объектам социальной сферы и прочим потребителям.

 Срок действия договора  с 01.10.2013 по 01.08.2014 г.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции процедура торгов в отношении указанного недвижимого имущества не проводилась.   

По факту нарушения антимонопольного законодательства глава МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области пояснил, что заключение спорных договоров без соблюдения процедур, установленных антимонопольным законодательством, связано с предотвращением срыва отопительного сезона 2013 -2014 г.

Заслушав, главу МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области, оценив имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Следовательно, заключение договоров безвозмездного пользования, субаренды, перенайма, в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества.

Круг всех заинтересованных лиц  в приобретении прав владения и пользования муниципальным имуществом можно выявить только при проведении торгов. Не проведение торгов в тех случаях, когда их проведение обязательно не позволяет обеспечить  равный доступ хозяйствующих субъектов к государственному  имуществу  и создает условия для ограничения, недопущения и устранения конкуренции.

Передача государственного имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному ресурсу неопределенному кругу лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении государственного имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества учреждениями на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Установлено, что в нарушение требований Закона о защите конкуренции, договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло»  заключены без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур.

Таким образом, действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района в лице главы МО Купреевское «------------», выразившиеся  в заключении договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом № б/н от 01.11.2012г., 01.10.2013 г. с ООО «Мастер» и ООО «Тепло», без проведения торгов, привели к нарушению порядка передачи прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, определенного ст.17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства согласно статье 15 Закона о защите конкуренции являются органы местного самоуправления.

Следовательно, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие). При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные хозяйствующие субъекты (конкуренты), желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из содержания изложенных норм права следует, что после введения в действие с 02.07.2008 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача муниципального имущества в аренду, в том числе выдача арендодателем в лице уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа согласия на перенаем в порядке пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при отсутствии установленных законом исключений. Следовательно, передача арендодателем в лице уполномоченного органа муниципального имущества без проведения торгов свидетельствует о создании таким органом условий, ограничивающих конкуренцию, и является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции,  государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

 Согласно  части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Порядок представления государственной и муниципальной преференции регулируется статьей 20 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

        Установлено, что администрацией МО Купреевское (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области соответствующие заявления на дачу предварительного согласия антимонопольного органа на  заключение указанного договора без проведения торгов, в адрес Владимирского УФАС России не направлялось.

Таким образом, действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области, выразившиеся в заключении договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом № б/н от 01.11.2012г., 01.10.2013 г. с ООО «Мастер» и ООО «Тепло», без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции путем создания преимущественных условий для конкретных хозяйствующих субъектов, что в свою очередь, обеспечило данным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке.   

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области,  выразившиеся в заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.11.2012г. с ООО «Мастер», договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, нарушившими ч. 1 ст. 17.1, ч.1 ст.15, ст.ст. 19,20 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации МО Купреевское (сельское поселение) Владимирской области адрес места нахождения: 601542 Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, д. Купреево, ул. Школьная, д.2, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 15.12.2013 года, путем расторжения договора  безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н от 01.10.2013 г., заключенного с ООО «Тепло».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 20.12.2013 года.

3.  Передать дело уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Председатель Комиссии                                                                            «------------»

Члены комиссии:                                                                                        «------------» 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № К-587-02/2013 [format] => [safe_value] => № К-587-02/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В адрес Владимирского УФАС России из Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры поступили материалы,  в которых содержится информация о заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» с нарушением норм антимонопольного законодательства.

[format] => full_html [safe_value] =>

В адрес Владимирского УФАС России из Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры поступили материалы,  в которых содержится информация о заключении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.11.20012 г. с ООО «Мастер»  и договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом – здания котельной с оборудованием № б/н  от 01.10.2013 г. с ООО «Тепло» с нарушением норм антимонопольного законодательства.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-26 09:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-26 09:13:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387444551 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )