Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении антимонопольного законодательства № К-146-03/2013

Номер дела: № К-146-03/2013
Дата публикации: 27 мая 2013, 10:21

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  д. 1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

К-146-03/2013

 

24 «мая» 2013 г. г. Владимир

Резолютивная часть объявлена 20 «мая» 2013 г.

 

          Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председателя Комиссии:

«…» –заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:  

«…» – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Теплосервис» - <N>

ответчика – ОАО «Владимирэнергосбыт» – <M>;

заинтересованного лица – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - <K>

рассмотрев дело № К-146-03/2013 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Владимирская энергосбытовая компания» (г. Владимир, ул. Разина, 21, 600005 ИНН 3302021309) (далее – ОАО «Владимирэнергосбыт», Ответчик)  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

         

В адрес Владимирского УФАС России поступило обращение ООО «Теплосервис» (вх. № 0286 от 23.01.2013) на действия ОАО «Владимирэнергосбыт», выразившиеся в отказе от заключения  с ООО «Теплосервис» договора энергоснабжения.

Усмотрев в действиях ОАО «Владимирэнергосбыт» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Владимирэнергосбыт» выдано предупреждение  о необходимости прекращения указанных действий путем направления в адрес ООО «Теплосервис», подписанного уполномоченным лицом, проекта договора энергоснабжения в срок до 20 марта 2013 года.

Письмом от 19.02.2013 № 26.03/709 в адрес Владимирского УФАС России ОАО «Владимирэнергосбыт» направлен ответ об отказе от исполнения выданного предупреждения.

Соответственно, на основании части 8 статьи 391 приказом Владимирского УФАС России  от 29.03.2013  № 72 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № К-146-03/2013 в отношении ОАО «Владимирэнергосбыт».

На заседании Комиссии представитель Заявителя требования, изложенные в обращении, поддержал, и считает действия ОАО «Владимирэнергосбыт» по отказу заключения договора энергоснабжения нарушением антимонопольного законодательства.

Представитель Ответчика с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласился, пояснил следующее.

Между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был заключен договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011, в соответствии с условиями которого ОАО «Владимирэнергосбыт» обязалось осуществлять энергоснабжение потребителя в соответствии с условиями договора энергоснабжения, а ООО «Теплосервис» приняло на себя обязательство, в установленные договором энергоснабжения сроки, исполнять обязанность по оплате потребленной электрической энергии.

Однако, ООО «Теплосервис» неоднократно нарушало обязательства по оплате электрической энергии, в связи с чем ОАО «Владимирэнергосбыт», руководствуясь п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков, в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с ООО «Теплосервис».

Относительно отказа от заключения нового договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» представитель Ответчика пояснил, что действия ООО «Теплосервис» по направлению в адрес гарантирующего поставщика заявления о заключении нового договора энергоснабжения, при сложившихся обстоятельствах, должны быть квалифицированы как злоупотребление правом ввиду следующего.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ) не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

ООО «Теплосервис» является обществом созданным на базе имущества теплосетевого хозяйства города Меленки, хозяйственную деятельность на котором уже осуществляло предприятие признанное несостоятельным (банкротом). Организация зарегистрирована по юридическому адресу регистрации организации ранее владевшей имуществом и находящейся в процедуре банкротства.

За непродолжительный период времени, в течение которого ООО «Теплосервис» осуществляет предпринимательскую деятельность, задолженность за поставленную электрическую энергию перед ОАО «Владимирэнергосбыт» превысила 2,8 млн. рублей, что с очевидностью свидетельствует о недобросовестном расходовании средств, полученных от потребителей тепловой энергии, на цели не связанные с оплатой полученных ООО «Теплосервис» энергетических ресурсов.

Таким образом, право на заключение публичного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, существующее у любого потребителя электрической энергии, используется ООО «Теплосервис» заведомо недобросовестно и, следовательно, не может быть защищено в судебном или ином порядке.

На основании изложенного представитель Ответчика полагает, что отказ ОАО «Владимирэнергосбыт» от заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» является обоснованным и не содержит нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Владимирского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, приходит к следующему.

Целями Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Пункт 5 части 1  статьи 10 Закона о  защите конкуренции  устанавливает  запрет на  действия  (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут являться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для  состава  указанного  правонарушения  необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление соответствующих последствий.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Приказом Владимирского УФАС России  от 27.07.2007 г. №71 ОАО «Владимирэнергосбыт» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «купля-продажа (поставка) электрической энергии» с долей более 50 процентов в географических границах Владимирской области, за исключением зон деятельности ОАО «ВКС» и ООО «Русэнергосбыт».

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 № 23/1 с 01.09.2006 ОАО «Владимирэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Владимирской области, за исключением зон деятельности ОАО "Владимирские коммунальные системы", ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт".

Таким образом, положение ОАО «Владимирэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии в зоне своей деятельности признается доминирующим, следовательно, на Общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии).

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным  Кодексом  или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. 

В силу  пунктов 1,  4 статьи 421  и  пункта 1 статьи 422  Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским  кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), п. 32 Основных положений функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик электрической энергии обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Абзацем 3 пункта 32 Основных положений розничных рынков установлен исчерпывающий перечень случаев отказа от заключения договора энергоснабжения, а именно: при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 37 Основных положений функционирования розничных рынков Заявитель, в случае если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 34 или абзаце третьем пункта 35 настоящего документа, и по желанию - проект договора. Иные документы, указанные в пункте 34 или в пункте 35 настоящего документа, заявитель представляет только в том случае, если они не были ранее предоставлены гарантирующему поставщику или в них были внесены изменения после их предоставления гарантирующему поставщику при заключении предыдущего договора. В этом случае при заключении договора гарантирующий поставщик использует документы, имеющиеся у него в отношении соответствующей точки поставки потребителя, и не противоречат Основным положениям функционирования розничных рынков.

Пунктом 46 Основных положений функционирования розничных рынков предусмотрено, что при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был заключен договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011 года. Согласно условиям договора, ОАО «Владимирэнергосбыт» обязалось поставлять электроэнергию в количестве, указанном в договоре, а ООО «Теплосервис» обязано оплачивать электроэнергию в порядке, предусмотренном договором.

Пунктом 161 Основных положений функционирования розничных рынков № 530, действовавших на момент введения полного ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии может вводится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.

Введение режима ограничения на энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис» осуществлено 10.05.2012 персоналом сетевой организации - ОАО «МРСК Центра и Приволжья», в адрес которой направлена соответствующая заявка.

Согласно уведомлению от 24.04.2012 № 19 задолженность ООО «Теплосервис» по состоянию на 24.04.2012 составляла 3718,4 тыс. рублей, что превышает один период платежа.

Размер задолженности ООО «Теплосервис» перед ОАО «Владимирэнергосбыт» указанной организацией не оспаривался, и подтверждался представленными со стороны ОАО «Владимирэнергосбыт» счетами-фактурами.

По состоянию на 10.10.2012 задолженность ООО «Теплосервис» перед ОАО «Владимирэнергосбыт» погашена не была. Однако, в связи с недопущением возникновения чрезвычайной ситуации и на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации Меленковского района от 10.10.2012 № 22, подача электрической энергии на объекты энергоснабжения ООО «Теплосервис» возобновлена 10.10.2012 без согласования с ОАО «Владимирэнергосбыт».

10.10.2012 ОАО «Владимирэнергосбыт», руководствуясь п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которому в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора, направило в адрес ООО «Теплосервис» уведомление № 26-03/2936 об одностороннем отказе от договора полностью с 01.11.2012, в связи с наличием неоплаченной задолженности в размере 2 879, 82 тыс. руб.

Кроме того, на момент направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора энергоснабжения, в отношении объектов энергоснабжения ООО «Теплосервис» действовал режим полного ограничения поставки электрической энергии, введенный 10.05.2012, соответственно, выполнения мероприятий, установленных разделом II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не требовалось.

В связи с отказом от исполнения договора энергоснабжения, ОАО «Владимирэнергосбыт» прекратило выставление соответствующих счетов в адрес ООО «Теплосервис», а также исключило объем отпуска электроэнергии, переданной из сетей филиала «Владимирэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис»  из стоимости услуг по договору передачи электрической энергии от 01.07.2010 № 0110/0710-2, заключенному с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», включив их в объемы электрической энергии, приобретаемые ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в рамках заключенного с ОАО «Владимирэнергосбыт» договора купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 25.12.2009 № 1209-40.

03.12.2012 представителями сетевой организации в отношении ООО «Теплосервис» был составлен акт о бездоговорном потреблении электрической энергии.

Таким образом, с 01.11.2012 договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011 года между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был расторгнут, потребление электрической энергии ООО «Теплосервис» осуществляется в рамках бездоговорного потребления.

Считая договор  энергоснабжения от 01.11.2011 № 9574 расторгнутым, ООО «Теплосервис»  26.12.20212 в адрес ОАО «Владимирэнергосбыт» направлена заявка о заключении нового договора энергоснабжения.

Письмом № 26-03/63 от 17.01.2013 ОАО «Владимирэнергосбыт» отказало в заключении договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис».

Вместе с тем, энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис» имеют надлежащее технологическое присоединение и находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика – ОАО «Владимирэнергосбыт». Заявка на заключение договора энергоснабжения с ОАО «Владимирэнергосбыт» подана в соответствии с пунктом 37 Основных положений функционирования розничных рынков. Следовательно, отказ гарантирующего поставщика от заключения договора энергоснабжения необоснован.

 Кроме того, довод Ответчика о том, что отказ от заключения договора энергоснабжения с Заявителем мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, Комиссией не принимается в виду того, что права Гарантирующего поставщика от недобросовестных действий, направленных на причинение вреда или злоупотребление правом, защищены порядком, установленным пунктом 46 Основных положений функционирования розничных рынков.

Таким образом, действия ОАО «Владимирэнергосбыт» по отказу заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» противоречат требованиям, установленными статьей 3 Закона об электроэнергетике, пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и нарушают запрет, установленный пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41, частями 1,2 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения ОАО «Владимирэнергосбыт» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в отказе от заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис».

2. Выдать ОАО «Владимирэнергосбыт» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.  Передать материалы дела № К-146-03/2013 должностному лицу Владимирского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ.

                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Файлы для скачивания

reshenie_po_delu_no_k-1461248229_03-477_24_05_2013.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.08 МБ
stdClass Object ( [vid] => 9432 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении антимонопольного законодательства № К-146-03/2013 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9432 [type] => solution [language] => ru [created] => 1376634294 [changed] => 1376634294 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1376634294 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  д. 1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

К-146-03/2013

 

24 «мая» 2013 г. г. Владимир

Резолютивная часть объявлена 20 «мая» 2013 г.

 

          Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председателя Комиссии:

«…» –заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:  

«…» – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Теплосервис» - <N>

ответчика – ОАО «Владимирэнергосбыт» – <M>;

заинтересованного лица – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - <K>

рассмотрев дело № К-146-03/2013 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Владимирская энергосбытовая компания» (г. Владимир, ул. Разина, 21, 600005 ИНН 3302021309) (далее – ОАО «Владимирэнергосбыт», Ответчик)  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

         

В адрес Владимирского УФАС России поступило обращение ООО «Теплосервис» (вх. № 0286 от 23.01.2013) на действия ОАО «Владимирэнергосбыт», выразившиеся в отказе от заключения  с ООО «Теплосервис» договора энергоснабжения.

Усмотрев в действиях ОАО «Владимирэнергосбыт» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Владимирэнергосбыт» выдано предупреждение  о необходимости прекращения указанных действий путем направления в адрес ООО «Теплосервис», подписанного уполномоченным лицом, проекта договора энергоснабжения в срок до 20 марта 2013 года.

Письмом от 19.02.2013 № 26.03/709 в адрес Владимирского УФАС России ОАО «Владимирэнергосбыт» направлен ответ об отказе от исполнения выданного предупреждения.

Соответственно, на основании части 8 статьи 391 приказом Владимирского УФАС России  от 29.03.2013  № 72 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № К-146-03/2013 в отношении ОАО «Владимирэнергосбыт».

На заседании Комиссии представитель Заявителя требования, изложенные в обращении, поддержал, и считает действия ОАО «Владимирэнергосбыт» по отказу заключения договора энергоснабжения нарушением антимонопольного законодательства.

Представитель Ответчика с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласился, пояснил следующее.

Между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был заключен договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011, в соответствии с условиями которого ОАО «Владимирэнергосбыт» обязалось осуществлять энергоснабжение потребителя в соответствии с условиями договора энергоснабжения, а ООО «Теплосервис» приняло на себя обязательство, в установленные договором энергоснабжения сроки, исполнять обязанность по оплате потребленной электрической энергии.

Однако, ООО «Теплосервис» неоднократно нарушало обязательства по оплате электрической энергии, в связи с чем ОАО «Владимирэнергосбыт», руководствуясь п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков, в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с ООО «Теплосервис».

Относительно отказа от заключения нового договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» представитель Ответчика пояснил, что действия ООО «Теплосервис» по направлению в адрес гарантирующего поставщика заявления о заключении нового договора энергоснабжения, при сложившихся обстоятельствах, должны быть квалифицированы как злоупотребление правом ввиду следующего.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ) не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

ООО «Теплосервис» является обществом созданным на базе имущества теплосетевого хозяйства города Меленки, хозяйственную деятельность на котором уже осуществляло предприятие признанное несостоятельным (банкротом). Организация зарегистрирована по юридическому адресу регистрации организации ранее владевшей имуществом и находящейся в процедуре банкротства.

За непродолжительный период времени, в течение которого ООО «Теплосервис» осуществляет предпринимательскую деятельность, задолженность за поставленную электрическую энергию перед ОАО «Владимирэнергосбыт» превысила 2,8 млн. рублей, что с очевидностью свидетельствует о недобросовестном расходовании средств, полученных от потребителей тепловой энергии, на цели не связанные с оплатой полученных ООО «Теплосервис» энергетических ресурсов.

Таким образом, право на заключение публичного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, существующее у любого потребителя электрической энергии, используется ООО «Теплосервис» заведомо недобросовестно и, следовательно, не может быть защищено в судебном или ином порядке.

На основании изложенного представитель Ответчика полагает, что отказ ОАО «Владимирэнергосбыт» от заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» является обоснованным и не содержит нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Владимирского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, приходит к следующему.

Целями Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Пункт 5 части 1  статьи 10 Закона о  защите конкуренции  устанавливает  запрет на  действия  (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут являться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для  состава  указанного  правонарушения  необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление соответствующих последствий.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Приказом Владимирского УФАС России  от 27.07.2007 г. №71 ОАО «Владимирэнергосбыт» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «купля-продажа (поставка) электрической энергии» с долей более 50 процентов в географических границах Владимирской области, за исключением зон деятельности ОАО «ВКС» и ООО «Русэнергосбыт».

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 № 23/1 с 01.09.2006 ОАО «Владимирэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Владимирской области, за исключением зон деятельности ОАО "Владимирские коммунальные системы", ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт".

Таким образом, положение ОАО «Владимирэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии в зоне своей деятельности признается доминирующим, следовательно, на Общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии).

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным  Кодексом  или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. 

В силу  пунктов 1,  4 статьи 421  и  пункта 1 статьи 422  Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским  кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), п. 32 Основных положений функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик электрической энергии обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Абзацем 3 пункта 32 Основных положений розничных рынков установлен исчерпывающий перечень случаев отказа от заключения договора энергоснабжения, а именно: при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 37 Основных положений функционирования розничных рынков Заявитель, в случае если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 34 или абзаце третьем пункта 35 настоящего документа, и по желанию - проект договора. Иные документы, указанные в пункте 34 или в пункте 35 настоящего документа, заявитель представляет только в том случае, если они не были ранее предоставлены гарантирующему поставщику или в них были внесены изменения после их предоставления гарантирующему поставщику при заключении предыдущего договора. В этом случае при заключении договора гарантирующий поставщик использует документы, имеющиеся у него в отношении соответствующей точки поставки потребителя, и не противоречат Основным положениям функционирования розничных рынков.

Пунктом 46 Основных положений функционирования розничных рынков предусмотрено, что при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был заключен договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011 года. Согласно условиям договора, ОАО «Владимирэнергосбыт» обязалось поставлять электроэнергию в количестве, указанном в договоре, а ООО «Теплосервис» обязано оплачивать электроэнергию в порядке, предусмотренном договором.

Пунктом 161 Основных положений функционирования розничных рынков № 530, действовавших на момент введения полного ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии может вводится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.

Введение режима ограничения на энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис» осуществлено 10.05.2012 персоналом сетевой организации - ОАО «МРСК Центра и Приволжья», в адрес которой направлена соответствующая заявка.

Согласно уведомлению от 24.04.2012 № 19 задолженность ООО «Теплосервис» по состоянию на 24.04.2012 составляла 3718,4 тыс. рублей, что превышает один период платежа.

Размер задолженности ООО «Теплосервис» перед ОАО «Владимирэнергосбыт» указанной организацией не оспаривался, и подтверждался представленными со стороны ОАО «Владимирэнергосбыт» счетами-фактурами.

По состоянию на 10.10.2012 задолженность ООО «Теплосервис» перед ОАО «Владимирэнергосбыт» погашена не была. Однако, в связи с недопущением возникновения чрезвычайной ситуации и на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации Меленковского района от 10.10.2012 № 22, подача электрической энергии на объекты энергоснабжения ООО «Теплосервис» возобновлена 10.10.2012 без согласования с ОАО «Владимирэнергосбыт».

10.10.2012 ОАО «Владимирэнергосбыт», руководствуясь п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которому в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора, направило в адрес ООО «Теплосервис» уведомление № 26-03/2936 об одностороннем отказе от договора полностью с 01.11.2012, в связи с наличием неоплаченной задолженности в размере 2 879, 82 тыс. руб.

Кроме того, на момент направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора энергоснабжения, в отношении объектов энергоснабжения ООО «Теплосервис» действовал режим полного ограничения поставки электрической энергии, введенный 10.05.2012, соответственно, выполнения мероприятий, установленных разделом II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не требовалось.

В связи с отказом от исполнения договора энергоснабжения, ОАО «Владимирэнергосбыт» прекратило выставление соответствующих счетов в адрес ООО «Теплосервис», а также исключило объем отпуска электроэнергии, переданной из сетей филиала «Владимирэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис»  из стоимости услуг по договору передачи электрической энергии от 01.07.2010 № 0110/0710-2, заключенному с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», включив их в объемы электрической энергии, приобретаемые ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в рамках заключенного с ОАО «Владимирэнергосбыт» договора купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 25.12.2009 № 1209-40.

03.12.2012 представителями сетевой организации в отношении ООО «Теплосервис» был составлен акт о бездоговорном потреблении электрической энергии.

Таким образом, с 01.11.2012 договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011 года между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был расторгнут, потребление электрической энергии ООО «Теплосервис» осуществляется в рамках бездоговорного потребления.

Считая договор  энергоснабжения от 01.11.2011 № 9574 расторгнутым, ООО «Теплосервис»  26.12.20212 в адрес ОАО «Владимирэнергосбыт» направлена заявка о заключении нового договора энергоснабжения.

Письмом № 26-03/63 от 17.01.2013 ОАО «Владимирэнергосбыт» отказало в заключении договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис».

Вместе с тем, энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис» имеют надлежащее технологическое присоединение и находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика – ОАО «Владимирэнергосбыт». Заявка на заключение договора энергоснабжения с ОАО «Владимирэнергосбыт» подана в соответствии с пунктом 37 Основных положений функционирования розничных рынков. Следовательно, отказ гарантирующего поставщика от заключения договора энергоснабжения необоснован.

 Кроме того, довод Ответчика о том, что отказ от заключения договора энергоснабжения с Заявителем мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, Комиссией не принимается в виду того, что права Гарантирующего поставщика от недобросовестных действий, направленных на причинение вреда или злоупотребление правом, защищены порядком, установленным пунктом 46 Основных положений функционирования розничных рынков.

Таким образом, действия ОАО «Владимирэнергосбыт» по отказу заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» противоречат требованиям, установленными статьей 3 Закона об электроэнергетике, пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и нарушают запрет, установленный пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41, частями 1,2 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения ОАО «Владимирэнергосбыт» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в отказе от заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис».

2. Выдать ОАО «Владимирэнергосбыт» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.  Передать материалы дела № К-146-03/2013 должностному лицу Владимирского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ.

                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  д. 1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

К-146-03/2013

 

24 «мая» 2013 г. г. Владимир

Резолютивная часть объявлена 20 «мая» 2013 г.

 

          Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

          Председателя Комиссии:

«…» –заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:  

«…» – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

          Члена Комиссии:

«…» – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа,

в присутствии представителей:

заявителя – ООО «Теплосервис» - <N>

ответчика – ОАО «Владимирэнергосбыт» – <M>;

заинтересованного лица – ОАО «МРСК Центра и Приволжья» - <K>

рассмотрев дело № К-146-03/2013 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Владимирская энергосбытовая компания» (г. Владимир, ул. Разина, 21, 600005 ИНН 3302021309) (далее – ОАО «Владимирэнергосбыт», Ответчик)  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

         

В адрес Владимирского УФАС России поступило обращение ООО «Теплосервис» (вх. № 0286 от 23.01.2013) на действия ОАО «Владимирэнергосбыт», выразившиеся в отказе от заключения  с ООО «Теплосервис» договора энергоснабжения.

Усмотрев в действиях ОАО «Владимирэнергосбыт» признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Владимирским УФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Владимирэнергосбыт» выдано предупреждение  о необходимости прекращения указанных действий путем направления в адрес ООО «Теплосервис», подписанного уполномоченным лицом, проекта договора энергоснабжения в срок до 20 марта 2013 года.

Письмом от 19.02.2013 № 26.03/709 в адрес Владимирского УФАС России ОАО «Владимирэнергосбыт» направлен ответ об отказе от исполнения выданного предупреждения.

Соответственно, на основании части 8 статьи 391 приказом Владимирского УФАС России  от 29.03.2013  № 72 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № К-146-03/2013 в отношении ОАО «Владимирэнергосбыт».

На заседании Комиссии представитель Заявителя требования, изложенные в обращении, поддержал, и считает действия ОАО «Владимирэнергосбыт» по отказу заключения договора энергоснабжения нарушением антимонопольного законодательства.

Представитель Ответчика с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласился, пояснил следующее.

Между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был заключен договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011, в соответствии с условиями которого ОАО «Владимирэнергосбыт» обязалось осуществлять энергоснабжение потребителя в соответствии с условиями договора энергоснабжения, а ООО «Теплосервис» приняло на себя обязательство, в установленные договором энергоснабжения сроки, исполнять обязанность по оплате потребленной электрической энергии.

Однако, ООО «Теплосервис» неоднократно нарушало обязательства по оплате электрической энергии, в связи с чем ОАО «Владимирэнергосбыт», руководствуясь п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков, в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора энергоснабжения, заключенного с ООО «Теплосервис».

Относительно отказа от заключения нового договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» представитель Ответчика пояснил, что действия ООО «Теплосервис» по направлению в адрес гарантирующего поставщика заявления о заключении нового договора энергоснабжения, при сложившихся обстоятельствах, должны быть квалифицированы как злоупотребление правом ввиду следующего.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ) не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

ООО «Теплосервис» является обществом созданным на базе имущества теплосетевого хозяйства города Меленки, хозяйственную деятельность на котором уже осуществляло предприятие признанное несостоятельным (банкротом). Организация зарегистрирована по юридическому адресу регистрации организации ранее владевшей имуществом и находящейся в процедуре банкротства.

За непродолжительный период времени, в течение которого ООО «Теплосервис» осуществляет предпринимательскую деятельность, задолженность за поставленную электрическую энергию перед ОАО «Владимирэнергосбыт» превысила 2,8 млн. рублей, что с очевидностью свидетельствует о недобросовестном расходовании средств, полученных от потребителей тепловой энергии, на цели не связанные с оплатой полученных ООО «Теплосервис» энергетических ресурсов.

Таким образом, право на заключение публичного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, существующее у любого потребителя электрической энергии, используется ООО «Теплосервис» заведомо недобросовестно и, следовательно, не может быть защищено в судебном или ином порядке.

На основании изложенного представитель Ответчика полагает, что отказ ОАО «Владимирэнергосбыт» от заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» является обоснованным и не содержит нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Владимирского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, приходит к следующему.

Целями Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Пункт 5 части 1  статьи 10 Закона о  защите конкуренции  устанавливает  запрет на  действия  (бездействие)  занимающего  доминирующее  положение хозяйствующего  субъекта,  результатом  которых  являются  или  могут являться  недопущение,  ограничение,  устранение  конкуренции  и  (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Таким образом, для  состава  указанного  правонарушения  необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление соответствующих последствий.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

Приказом Владимирского УФАС России  от 27.07.2007 г. №71 ОАО «Владимирэнергосбыт» внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции «купля-продажа (поставка) электрической энергии» с долей более 50 процентов в географических границах Владимирской области, за исключением зон деятельности ОАО «ВКС» и ООО «Русэнергосбыт».

Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 № 23/1 с 01.09.2006 ОАО «Владимирэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Владимирской области, за исключением зон деятельности ОАО "Владимирские коммунальные системы", ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт".

Таким образом, положение ОАО «Владимирэнергосбыт» на розничном рынке электрической энергии в зоне своей деятельности признается доминирующим, следовательно, на Общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии).

Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным  Кодексом  или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. 

В силу  пунктов 1,  4 статьи 421  и  пункта 1 статьи 422  Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским  кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), п. 32 Основных положений функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик электрической энергии обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Абзацем 3 пункта 32 Основных положений розничных рынков установлен исчерпывающий перечень случаев отказа от заключения договора энергоснабжения, а именно: при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

В соответствии с пунктом 37 Основных положений функционирования розничных рынков Заявитель, в случае если прошло не более 3 лет со дня расторжения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), ранее заключенного им с гарантирующим поставщиком, с которым он имеет намерение заключить договор вновь, направляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора с приложением документов, указанных в абзацах третьем - пятом пункта 34 или абзаце третьем пункта 35 настоящего документа, и по желанию - проект договора. Иные документы, указанные в пункте 34 или в пункте 35 настоящего документа, заявитель представляет только в том случае, если они не были ранее предоставлены гарантирующему поставщику или в них были внесены изменения после их предоставления гарантирующему поставщику при заключении предыдущего договора. В этом случае при заключении договора гарантирующий поставщик использует документы, имеющиеся у него в отношении соответствующей точки поставки потребителя, и не противоречат Основным положениям функционирования розничных рынков.

Пунктом 46 Основных положений функционирования розничных рынков предусмотрено, что при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был заключен договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011 года. Согласно условиям договора, ОАО «Владимирэнергосбыт» обязалось поставлять электроэнергию в количестве, указанном в договоре, а ООО «Теплосервис» обязано оплачивать электроэнергию в порядке, предусмотренном договором.

Пунктом 161 Основных положений функционирования розничных рынков № 530, действовавших на момент введения полного ограничения, ограничение режима потребления электрической энергии может вводится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем.

Введение режима ограничения на энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис» осуществлено 10.05.2012 персоналом сетевой организации - ОАО «МРСК Центра и Приволжья», в адрес которой направлена соответствующая заявка.

Согласно уведомлению от 24.04.2012 № 19 задолженность ООО «Теплосервис» по состоянию на 24.04.2012 составляла 3718,4 тыс. рублей, что превышает один период платежа.

Размер задолженности ООО «Теплосервис» перед ОАО «Владимирэнергосбыт» указанной организацией не оспаривался, и подтверждался представленными со стороны ОАО «Владимирэнергосбыт» счетами-фактурами.

По состоянию на 10.10.2012 задолженность ООО «Теплосервис» перед ОАО «Владимирэнергосбыт» погашена не была. Однако, в связи с недопущением возникновения чрезвычайной ситуации и на основании решения Комиссии по чрезвычайным ситуациям Администрации Меленковского района от 10.10.2012 № 22, подача электрической энергии на объекты энергоснабжения ООО «Теплосервис» возобновлена 10.10.2012 без согласования с ОАО «Владимирэнергосбыт».

10.10.2012 ОАО «Владимирэнергосбыт», руководствуясь п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, согласно которому в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора, направило в адрес ООО «Теплосервис» уведомление № 26-03/2936 об одностороннем отказе от договора полностью с 01.11.2012, в связи с наличием неоплаченной задолженности в размере 2 879, 82 тыс. руб.

Кроме того, на момент направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора энергоснабжения, в отношении объектов энергоснабжения ООО «Теплосервис» действовал режим полного ограничения поставки электрической энергии, введенный 10.05.2012, соответственно, выполнения мероприятий, установленных разделом II Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, не требовалось.

В связи с отказом от исполнения договора энергоснабжения, ОАО «Владимирэнергосбыт» прекратило выставление соответствующих счетов в адрес ООО «Теплосервис», а также исключило объем отпуска электроэнергии, переданной из сетей филиала «Владимирэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» на энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис»  из стоимости услуг по договору передачи электрической энергии от 01.07.2010 № 0110/0710-2, заключенному с ОАО «МРСК Центра и Приволжья», включив их в объемы электрической энергии, приобретаемые ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в рамках заключенного с ОАО «Владимирэнергосбыт» договора купли-продажи электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях от 25.12.2009 № 1209-40.

03.12.2012 представителями сетевой организации в отношении ООО «Теплосервис» был составлен акт о бездоговорном потреблении электрической энергии.

Таким образом, с 01.11.2012 договор энергоснабжения № 9574 от 01.11.2011 года между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Теплосервис» был расторгнут, потребление электрической энергии ООО «Теплосервис» осуществляется в рамках бездоговорного потребления.

Считая договор  энергоснабжения от 01.11.2011 № 9574 расторгнутым, ООО «Теплосервис»  26.12.20212 в адрес ОАО «Владимирэнергосбыт» направлена заявка о заключении нового договора энергоснабжения.

Письмом № 26-03/63 от 17.01.2013 ОАО «Владимирэнергосбыт» отказало в заключении договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис».

Вместе с тем, энергопринимающие устройства ООО «Теплосервис» имеют надлежащее технологическое присоединение и находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика – ОАО «Владимирэнергосбыт». Заявка на заключение договора энергоснабжения с ОАО «Владимирэнергосбыт» подана в соответствии с пунктом 37 Основных положений функционирования розничных рынков. Следовательно, отказ гарантирующего поставщика от заключения договора энергоснабжения необоснован.

 Кроме того, довод Ответчика о том, что отказ от заключения договора энергоснабжения с Заявителем мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, Комиссией не принимается в виду того, что права Гарантирующего поставщика от недобросовестных действий, направленных на причинение вреда или злоупотребление правом, защищены порядком, установленным пунктом 46 Основных положений функционирования розничных рынков.

Таким образом, действия ОАО «Владимирэнергосбыт» по отказу заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис» противоречат требованиям, установленными статьей 3 Закона об электроэнергетике, пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и нарушают запрет, установленный пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 41, частями 1,2 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать факт нарушения ОАО «Владимирэнергосбыт» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в отказе от заключения договора энергоснабжения с ООО «Теплосервис».

2. Выдать ОАО «Владимирэнергосбыт» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.  Передать материалы дела № К-146-03/2013 должностному лицу Владимирского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 КоАП РФ.

                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № К-146-03/2013 [format] => [safe_value] => № К-146-03/2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № К-146-03/2013 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Владимирская энергосбытовая компания» (г. Владимир, ул. Разина, 21, 600005 ИНН 3302021309) (далее – ОАО «Владимирэнергосбыт», Ответчик)  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Владимирского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело № К-146-03/2013 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Владимирская энергосбытовая компания» (г. Владимир, ул. Разина, 21, 600005 ИНН 3302021309) (далее – ОАО «Владимирэнергосбыт», Ответчик)  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 774 [uid] => 5 [filename] => reshenie_po_delu_no_k-1461248229_03-477_24_05_2013.doc [uri] => public://solution/2013/08/16/reshenie_po_delu_no_k-1461248229_03-477_24_05_2013.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 81408 [status] => 1 [timestamp] => 1376634294 [origname] => reshenie_po_delu_no_k-1461248229_03-477_24_05_2013.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-27 06:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-24 06:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1376634294 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )