Решение по делу № К-480-02/2013

Номер дела: № К-480-02/2013
Дата публикации: 15 октября 2013, 11:14

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 480-02/2013

Оглашена резолютивная часть: 10 октября  2013 г.

Изготовлено в полном объеме: 10 октября 2013 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

«------------« –руководителя Управления, председатель Комиссии;

            «-----------«-  член комиссии (главный государственный инспектор);    

            «-------------«– член комиссии (главный специалист – эксперт),

в присутствии представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинка Владимирской области:

-  «---------«. – удостоверение № 9 от 01.10.2010 г.

в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Мастер»:   

- «-----------«. – директор  (решение № 3 от 16 февраля 2011 г.), «---------» (удостоверение № 508 от 15.09.2004 г. ордер № 014789)

          рассмотрев дело № К-480-02/2013 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинки Владимирской области, адрес места нахождения: 601204, Владимирская область, г. Собинка, ул. Димитрова, д.1,  части 1 статьи 15,  части 1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Владимирского УФАС России из Собинской городской прокуратуры поступили материалы проверки  в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Собинка.

Как следует из материалов дела, 27.08.2007 г. между КУМИ г. Собинка и ИП «------- -«по результатам проведения аукциона от 22.08.2007 г. заключен охранно-арендный договор № 1180-п на право аренды помещений общей площадью 128,6 кв.м. по адрес:  г. Собинка, ул. Рабочий проспект, д. 5/12 для организации торговли.

Срок действия договора определен с 27 августа 2007 года по 26 августа 2017 год.

Приказом председателя КУМИ г. Собинка «------« от 01.12.2010 № 53 согласована переуступка прав по договору от 27.08.2007 № 1180-п ООО «Мастер».

Во исполнение приказа от 01.12.2010 № 53 , между КУМИ и ООО «Мастер» заключено дополнительное соглашение от 01.12.2010 о перемене сторон в договоре от 27.08.2007 N 1180-п аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью г. Собинки, с ИП «--------» на ООО "Мастер".

В ходе комиссионного рассмотрения дела, было установлено, что торги в отношении указанного имущества не проводились.

Председатель КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснил следующее:

01.12.2010 г. соглашение об уступке права было заключено, в соответствии с законодательством регулирующий порядок замены лиц в обязательстве. Учитывая, что заключения нового договора аренды произведено не было, сделка перенайма заключена в рамках основных арендных обязательств, существенные условия договоров аренды остались неизменны, включая размер арендной платы, расторжения с прежним арендатором арендных отношений и возвращения им недвижимого имущества  собственнику не производилась, следовательно, ограничение конкуренции не произошло и не могло произойти.

Объяснения  представителей ООО «Мастер» при рассмотрении дела, были учтены.  

В ходе дальнейшего комиссионного рассмотрения дела было установлено, что приказом председателя КУМИ г. Собинка от 15.01 2013 № 3  разрешено ООО «Мастер» сдать в субаренду ИП «---------» нежилое помещение площадью 38 кв.м. по адресу: г. Собинка, Рабочий проспект, д.5/12. для организации торговой деятельности.

11 февраля 2013 года председателем КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области согласован договор субаренды № 4 нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Собинки, заключенный между ООО «Мастер» и ИП «---------».

Установлено, что торги в отношении указанного имущества не проводились.

По факту согласования  договора субаренды № 4 от 11.02.2013 г. председатель КУМИ г. Собинка, пояснил следующее:

При подписании договора  субаренды № 4  от 11 февраля 2013 года, стороны руководствовались п.16 ч.1 ст.17.1. Закона о защите конкуренции.

Заслушав председателя КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области, представителей ООО «Мастер», оценив имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование.

При этом по условиям названной статьи к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Из буквального содержания указанной нормы следует, что право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу может быть ограничено другим законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 382 Кодекса право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В результате уступки требования происходит передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества от арендатора к другому лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Следовательно, заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества.

В нарушение требований Закона о защите конкуренции переход (уступка) прав арендатора от ИП «---------» к обществу "Мастер" осуществлен без проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.

Дополнительное соглашение о перемене лица в охранно-арендном договоре  на пользование памятником истории и культуры, находящимся в муниципальной собственности г. Собинки от 01.12.2010 г. направлено на получение ООО "Мастер" прав владения и пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, переданного вне торгов и свидетельствует о предоставлении данному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.

Согласно п.16 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, если передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

В связи с тем, что  ООО "Мастер" не приобрело прав арендатора по договору аренды недвижимого имущества от 27.08.2007 № 1180-п, и, следовательно, не имело правовых оснований заключать договор субаренды нежилого помещения от 11 февраля 2013 г. и передавать указанное муниципальное имущество другому лицу – ИП «---------».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Следовательно, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие). При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные хозяйствующие субъекты (конкуренты), желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из содержания изложенных норм права следует, что после введения в действие с 02.07.2008 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача муниципального имущества в аренду, в том числе выдача арендодателем в лице уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа согласия на перенаем в порядке пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при отсутствии установленных законом исключений. Следовательно, выдача арендодателем в лице уполномоченного органа согласия на перенаем муниципального имущества без проведения торгов свидетельствует о создании таким органом условий, ограничивающих конкуренцию, и является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Собинки, выразившиеся в издании приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", а также приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения, без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции путем создания преимущественных условий для конкретного хозяйствующего субъекта, что в свою очередь, обеспечило данному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинки Владимирской области,  выразившиеся в издании приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", а также приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения, без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, нарушившими ч. 1 ст. 17.1, ч.1 ст.15, Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать КУМИ администрации г. Собинка адрес места нахождения: 601650, Владимирская область, г. Собинка, ул. Димитрова, д.1, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 01.12.2013 года, путем отмены приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения ИП «---------» и  принятия всех необходимых мер по возврату переданного имущества, являющегося предметом договора № 1180-п от 27.08.2007 г.,  в муниципальную казну.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 5.12.2013 года.

3.  Передать дело уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Председатель Комиссии                                                                             «---------».

Члены комиссии:                                                                                         «---------»

stdClass Object ( [vid] => 9744 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № К-480-02/2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9744 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387437376 [changed] => 1387437376 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387437376 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 480-02/2013

Оглашена резолютивная часть: 10 октября  2013 г.

Изготовлено в полном объеме: 10 октября 2013 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

«------------« –руководителя Управления, председатель Комиссии;

            «-----------«-  член комиссии (главный государственный инспектор);    

            «-------------«– член комиссии (главный специалист – эксперт),

в присутствии представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинка Владимирской области:

-  «---------«. – удостоверение № 9 от 01.10.2010 г.

в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Мастер»:   

- «-----------«. – директор  (решение № 3 от 16 февраля 2011 г.), «---------» (удостоверение № 508 от 15.09.2004 г. ордер № 014789)

          рассмотрев дело № К-480-02/2013 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинки Владимирской области, адрес места нахождения: 601204, Владимирская область, г. Собинка, ул. Димитрова, д.1,  части 1 статьи 15,  части 1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Владимирского УФАС России из Собинской городской прокуратуры поступили материалы проверки  в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Собинка.

Как следует из материалов дела, 27.08.2007 г. между КУМИ г. Собинка и ИП «------- -«по результатам проведения аукциона от 22.08.2007 г. заключен охранно-арендный договор № 1180-п на право аренды помещений общей площадью 128,6 кв.м. по адрес:  г. Собинка, ул. Рабочий проспект, д. 5/12 для организации торговли.

Срок действия договора определен с 27 августа 2007 года по 26 августа 2017 год.

Приказом председателя КУМИ г. Собинка «------« от 01.12.2010 № 53 согласована переуступка прав по договору от 27.08.2007 № 1180-п ООО «Мастер».

Во исполнение приказа от 01.12.2010 № 53 , между КУМИ и ООО «Мастер» заключено дополнительное соглашение от 01.12.2010 о перемене сторон в договоре от 27.08.2007 N 1180-п аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью г. Собинки, с ИП «--------» на ООО "Мастер".

В ходе комиссионного рассмотрения дела, было установлено, что торги в отношении указанного имущества не проводились.

Председатель КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснил следующее:

01.12.2010 г. соглашение об уступке права было заключено, в соответствии с законодательством регулирующий порядок замены лиц в обязательстве. Учитывая, что заключения нового договора аренды произведено не было, сделка перенайма заключена в рамках основных арендных обязательств, существенные условия договоров аренды остались неизменны, включая размер арендной платы, расторжения с прежним арендатором арендных отношений и возвращения им недвижимого имущества  собственнику не производилась, следовательно, ограничение конкуренции не произошло и не могло произойти.

Объяснения  представителей ООО «Мастер» при рассмотрении дела, были учтены.  

В ходе дальнейшего комиссионного рассмотрения дела было установлено, что приказом председателя КУМИ г. Собинка от 15.01 2013 № 3  разрешено ООО «Мастер» сдать в субаренду ИП «---------» нежилое помещение площадью 38 кв.м. по адресу: г. Собинка, Рабочий проспект, д.5/12. для организации торговой деятельности.

11 февраля 2013 года председателем КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области согласован договор субаренды № 4 нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Собинки, заключенный между ООО «Мастер» и ИП «---------».

Установлено, что торги в отношении указанного имущества не проводились.

По факту согласования  договора субаренды № 4 от 11.02.2013 г. председатель КУМИ г. Собинка, пояснил следующее:

При подписании договора  субаренды № 4  от 11 февраля 2013 года, стороны руководствовались п.16 ч.1 ст.17.1. Закона о защите конкуренции.

Заслушав председателя КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области, представителей ООО «Мастер», оценив имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование.

При этом по условиям названной статьи к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Из буквального содержания указанной нормы следует, что право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу может быть ограничено другим законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 382 Кодекса право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В результате уступки требования происходит передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества от арендатора к другому лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Следовательно, заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества.

В нарушение требований Закона о защите конкуренции переход (уступка) прав арендатора от ИП «---------» к обществу "Мастер" осуществлен без проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.

Дополнительное соглашение о перемене лица в охранно-арендном договоре  на пользование памятником истории и культуры, находящимся в муниципальной собственности г. Собинки от 01.12.2010 г. направлено на получение ООО "Мастер" прав владения и пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, переданного вне торгов и свидетельствует о предоставлении данному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.

Согласно п.16 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, если передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

В связи с тем, что  ООО "Мастер" не приобрело прав арендатора по договору аренды недвижимого имущества от 27.08.2007 № 1180-п, и, следовательно, не имело правовых оснований заключать договор субаренды нежилого помещения от 11 февраля 2013 г. и передавать указанное муниципальное имущество другому лицу – ИП «---------».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Следовательно, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие). При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные хозяйствующие субъекты (конкуренты), желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из содержания изложенных норм права следует, что после введения в действие с 02.07.2008 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача муниципального имущества в аренду, в том числе выдача арендодателем в лице уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа согласия на перенаем в порядке пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при отсутствии установленных законом исключений. Следовательно, выдача арендодателем в лице уполномоченного органа согласия на перенаем муниципального имущества без проведения торгов свидетельствует о создании таким органом условий, ограничивающих конкуренцию, и является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Собинки, выразившиеся в издании приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", а также приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения, без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции путем создания преимущественных условий для конкретного хозяйствующего субъекта, что в свою очередь, обеспечило данному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинки Владимирской области,  выразившиеся в издании приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", а также приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения, без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, нарушившими ч. 1 ст. 17.1, ч.1 ст.15, Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать КУМИ администрации г. Собинка адрес места нахождения: 601650, Владимирская область, г. Собинка, ул. Димитрова, д.1, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 01.12.2013 года, путем отмены приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения ИП «---------» и  принятия всех необходимых мер по возврату переданного имущества, являющегося предметом договора № 1180-п от 27.08.2007 г.,  в муниципальную казну.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 5.12.2013 года.

3.  Передать дело уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Председатель Комиссии                                                                             «---------».

Члены комиссии:                                                                                         «---------»

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 480-02/2013

Оглашена резолютивная часть: 10 октября  2013 г.

Изготовлено в полном объеме: 10 октября 2013 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

«------------« –руководителя Управления, председатель Комиссии;

            «-----------«-  член комиссии (главный государственный инспектор);    

            «-------------«– член комиссии (главный специалист – эксперт),

в присутствии представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинка Владимирской области:

-  «---------«. – удостоверение № 9 от 01.10.2010 г.

в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Мастер»:   

- «-----------«. – директор  (решение № 3 от 16 февраля 2011 г.), «---------» (удостоверение № 508 от 15.09.2004 г. ордер № 014789)

          рассмотрев дело № К-480-02/2013 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинки Владимирской области, адрес места нахождения: 601204, Владимирская область, г. Собинка, ул. Димитрова, д.1,  части 1 статьи 15,  части 1 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

В адрес Владимирского УФАС России из Собинской городской прокуратуры поступили материалы проверки  в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Собинка.

Как следует из материалов дела, 27.08.2007 г. между КУМИ г. Собинка и ИП «------- -«по результатам проведения аукциона от 22.08.2007 г. заключен охранно-арендный договор № 1180-п на право аренды помещений общей площадью 128,6 кв.м. по адрес:  г. Собинка, ул. Рабочий проспект, д. 5/12 для организации торговли.

Срок действия договора определен с 27 августа 2007 года по 26 августа 2017 год.

Приказом председателя КУМИ г. Собинка «------« от 01.12.2010 № 53 согласована переуступка прав по договору от 27.08.2007 № 1180-п ООО «Мастер».

Во исполнение приказа от 01.12.2010 № 53 , между КУМИ и ООО «Мастер» заключено дополнительное соглашение от 01.12.2010 о перемене сторон в договоре от 27.08.2007 N 1180-п аренды недвижимого имущества, являющегося муниципальной собственностью г. Собинки, с ИП «--------» на ООО "Мастер".

В ходе комиссионного рассмотрения дела, было установлено, что торги в отношении указанного имущества не проводились.

Председатель КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснил следующее:

01.12.2010 г. соглашение об уступке права было заключено, в соответствии с законодательством регулирующий порядок замены лиц в обязательстве. Учитывая, что заключения нового договора аренды произведено не было, сделка перенайма заключена в рамках основных арендных обязательств, существенные условия договоров аренды остались неизменны, включая размер арендной платы, расторжения с прежним арендатором арендных отношений и возвращения им недвижимого имущества  собственнику не производилась, следовательно, ограничение конкуренции не произошло и не могло произойти.

Объяснения  представителей ООО «Мастер» при рассмотрении дела, были учтены.  

В ходе дальнейшего комиссионного рассмотрения дела было установлено, что приказом председателя КУМИ г. Собинка от 15.01 2013 № 3  разрешено ООО «Мастер» сдать в субаренду ИП «---------» нежилое помещение площадью 38 кв.м. по адресу: г. Собинка, Рабочий проспект, д.5/12. для организации торговой деятельности.

11 февраля 2013 года председателем КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области согласован договор субаренды № 4 нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Собинки, заключенный между ООО «Мастер» и ИП «---------».

Установлено, что торги в отношении указанного имущества не проводились.

По факту согласования  договора субаренды № 4 от 11.02.2013 г. председатель КУМИ г. Собинка, пояснил следующее:

При подписании договора  субаренды № 4  от 11 февраля 2013 года, стороны руководствовались п.16 ч.1 ст.17.1. Закона о защите конкуренции.

Заслушав председателя КУМИ администрации г. Собинка Владимирской области, представителей ООО «Мастер», оценив имеющиеся доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование.

При этом по условиям названной статьи к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Из буквального содержания указанной нормы следует, что право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу может быть ограничено другим законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 382 Кодекса право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В результате уступки требования происходит передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества от арендатора к другому лицу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Следовательно, заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Положения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» применяются к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества.

В нарушение требований Закона о защите конкуренции переход (уступка) прав арендатора от ИП «---------» к обществу "Мастер" осуществлен без проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.

Дополнительное соглашение о перемене лица в охранно-арендном договоре  на пользование памятником истории и культуры, находящимся в муниципальной собственности г. Собинки от 01.12.2010 г. направлено на получение ООО "Мастер" прав владения и пользования в отношении муниципального недвижимого имущества, переданного вне торгов и свидетельствует о предоставлении данному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.

Согласно п.16 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, если передаваемое в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании пункта 1 настоящей части.

В связи с тем, что  ООО "Мастер" не приобрело прав арендатора по договору аренды недвижимого имущества от 27.08.2007 № 1180-п, и, следовательно, не имело правовых оснований заключать договор субаренды нежилого помещения от 11 февраля 2013 г. и передавать указанное муниципальное имущество другому лицу – ИП «---------».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Следовательно, для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство (часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции) необходимо доказать, что данные действия (бездействие) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на конкретной норме федерального закона, разрешившей данному органу осуществить действия (бездействие). При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные хозяйствующие субъекты (конкуренты), желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Из содержания изложенных норм права следует, что после введения в действие с 02.07.2008 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции передача муниципального имущества в аренду, в том числе выдача арендодателем в лице уполномоченного на распоряжение муниципальным имуществом органа согласия на перенаем в порядке пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при отсутствии установленных законом исключений. Следовательно, выдача арендодателем в лице уполномоченного органа согласия на перенаем муниципального имущества без проведения торгов свидетельствует о создании таким органом условий, ограничивающих конкуренцию, и является достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Собинки, выразившиеся в издании приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", а также приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения, без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, привели или могли привести к недопущению, ограничению либо устранению конкуренции путем создания преимущественных условий для конкретного хозяйствующего субъекта, что в свою очередь, обеспечило данному хозяйствующему субъекту по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем рынке.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Собинки Владимирской области,  выразившиеся в издании приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", а также приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения, без соблюдения установленных антимонопольным законодательством процедур, нарушившими ч. 1 ст. 17.1, ч.1 ст.15, Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать КУМИ администрации г. Собинка адрес места нахождения: 601650, Владимирская область, г. Собинка, ул. Димитрова, д.1, предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 01.12.2013 года, путем отмены приказа от 01.12.2010 г. № 53 о переуступке прав на аренду недвижимого имущества по договору от 27.08.2007 № 1180-п с ИП «---------» на ООО "Мастер", приказа от 15.01 2013 № 3  о сдаче в субаренду нежилого помещения ИП «---------» и  принятия всех необходимых мер по возврату переданного имущества, являющегося предметом договора № 1180-п от 27.08.2007 г.,  в муниципальную казну.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 5.12.2013 года.

3.  Передать дело уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Председатель Комиссии                                                                             «---------».

Члены комиссии:                                                                                         «---------»

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № К-480-02/2013 [format] => [safe_value] => № К-480-02/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В адрес Владимирского УФАС России из Собинской городской прокуратуры поступили материалы проверки  в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Собинка.

Как следует из материалов дела, 27.08.2007 г. между КУМИ г. Собинка и ИП «------- -«по результатам проведения аукциона от 22.08.2007 г. заключен охранно-арендный договор № 1180-п на право аренды помещений общей площадью 128,6 кв.м. по адрес:  г. Собинка, ул. Рабочий проспект, д. 5/12 для организации торговли.

[format] => full_html [safe_value] =>

В адрес Владимирского УФАС России из Собинской городской прокуратуры поступили материалы проверки  в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Собинка.

Как следует из материалов дела, 27.08.2007 г. между КУМИ г. Собинка и ИП «------- -«по результатам проведения аукциона от 22.08.2007 г. заключен охранно-арендный договор № 1180-п на право аренды помещений общей площадью 128,6 кв.м. по адрес:  г. Собинка, ул. Рабочий проспект, д. 5/12 для организации торговли.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-15 07:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-10 07:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387437376 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )