Р Е Ш Е Н И Е по делу № К - 310 - 02/2014

Номер дела: К - 310 - 02/2014
Дата публикации: 28 августа 2014, 15:56

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 310 - 02/2014

Оглашена резолютивная часть: 03.07. 2014 г.

Изготовлено в полном объеме: 07.07. 2014 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(---------) –руководителя Управления, председатель Комиссии;

(---------) -  члена комиссии (начальник отдела);       

(---------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии:

от ответчика - ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД»:

         (----------)  (доверенность от 17.02.2014 г., № б/н, выдана сроком на три года),

         (----------) – директор ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» (паспорт),

         от заявителя - ООО «НАШЕ ЖКО»:

         (---------) –директор ООО «НАШЕ ЖКО» (паспорт),

рассмотрев дело № К-310-02/2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «УК «ЭКРАН-ГОРОД»  адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73,  ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области  поступила жалоба от ООО «НАШЕ ЖКО» на действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в недобросовестной конкуренции, а именно в получении преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем незаконного удержания технической документации на многоквартирные жилые дома № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области, в связи, с чем ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» создает препятствия ООО «НАШЕ ЖКО» в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке управления жилищным фондом в пределах границ г. Коврова Владимирской области.

Как следует из жалобы, внеочередным общем собранием собственников помещений многоквартирных домов № 5,6 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о досрочном  расторжении 31.05.2014 г. договоров управления вышеуказанными многоквартирными домами с ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» и выбором с 01.06.2014г. в качестве управляющей организации ООО «НАШЕ ЖКО».

Уведомления о принятии на собраниях собственников этих домов таких решений и копии протоколов общих собраний собственников были получены ООО «НАШЕ ЖКО» и ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД».

В дальнейшем, ООО «НАШЕ ЖКО» направило в адрес ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» уведомление о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением указанными многоквартирными домами (письма имеются в материалах дела).

Однако, несмотря на надлежащее извещение ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» о выборе в качестве управляющей организации вышеуказанными многоквартирными домами ООО «НАШЕ ЖКО», ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» по настоящее время  не передало техническую документацию в отношении МКД № 5,9 по улице Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова и иные связанные с управлением такими домами документы ООО «НАШЕ ЖКО».

Отсутствие технической документации препятствует заключению необходимых договоров для выполнения ООО «НАШЕ ЖКО» своих обязательств по договору управления спорными многоквартирными домами. В результате удержания ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» технической документации и иных документов, связанных с управлением этими спорными многоквартирными домами, ООО «НАШЕ ЖКО» не может в установленные сроки оказывать жильцам услуги по выдаче справок и выписок информации, содержащейся в технической документации, заключать договора с ресурсоснабжающими организациями.  Все это создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

В силу пункта 10 статьи 162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Статьей 39 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п.п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Таким образом, действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в отказе в передаче технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД № 5,9 по улице Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить  убытки ООО «НАШЕ ЖКО».

В ходе комиссионного рассмотрения дела, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснили следующее:

Техническая документация на многоквартирные дома 42 и 46 по пр-ту Ленина была передана 06.06.2014г. (акт передачи технической документации и акт приема-передачи документации по ведению паспортно - регистрационного учета на дома, акт приема-передачи ключей от технических помещений) в ООО «Наше ЖКО» на основании представленных в наш адрес уведомлений о проведенных общих собраний собственников помещений.

Общее собрание собственников помещений на дом 42 по пр-ту Ленина г. Коврова, проводимое в период с 24.04.2014г. по 19.04.2014г. по инициативе (------) (кВ.23) обжаловано в настоящий момент в суде собственниками помещений дома 42 по пр-ту Ленина, г. Коврова.

В адрес ООО «УК «Экран-город» протоколы общих собраний собственников помещений о выборе ООО «Наше ЖКО» по вышеуказанным домам до настоящего времени так и не представлены, только уведомления от 28.04.2014г. и 24.04.2014г.

В отношении многоквартирных домов 5 и 9 по ул. Чернышевского г. Коврова сообщаем следующее:

Общее собрание собственников помещений на дом 9 по ул. Чернышевского г. Коврова, проводимое по инициативе (---------) (кв.11) обжаловано в настоящий момент в Ковровском городском суде собственниками помещений дома 9 по ул. Чернышевского, г. Коврова.

 Многоквартирные дома 46,42 по пр-ту Ленина, г. Коврова, 5 и 9 по ул. Чернышевского обслуживались ООО «УК «Экран-город» на основании договоров управления многоквартирными домами (копии прилагаются).

Договора управления с ООО «УК «Экран-город» расторгнуты с 01.06.2014г. не были. Способ управления в домах не менялся, остался прежний - управление многоквартирным домом.

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 46 по пр-ту Ленина г. Ковова - 01 ноября 2014г.;

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 5 по ул. Чернышевского г. Ковова - 01 декабря 2014г.;

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 9 по ул. Чернышевского г. Ковова - 01 ноября 2014г.

В адрес ООО «УК «ЭКРАН –ГОРОД» не поступали требования об изменении или расторжении договора управления МКД, собственники помещений МКД не обращались в суд о расторжении договора управления многоквартирным домом.

Согласно п.8 ст. 162 ЖК РФ изменения и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке предусмотренном гражданским законодательством.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, иными законами или договором (ст.450 ГК РФ).

Согласно п.8.1 договора управления многоквартирным домом споры. Возникающие при исполнении обязательств по договору решаются сторонами переговоров.

Согласно п.8.2. договора управления многоквартирного дома в случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

На основании вышеизложенного договора управления на многоквартирные дома 9 и 5 по ул. Чернышевского г. Корвова в настоящий момент действующие и ООО «УК «ЭКРАН –ГОРОД»  обслуживает данные дома.

Исследовав доводы заявителя, ответчика, проанализировав представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам:

ООО «НАШЕ ЖКО», адрес места нахождения: 601901 Владимирская область, г. Ковров,  ул. Ленина, д.34, оф.5  и ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами и оказывают  услугу по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Коврова Владимирской области.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, и выбор способа управления многоквартирным домом.

В силу ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Частью 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу части 1 статьи 162 Жилищного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

На основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Кроме того, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, пункт 8.2.статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), ни Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не противоречит.

Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны, управляющей организации. (Постановление Президиума ВАС от 22.11.2011г. N 7677/11)

Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.

Исходя из вышеизложенного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, посредством решения общего собрания самостоятельны в выборе способа управления многоквартирным домом, при этом в любое время собственниками помещений может быть изменен выбранный ранее способ управления, при этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Как следует из материалов дела,  внеочередным общем собранием собственников помещений многоквартирных домов № 5,6 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о досрочном  расторжении 31.05.2014 г. договоров управления вышеуказанными многоквартирными домами с ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» и выбором с 01.06.2014г. в качестве управляющей организации ООО «НАШЕ ЖКО».

В силу п.10.ст.162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Таким образом, исходя из требований ЖК РФ, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» обязано было передать техническую документацию и иные, связанные с управлением таким домом, документы ООО «НАШЕ ЖКО».

Однако, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» в нарушение вышеуказанной нормы права не передало техническую документацию на спорные многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы ООО «НАШЕ ЖКО», в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Запрет на недобросовестную конкуренцию, установлен в статье 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

 - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую  служебную или иную охраняемую законом тайну.

Следовательно, для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Исходя из данной нормы Закона о защите конкуренции не требуется доказывать причинение реальных убытков хозяйствующим субъектам.

 Перечень, указанный пунктами 1-5 данной нормы закона не является исчерпывающим.

 Таким образом, из содержания Закона о защите конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией, одновременно должно  выполняться  несколько условий:

1) Такие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом. Хозяйствующий субъект -  коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 закона о защите конкуренции).

  В данном случае  ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящую ей доход, (в данном случае – оказания услуг по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Коврова Владимирской области)

2) Действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности. 

  Действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия в осуществлении ООО «НАШЕ ЖКО» предпринимательской деятельности, что привело к получению ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

3) Данные действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

    Действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» противоречат требованиям гражданского и жилищного законодательства.

4) Такие действия причиняют или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

 Удержание технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов привело к созданию препятствий ООО «НАШЕ ЖКО»  в осуществлении предпринимательской деятельности.

  Таким образом, действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить убытки ООО «НАШЕ ЖКО», что в свою очередь является нарушением части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «УК «ЭКРАН-ГОРОД»  адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73,  нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в удержании  технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, что в свою очередь, привело или могло привести  к созданию препятствий ООО «НАШЕ ЖКО» в осуществлении предпринимательской деятельности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (----------)

 

Члены комиссии:                                                                                         (----------)                                                                                              

                                                                                         

stdClass Object ( [vid] => 10573 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е по делу № К - 310 - 02/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10573 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409227054 [changed] => 1409227054 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409227054 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 310 - 02/2014

Оглашена резолютивная часть: 03.07. 2014 г.

Изготовлено в полном объеме: 07.07. 2014 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(---------) –руководителя Управления, председатель Комиссии;

(---------) -  члена комиссии (начальник отдела);       

(---------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии:

от ответчика - ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД»:

         (----------)  (доверенность от 17.02.2014 г., № б/н, выдана сроком на три года),

         (----------) – директор ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» (паспорт),

         от заявителя - ООО «НАШЕ ЖКО»:

         (---------) –директор ООО «НАШЕ ЖКО» (паспорт),

рассмотрев дело № К-310-02/2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «УК «ЭКРАН-ГОРОД»  адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73,  ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области  поступила жалоба от ООО «НАШЕ ЖКО» на действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в недобросовестной конкуренции, а именно в получении преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем незаконного удержания технической документации на многоквартирные жилые дома № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области, в связи, с чем ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» создает препятствия ООО «НАШЕ ЖКО» в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке управления жилищным фондом в пределах границ г. Коврова Владимирской области.

Как следует из жалобы, внеочередным общем собранием собственников помещений многоквартирных домов № 5,6 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о досрочном  расторжении 31.05.2014 г. договоров управления вышеуказанными многоквартирными домами с ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» и выбором с 01.06.2014г. в качестве управляющей организации ООО «НАШЕ ЖКО».

Уведомления о принятии на собраниях собственников этих домов таких решений и копии протоколов общих собраний собственников были получены ООО «НАШЕ ЖКО» и ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД».

В дальнейшем, ООО «НАШЕ ЖКО» направило в адрес ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» уведомление о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением указанными многоквартирными домами (письма имеются в материалах дела).

Однако, несмотря на надлежащее извещение ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» о выборе в качестве управляющей организации вышеуказанными многоквартирными домами ООО «НАШЕ ЖКО», ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» по настоящее время  не передало техническую документацию в отношении МКД № 5,9 по улице Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова и иные связанные с управлением такими домами документы ООО «НАШЕ ЖКО».

Отсутствие технической документации препятствует заключению необходимых договоров для выполнения ООО «НАШЕ ЖКО» своих обязательств по договору управления спорными многоквартирными домами. В результате удержания ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» технической документации и иных документов, связанных с управлением этими спорными многоквартирными домами, ООО «НАШЕ ЖКО» не может в установленные сроки оказывать жильцам услуги по выдаче справок и выписок информации, содержащейся в технической документации, заключать договора с ресурсоснабжающими организациями.  Все это создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

В силу пункта 10 статьи 162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Статьей 39 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п.п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Таким образом, действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в отказе в передаче технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД № 5,9 по улице Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить  убытки ООО «НАШЕ ЖКО».

В ходе комиссионного рассмотрения дела, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснили следующее:

Техническая документация на многоквартирные дома 42 и 46 по пр-ту Ленина была передана 06.06.2014г. (акт передачи технической документации и акт приема-передачи документации по ведению паспортно - регистрационного учета на дома, акт приема-передачи ключей от технических помещений) в ООО «Наше ЖКО» на основании представленных в наш адрес уведомлений о проведенных общих собраний собственников помещений.

Общее собрание собственников помещений на дом 42 по пр-ту Ленина г. Коврова, проводимое в период с 24.04.2014г. по 19.04.2014г. по инициативе (------) (кВ.23) обжаловано в настоящий момент в суде собственниками помещений дома 42 по пр-ту Ленина, г. Коврова.

В адрес ООО «УК «Экран-город» протоколы общих собраний собственников помещений о выборе ООО «Наше ЖКО» по вышеуказанным домам до настоящего времени так и не представлены, только уведомления от 28.04.2014г. и 24.04.2014г.

В отношении многоквартирных домов 5 и 9 по ул. Чернышевского г. Коврова сообщаем следующее:

Общее собрание собственников помещений на дом 9 по ул. Чернышевского г. Коврова, проводимое по инициативе (---------) (кв.11) обжаловано в настоящий момент в Ковровском городском суде собственниками помещений дома 9 по ул. Чернышевского, г. Коврова.

 Многоквартирные дома 46,42 по пр-ту Ленина, г. Коврова, 5 и 9 по ул. Чернышевского обслуживались ООО «УК «Экран-город» на основании договоров управления многоквартирными домами (копии прилагаются).

Договора управления с ООО «УК «Экран-город» расторгнуты с 01.06.2014г. не были. Способ управления в домах не менялся, остался прежний - управление многоквартирным домом.

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 46 по пр-ту Ленина г. Ковова - 01 ноября 2014г.;

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 5 по ул. Чернышевского г. Ковова - 01 декабря 2014г.;

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 9 по ул. Чернышевского г. Ковова - 01 ноября 2014г.

В адрес ООО «УК «ЭКРАН –ГОРОД» не поступали требования об изменении или расторжении договора управления МКД, собственники помещений МКД не обращались в суд о расторжении договора управления многоквартирным домом.

Согласно п.8 ст. 162 ЖК РФ изменения и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке предусмотренном гражданским законодательством.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, иными законами или договором (ст.450 ГК РФ).

Согласно п.8.1 договора управления многоквартирным домом споры. Возникающие при исполнении обязательств по договору решаются сторонами переговоров.

Согласно п.8.2. договора управления многоквартирного дома в случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

На основании вышеизложенного договора управления на многоквартирные дома 9 и 5 по ул. Чернышевского г. Корвова в настоящий момент действующие и ООО «УК «ЭКРАН –ГОРОД»  обслуживает данные дома.

Исследовав доводы заявителя, ответчика, проанализировав представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам:

ООО «НАШЕ ЖКО», адрес места нахождения: 601901 Владимирская область, г. Ковров,  ул. Ленина, д.34, оф.5  и ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами и оказывают  услугу по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Коврова Владимирской области.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, и выбор способа управления многоквартирным домом.

В силу ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Частью 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу части 1 статьи 162 Жилищного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

На основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Кроме того, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, пункт 8.2.статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), ни Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не противоречит.

Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны, управляющей организации. (Постановление Президиума ВАС от 22.11.2011г. N 7677/11)

Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.

Исходя из вышеизложенного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, посредством решения общего собрания самостоятельны в выборе способа управления многоквартирным домом, при этом в любое время собственниками помещений может быть изменен выбранный ранее способ управления, при этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Как следует из материалов дела,  внеочередным общем собранием собственников помещений многоквартирных домов № 5,6 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о досрочном  расторжении 31.05.2014 г. договоров управления вышеуказанными многоквартирными домами с ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» и выбором с 01.06.2014г. в качестве управляющей организации ООО «НАШЕ ЖКО».

В силу п.10.ст.162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Таким образом, исходя из требований ЖК РФ, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» обязано было передать техническую документацию и иные, связанные с управлением таким домом, документы ООО «НАШЕ ЖКО».

Однако, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» в нарушение вышеуказанной нормы права не передало техническую документацию на спорные многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы ООО «НАШЕ ЖКО», в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Запрет на недобросовестную конкуренцию, установлен в статье 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

 - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую  служебную или иную охраняемую законом тайну.

Следовательно, для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Исходя из данной нормы Закона о защите конкуренции не требуется доказывать причинение реальных убытков хозяйствующим субъектам.

 Перечень, указанный пунктами 1-5 данной нормы закона не является исчерпывающим.

 Таким образом, из содержания Закона о защите конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией, одновременно должно  выполняться  несколько условий:

1) Такие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом. Хозяйствующий субъект -  коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 закона о защите конкуренции).

  В данном случае  ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящую ей доход, (в данном случае – оказания услуг по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Коврова Владимирской области)

2) Действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности. 

  Действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия в осуществлении ООО «НАШЕ ЖКО» предпринимательской деятельности, что привело к получению ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

3) Данные действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

    Действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» противоречат требованиям гражданского и жилищного законодательства.

4) Такие действия причиняют или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

 Удержание технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов привело к созданию препятствий ООО «НАШЕ ЖКО»  в осуществлении предпринимательской деятельности.

  Таким образом, действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить убытки ООО «НАШЕ ЖКО», что в свою очередь является нарушением части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «УК «ЭКРАН-ГОРОД»  адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73,  нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в удержании  технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, что в свою очередь, привело или могло привести  к созданию препятствий ООО «НАШЕ ЖКО» в осуществлении предпринимательской деятельности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (----------)

 

Члены комиссии:                                                                                         (----------)                                                                                              

                                                                                         

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 310 - 02/2014

Оглашена резолютивная часть: 03.07. 2014 г.

Изготовлено в полном объеме: 07.07. 2014 г.

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(---------) –руководителя Управления, председатель Комиссии;

(---------) -  члена комиссии (начальник отдела);       

(---------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии:

от ответчика - ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД»:

         (----------)  (доверенность от 17.02.2014 г., № б/н, выдана сроком на три года),

         (----------) – директор ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» (паспорт),

         от заявителя - ООО «НАШЕ ЖКО»:

         (---------) –директор ООО «НАШЕ ЖКО» (паспорт),

рассмотрев дело № К-310-02/2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «УК «ЭКРАН-ГОРОД»  адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73,  ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области  поступила жалоба от ООО «НАШЕ ЖКО» на действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в недобросовестной конкуренции, а именно в получении преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности путем незаконного удержания технической документации на многоквартирные жилые дома № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области, в связи, с чем ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» создает препятствия ООО «НАШЕ ЖКО» в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке управления жилищным фондом в пределах границ г. Коврова Владимирской области.

Как следует из жалобы, внеочередным общем собранием собственников помещений многоквартирных домов № 5,6 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о досрочном  расторжении 31.05.2014 г. договоров управления вышеуказанными многоквартирными домами с ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» и выбором с 01.06.2014г. в качестве управляющей организации ООО «НАШЕ ЖКО».

Уведомления о принятии на собраниях собственников этих домов таких решений и копии протоколов общих собраний собственников были получены ООО «НАШЕ ЖКО» и ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД».

В дальнейшем, ООО «НАШЕ ЖКО» направило в адрес ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» уведомление о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением указанными многоквартирными домами (письма имеются в материалах дела).

Однако, несмотря на надлежащее извещение ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» о выборе в качестве управляющей организации вышеуказанными многоквартирными домами ООО «НАШЕ ЖКО», ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» по настоящее время  не передало техническую документацию в отношении МКД № 5,9 по улице Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова и иные связанные с управлением такими домами документы ООО «НАШЕ ЖКО».

Отсутствие технической документации препятствует заключению необходимых договоров для выполнения ООО «НАШЕ ЖКО» своих обязательств по договору управления спорными многоквартирными домами. В результате удержания ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» технической документации и иных документов, связанных с управлением этими спорными многоквартирными домами, ООО «НАШЕ ЖКО» не может в установленные сроки оказывать жильцам услуги по выдаче справок и выписок информации, содержащейся в технической документации, заключать договора с ресурсоснабжающими организациями.  Все это создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

В силу пункта 10 статьи 162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Статьей 39 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п.п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Таким образом, действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в отказе в передаче технической документации и иных документов, связанных с управлением МКД № 5,9 по улице Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить  убытки ООО «НАШЕ ЖКО».

В ходе комиссионного рассмотрения дела, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснили следующее:

Техническая документация на многоквартирные дома 42 и 46 по пр-ту Ленина была передана 06.06.2014г. (акт передачи технической документации и акт приема-передачи документации по ведению паспортно - регистрационного учета на дома, акт приема-передачи ключей от технических помещений) в ООО «Наше ЖКО» на основании представленных в наш адрес уведомлений о проведенных общих собраний собственников помещений.

Общее собрание собственников помещений на дом 42 по пр-ту Ленина г. Коврова, проводимое в период с 24.04.2014г. по 19.04.2014г. по инициативе (------) (кВ.23) обжаловано в настоящий момент в суде собственниками помещений дома 42 по пр-ту Ленина, г. Коврова.

В адрес ООО «УК «Экран-город» протоколы общих собраний собственников помещений о выборе ООО «Наше ЖКО» по вышеуказанным домам до настоящего времени так и не представлены, только уведомления от 28.04.2014г. и 24.04.2014г.

В отношении многоквартирных домов 5 и 9 по ул. Чернышевского г. Коврова сообщаем следующее:

Общее собрание собственников помещений на дом 9 по ул. Чернышевского г. Коврова, проводимое по инициативе (---------) (кв.11) обжаловано в настоящий момент в Ковровском городском суде собственниками помещений дома 9 по ул. Чернышевского, г. Коврова.

 Многоквартирные дома 46,42 по пр-ту Ленина, г. Коврова, 5 и 9 по ул. Чернышевского обслуживались ООО «УК «Экран-город» на основании договоров управления многоквартирными домами (копии прилагаются).

Договора управления с ООО «УК «Экран-город» расторгнуты с 01.06.2014г. не были. Способ управления в домах не менялся, остался прежний - управление многоквартирным домом.

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 46 по пр-ту Ленина г. Ковова - 01 ноября 2014г.;

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 5 по ул. Чернышевского г. Ковова - 01 декабря 2014г.;

Срок действия договора управления по многоквартирному дому 9 по ул. Чернышевского г. Ковова - 01 ноября 2014г.

В адрес ООО «УК «ЭКРАН –ГОРОД» не поступали требования об изменении или расторжении договора управления МКД, собственники помещений МКД не обращались в суд о расторжении договора управления многоквартирным домом.

Согласно п.8 ст. 162 ЖК РФ изменения и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке предусмотренном гражданским законодательством.

Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом РФ, иными законами или договором (ст.450 ГК РФ).

Согласно п.8.1 договора управления многоквартирным домом споры. Возникающие при исполнении обязательств по договору решаются сторонами переговоров.

Согласно п.8.2. договора управления многоквартирного дома в случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение суда в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

На основании вышеизложенного договора управления на многоквартирные дома 9 и 5 по ул. Чернышевского г. Корвова в настоящий момент действующие и ООО «УК «ЭКРАН –ГОРОД»  обслуживает данные дома.

Исследовав доводы заявителя, ответчика, проанализировав представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к следующим выводам:

ООО «НАШЕ ЖКО», адрес места нахождения: 601901 Владимирская область, г. Ковров,  ул. Ленина, д.34, оф.5  и ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами и оказывают  услугу по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Коврова Владимирской области.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, и выбор способа управления многоквартирным домом.

В силу ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Частью 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу части 1 статьи 162 Жилищного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

На основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Кроме того, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, пункт 8.2.статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), ни Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не противоречит.

Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны, управляющей организации. (Постановление Президиума ВАС от 22.11.2011г. N 7677/11)

Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.

Исходя из вышеизложенного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, посредством решения общего собрания самостоятельны в выборе способа управления многоквартирным домом, при этом в любое время собственниками помещений может быть изменен выбранный ранее способ управления, при этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Как следует из материалов дела,  внеочередным общем собранием собственников помещений многоквартирных домов № 5,6 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова, проведенных в форме заочного голосования, приняты решения о досрочном  расторжении 31.05.2014 г. договоров управления вышеуказанными многоквартирными домами с ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» и выбором с 01.06.2014г. в качестве управляющей организации ООО «НАШЕ ЖКО».

В силу п.10.ст.162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Таким образом, исходя из требований ЖК РФ, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» обязано было передать техническую документацию и иные, связанные с управлением таким домом, документы ООО «НАШЕ ЖКО».

Однако, ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» в нарушение вышеуказанной нормы права не передало техническую документацию на спорные многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы ООО «НАШЕ ЖКО», в установленный законом срок.

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Запрет на недобросовестную конкуренцию, установлен в статье 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

 - незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую  служебную или иную охраняемую законом тайну.

Следовательно, для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 Исходя из данной нормы Закона о защите конкуренции не требуется доказывать причинение реальных убытков хозяйствующим субъектам.

 Перечень, указанный пунктами 1-5 данной нормы закона не является исчерпывающим.

 Таким образом, из содержания Закона о защите конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией, одновременно должно  выполняться  несколько условий:

1) Такие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом. Хозяйствующий субъект -  коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 закона о защите конкуренции).

  В данном случае  ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящую ей доход, (в данном случае – оказания услуг по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Коврова Владимирской области)

2) Действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности. 

  Действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия в осуществлении ООО «НАШЕ ЖКО» предпринимательской деятельности, что привело к получению ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

3) Данные действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

    Действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД» противоречат требованиям гражданского и жилищного законодательства.

4) Такие действия причиняют или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

 Удержание технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов привело к созданию препятствий ООО «НАШЕ ЖКО»  в осуществлении предпринимательской деятельности.

  Таким образом, действия ООО «УК «ЭКРАН-ГОРОД», выразившиеся в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить убытки ООО «НАШЕ ЖКО», что в свою очередь является нарушением части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «УК «ЭКРАН-ГОРОД»  адрес места нахождения: 601901, Владимирская область, г. Ковров, пр-т Мира, д.4, кв. 73,  нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в удержании  технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 5 и 9 по ул. Чернышевского, № 42,46 по проспекту Ленина г. Коврова Владимирской области документов, что в свою очередь, привело или могло привести  к созданию препятствий ООО «НАШЕ ЖКО» в осуществлении предпринимательской деятельности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (----------)

 

Члены комиссии:                                                                                         (----------)                                                                                              

                                                                                         

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К - 310 - 02/2014 [format] => [safe_value] => К - 310 - 02/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-28 11:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-28 11:56:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409227054 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )