Р Е Ш Е Н И Е по делу № К - 249 - 02/2014

Номер дела: К - 249 - 02/2014
Дата публикации: 28 августа 2014, 15:41

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 249 - 02/2014

Оглашена резолютивная часть: 16.07. 2014 г.

Изготовлено в полном объеме: 17.07. 2014 г.                                               г. Владимир

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(-------) –руководитель Управления, председатель Комиссии;

(-------) -  члена комиссии (главный специалист-эксперт);  

(--------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии:

от ответчика - ООО «ЖКС»:

не явились (в материалах дела имеется надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела),

         от заявителя - ООО «Жилищник центр»:

         (------) (доверенность № б/н от 11.07.2014 г., срок действия до 31.12.2014 г.),

рассмотрев дело № К-249-02/2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищные коммунальные системы» ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3  ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Владимирского УФАС России из Государственной жилищной инспекции  поступили материалы обращений жителей многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира, ООО «Жилищник - Центр» на акт недобросовестной конкуренции со стороны ООО «ЖКС», выразившиеся в  незаконном выставлении платежных требований на оплату жилищно-коммунальных услуг, удержании технической документации.

Как следует из жалобы решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А, проведенным в форме заочного голосования и оформленного протоколом от 28.08.2013 года, было принято решение об отказе от исполнения договора управления с управляющей компанией ООО «Жилищные коммунальные системы» в одностороннем порядке с 1 октября 2013 года и о выборе управляющей компании ООО «Жилищник - Центр».

28 августа 2013 года  ООО «ЖКС» было уведомлено собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А о принятых решениях и о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением домом - председателю общего собрания.

1 октября 2013 года между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А и ООО «Жилищник - Центр» заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

Однако, несмотря на решение собственников многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир от 28.08.2013 года, ООО «ЖКС» не имея правовых оснований для управления многоквартирным домом  и, следовательно, правовых оснований для взимания платы за оказание услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений этого дома платежные требования на их оплату, в период с октября 2013 года по декабрь 2013 г. (квитанции имеются в представленных материалах).

Договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, между ООО «ЖКС» и собственниками спорного многоквартирного дома не заключались.

Также, ООО «ЖКС» по настоящее время не передало техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир ООО «Жилищник - Центр» или одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В результате удержания ООО «ЖКС» технической и иной документации на спорный многоквартирный дом, ООО «Жилищник - Центр» не может в установленные сроки оказывать жильцам услуги по выдаче справок и выписок информации, содержащейся в технической документации.

Следовательно, были созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Исследовав доводы, изложенные в жалобе, проанализировав и оценив представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России приходит   к следующим выводам:

ООО «ЖКС»  ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3 и ООО «Жилищник - Центр» ОГРН 1083328001338 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 40, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами и оказывают  услугу по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Владимира Владимирской области.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, и выбор способа управления многоквартирным домом.

В силу ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Частью 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу части 1 статьи 162 Жилищного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

На основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Кроме того, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, пункт 8.2.статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), ни Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не противоречит.

Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны, управляющей организации. (Постановление Президиума ВАС от 22.11.2011г. N 7677/11)

Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.

Исходя из вышеизложенного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, посредством решения общего собрания самостоятельны в выборе способа управления многоквартирным домом, при этом в любое время собственниками помещений может быть изменен выбранный ранее способ управления, при этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А, проведенным в форме заочного голосования и оформленного протоколом от 28.08.2013 года, было принято решение о выборе управляющей компании ООО «Жилищник - Центр».

Согласно  части 6 статьи 46 Жилищного Кодекса решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Кодекса, вправе обжаловать в суд собственник помещения в многоквартирном доме в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование этого собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Таким образом, в соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть проверена только в судебном порядке.

Поскольку вопрос о законности проведенного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома и принятого по результатам такого собрания решения общего собрания собственников помещений, оформленного указанным протоколом, в судебном порядке не проверялся, протокол следует считать достоверным.

Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 164 ЖК РФ по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

1 октября 2013 года между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А и ООО «Жилищник - Центр» заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

Однако, несмотря на решение собственников многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир от 28.08.2013 года, ООО «ЖКС» не имея правовых оснований для управления многоквартирным домом  и, следовательно, правовых оснований для взимания платы за оказание услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений этого дома платежные требования на их оплату, в период с октября 2013 года по декабрь 2013 г. (квитанции имеются в материалах дела).

В ходе комиссионного рассмотрения дела, представитель заявителя пояснил, что в настоящий момент платежные требования в отношении спорного МКД не выставляются.

В силу п.10.ст.162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Статьей 39 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Таким образом, исходя из требований ЖК РФ, ООО «ЖКС» обязано было передать техническую документацию и иные, связанные с управлением таким домом, документы ООО «Жилищник - Центр».

Однако, ООО «ЖКС» в нарушение вышеуказанной нормы права не передало техническую документацию на спорный многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник - Центр», в установленный законом срок.

По мнению законного представителя ООО «Жилищник - Центр», отсутствие технической документации препятствует заключению необходимых договоров для выполнения ООО «Жилищник - Центр» своих обязательств по договору  содержания и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, установлен в статье 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

Следовательно, для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из данной нормы Закона о защите конкуренции не требуется доказывать причинение реальных убытков хозяйствующим субъектам.

Перечень, указанный пунктами 1-5 данной нормы закона не является исчерпывающим.

   Таким образом, из содержания Закона о защите конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией, одновременно должно  выполняться  несколько условий:

1) Такие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом. Хозяйствующий субъект -  коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 закона о защите конкуренции).

В данном случае  ООО «ЖКС» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящая ему доход, (в данном случае – оказания услуг по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Владимир)

2) Действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности. 

Действия ООО «ЖКС», выразившиеся в  направлении платежных требований на оплату услуг, работ  по содержанию и ремонту общего имущества, без законных на то оснований, в период с октября 2013 г по декабрь 2013 г, а также в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира  документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия в осуществлении ООО «Жилищник - Центр»  предпринимательской деятельности, что привело к получению ООО «ЖКС» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

3) Данные действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия ООО «ЖКС» противоречат требованиям гражданского и жилищного законодательства.

4) Такие действия причиняют или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

Действия ООО «ЖКС» выразившиеся в  недобросовестной конкуренции, а именно в получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, путем направления,  без законных на то оснований, платежных требований на оплату услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира Владимирской области в период с октября 2013 г. по декабрь 2013 г., причинили или могут причинить убытки ООО «Жилищник-Центр», путем снижения объемов получаемых платежей.

Отказ в выдаче технической документации привел к созданию препятствий ООО «Жилищник-Центр» в осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия ООО «ЖКС», выразившиеся в  направлении платежных требований на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества без законных на то оснований, удержании технической документации, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушают нормы гражданского и жилищного законодательства, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить убытки ООО «Жилищник-Центр».

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищные коммунальные системы», ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3., нарушившим  п.2 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в том, что, ООО «ЖКС», не имея, правовых на то оснований для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Владимир ул. Луначарского, д. № 37 А, и, следовательно, законных оснований для взимания платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений указанного  дома платежные требования на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества, в период с октября 2013 г. и  по декабрь 2013 г.,  тем самым, вводя  в заблуждение потребителей, относительно  исполнителя услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома, что в свою очередь, причинило или могло причинить убытки ООО «Жилищник-Центр», путем снижения объемов получаемых платежей, а также в удержании технической документации на указанный многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник-Центр», что в свою очередь, привело или могло привести  к созданию препятствий ООО «Жилищник-Центр» в осуществлении предпринимательской деятельности.

2. Выдать ООО «Жилищные коммунальные системы» ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3.предписание об устранения нарушения антимонопольного законодательства в срок до 25.08.2014 г., путем передачи технической документации на многоквартирный дом расположенный по адресу: г. Владимир ул. Луначарского, д. № 37 А, и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник-Центр» ОГРН 1083328001338 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 40.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 5 сентября 2014 года.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (--------)

Члены комиссии:                                                                                         (---------)

                                                                                               

                                                                                                             

stdClass Object ( [vid] => 10571 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е по делу № К - 249 - 02/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10571 [type] => solution [language] => ru [created] => 1409226908 [changed] => 1409226908 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1409226908 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 249 - 02/2014

Оглашена резолютивная часть: 16.07. 2014 г.

Изготовлено в полном объеме: 17.07. 2014 г.                                               г. Владимир

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(-------) –руководитель Управления, председатель Комиссии;

(-------) -  члена комиссии (главный специалист-эксперт);  

(--------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии:

от ответчика - ООО «ЖКС»:

не явились (в материалах дела имеется надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела),

         от заявителя - ООО «Жилищник центр»:

         (------) (доверенность № б/н от 11.07.2014 г., срок действия до 31.12.2014 г.),

рассмотрев дело № К-249-02/2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищные коммунальные системы» ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3  ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Владимирского УФАС России из Государственной жилищной инспекции  поступили материалы обращений жителей многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира, ООО «Жилищник - Центр» на акт недобросовестной конкуренции со стороны ООО «ЖКС», выразившиеся в  незаконном выставлении платежных требований на оплату жилищно-коммунальных услуг, удержании технической документации.

Как следует из жалобы решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А, проведенным в форме заочного голосования и оформленного протоколом от 28.08.2013 года, было принято решение об отказе от исполнения договора управления с управляющей компанией ООО «Жилищные коммунальные системы» в одностороннем порядке с 1 октября 2013 года и о выборе управляющей компании ООО «Жилищник - Центр».

28 августа 2013 года  ООО «ЖКС» было уведомлено собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А о принятых решениях и о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением домом - председателю общего собрания.

1 октября 2013 года между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А и ООО «Жилищник - Центр» заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

Однако, несмотря на решение собственников многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир от 28.08.2013 года, ООО «ЖКС» не имея правовых оснований для управления многоквартирным домом  и, следовательно, правовых оснований для взимания платы за оказание услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений этого дома платежные требования на их оплату, в период с октября 2013 года по декабрь 2013 г. (квитанции имеются в представленных материалах).

Договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, между ООО «ЖКС» и собственниками спорного многоквартирного дома не заключались.

Также, ООО «ЖКС» по настоящее время не передало техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир ООО «Жилищник - Центр» или одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В результате удержания ООО «ЖКС» технической и иной документации на спорный многоквартирный дом, ООО «Жилищник - Центр» не может в установленные сроки оказывать жильцам услуги по выдаче справок и выписок информации, содержащейся в технической документации.

Следовательно, были созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Исследовав доводы, изложенные в жалобе, проанализировав и оценив представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России приходит   к следующим выводам:

ООО «ЖКС»  ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3 и ООО «Жилищник - Центр» ОГРН 1083328001338 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 40, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами и оказывают  услугу по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Владимира Владимирской области.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, и выбор способа управления многоквартирным домом.

В силу ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Частью 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу части 1 статьи 162 Жилищного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

На основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Кроме того, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, пункт 8.2.статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), ни Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не противоречит.

Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны, управляющей организации. (Постановление Президиума ВАС от 22.11.2011г. N 7677/11)

Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.

Исходя из вышеизложенного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, посредством решения общего собрания самостоятельны в выборе способа управления многоквартирным домом, при этом в любое время собственниками помещений может быть изменен выбранный ранее способ управления, при этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А, проведенным в форме заочного голосования и оформленного протоколом от 28.08.2013 года, было принято решение о выборе управляющей компании ООО «Жилищник - Центр».

Согласно  части 6 статьи 46 Жилищного Кодекса решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Кодекса, вправе обжаловать в суд собственник помещения в многоквартирном доме в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование этого собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Таким образом, в соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть проверена только в судебном порядке.

Поскольку вопрос о законности проведенного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома и принятого по результатам такого собрания решения общего собрания собственников помещений, оформленного указанным протоколом, в судебном порядке не проверялся, протокол следует считать достоверным.

Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 164 ЖК РФ по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

1 октября 2013 года между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А и ООО «Жилищник - Центр» заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

Однако, несмотря на решение собственников многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир от 28.08.2013 года, ООО «ЖКС» не имея правовых оснований для управления многоквартирным домом  и, следовательно, правовых оснований для взимания платы за оказание услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений этого дома платежные требования на их оплату, в период с октября 2013 года по декабрь 2013 г. (квитанции имеются в материалах дела).

В ходе комиссионного рассмотрения дела, представитель заявителя пояснил, что в настоящий момент платежные требования в отношении спорного МКД не выставляются.

В силу п.10.ст.162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Статьей 39 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Таким образом, исходя из требований ЖК РФ, ООО «ЖКС» обязано было передать техническую документацию и иные, связанные с управлением таким домом, документы ООО «Жилищник - Центр».

Однако, ООО «ЖКС» в нарушение вышеуказанной нормы права не передало техническую документацию на спорный многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник - Центр», в установленный законом срок.

По мнению законного представителя ООО «Жилищник - Центр», отсутствие технической документации препятствует заключению необходимых договоров для выполнения ООО «Жилищник - Центр» своих обязательств по договору  содержания и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, установлен в статье 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

Следовательно, для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из данной нормы Закона о защите конкуренции не требуется доказывать причинение реальных убытков хозяйствующим субъектам.

Перечень, указанный пунктами 1-5 данной нормы закона не является исчерпывающим.

   Таким образом, из содержания Закона о защите конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией, одновременно должно  выполняться  несколько условий:

1) Такие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом. Хозяйствующий субъект -  коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 закона о защите конкуренции).

В данном случае  ООО «ЖКС» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящая ему доход, (в данном случае – оказания услуг по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Владимир)

2) Действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности. 

Действия ООО «ЖКС», выразившиеся в  направлении платежных требований на оплату услуг, работ  по содержанию и ремонту общего имущества, без законных на то оснований, в период с октября 2013 г по декабрь 2013 г, а также в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира  документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия в осуществлении ООО «Жилищник - Центр»  предпринимательской деятельности, что привело к получению ООО «ЖКС» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

3) Данные действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия ООО «ЖКС» противоречат требованиям гражданского и жилищного законодательства.

4) Такие действия причиняют или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

Действия ООО «ЖКС» выразившиеся в  недобросовестной конкуренции, а именно в получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, путем направления,  без законных на то оснований, платежных требований на оплату услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира Владимирской области в период с октября 2013 г. по декабрь 2013 г., причинили или могут причинить убытки ООО «Жилищник-Центр», путем снижения объемов получаемых платежей.

Отказ в выдаче технической документации привел к созданию препятствий ООО «Жилищник-Центр» в осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия ООО «ЖКС», выразившиеся в  направлении платежных требований на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества без законных на то оснований, удержании технической документации, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушают нормы гражданского и жилищного законодательства, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить убытки ООО «Жилищник-Центр».

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищные коммунальные системы», ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3., нарушившим  п.2 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в том, что, ООО «ЖКС», не имея, правовых на то оснований для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Владимир ул. Луначарского, д. № 37 А, и, следовательно, законных оснований для взимания платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений указанного  дома платежные требования на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества, в период с октября 2013 г. и  по декабрь 2013 г.,  тем самым, вводя  в заблуждение потребителей, относительно  исполнителя услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома, что в свою очередь, причинило или могло причинить убытки ООО «Жилищник-Центр», путем снижения объемов получаемых платежей, а также в удержании технической документации на указанный многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник-Центр», что в свою очередь, привело или могло привести  к созданию препятствий ООО «Жилищник-Центр» в осуществлении предпринимательской деятельности.

2. Выдать ООО «Жилищные коммунальные системы» ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3.предписание об устранения нарушения антимонопольного законодательства в срок до 25.08.2014 г., путем передачи технической документации на многоквартирный дом расположенный по адресу: г. Владимир ул. Луначарского, д. № 37 А, и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник-Центр» ОГРН 1083328001338 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 40.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 5 сентября 2014 года.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (--------)

Члены комиссии:                                                                                         (---------)

                                                                                               

                                                                                                             

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №   К - 249 - 02/2014

Оглашена резолютивная часть: 16.07. 2014 г.

Изготовлено в полном объеме: 17.07. 2014 г.                                               г. Владимир

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(-------) –руководитель Управления, председатель Комиссии;

(-------) -  члена комиссии (главный специалист-эксперт);  

(--------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии:

от ответчика - ООО «ЖКС»:

не явились (в материалах дела имеется надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела),

         от заявителя - ООО «Жилищник центр»:

         (------) (доверенность № б/н от 11.07.2014 г., срок действия до 31.12.2014 г.),

рассмотрев дело № К-249-02/2014 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Жилищные коммунальные системы» ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3  ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Владимирского УФАС России из Государственной жилищной инспекции  поступили материалы обращений жителей многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира, ООО «Жилищник - Центр» на акт недобросовестной конкуренции со стороны ООО «ЖКС», выразившиеся в  незаконном выставлении платежных требований на оплату жилищно-коммунальных услуг, удержании технической документации.

Как следует из жалобы решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А, проведенным в форме заочного голосования и оформленного протоколом от 28.08.2013 года, было принято решение об отказе от исполнения договора управления с управляющей компанией ООО «Жилищные коммунальные системы» в одностороннем порядке с 1 октября 2013 года и о выборе управляющей компании ООО «Жилищник - Центр».

28 августа 2013 года  ООО «ЖКС» было уведомлено собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А о принятых решениях и о необходимости передачи технической и иной документации, связанной с управлением домом - председателю общего собрания.

1 октября 2013 года между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А и ООО «Жилищник - Центр» заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

Однако, несмотря на решение собственников многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир от 28.08.2013 года, ООО «ЖКС» не имея правовых оснований для управления многоквартирным домом  и, следовательно, правовых оснований для взимания платы за оказание услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений этого дома платежные требования на их оплату, в период с октября 2013 года по декабрь 2013 г. (квитанции имеются в представленных материалах).

Договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества, между ООО «ЖКС» и собственниками спорного многоквартирного дома не заключались.

Также, ООО «ЖКС» по настоящее время не передало техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир ООО «Жилищник - Центр» или одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

В результате удержания ООО «ЖКС» технической и иной документации на спорный многоквартирный дом, ООО «Жилищник - Центр» не может в установленные сроки оказывать жильцам услуги по выдаче справок и выписок информации, содержащейся в технической документации.

Следовательно, были созданы препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Исследовав доводы, изложенные в жалобе, проанализировав и оценив представленные документы, Комиссия Владимирского УФАС России приходит   к следующим выводам:

ООО «ЖКС»  ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3 и ООО «Жилищник - Центр» ОГРН 1083328001338 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 40, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами и оказывают  услугу по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Владимира Владимирской области.

Согласно ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, и выбор способа управления многоквартирным домом.

В силу ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Частью 3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу части 1 статьи 162 Жилищного Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

На основании части 8 статьи 162 Жилищного кодекса изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Кроме того, согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, пункт 8.2.статьи 162 Жилищного кодекса, измененный Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11, сам по себе односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей организацией (расторжение договора) ни Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), ни Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) не противоречит.

Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны, управляющей организации. (Постановление Президиума ВАС от 22.11.2011г. N 7677/11)

Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.

Исходя из вышеизложенного следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, посредством решения общего собрания самостоятельны в выборе способа управления многоквартирным домом, при этом в любое время собственниками помещений может быть изменен выбранный ранее способ управления, при этом многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А, проведенным в форме заочного голосования и оформленного протоколом от 28.08.2013 года, было принято решение о выборе управляющей компании ООО «Жилищник - Центр».

Согласно  части 6 статьи 46 Жилищного Кодекса решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Кодекса, вправе обжаловать в суд собственник помещения в многоквартирном доме в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование этого собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Таким образом, в соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, может быть проверена только в судебном порядке.

Поскольку вопрос о законности проведенного общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома и принятого по результатам такого собрания решения общего собрания собственников помещений, оформленного указанным протоколом, в судебном порядке не проверялся, протокол следует считать достоверным.

Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 164 ЖК РФ по договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме.

1 октября 2013 года между собственниками многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А и ООО «Жилищник - Центр» заключен договор на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

Однако, несмотря на решение собственников многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского, г. Владимир от 28.08.2013 года, ООО «ЖКС» не имея правовых оснований для управления многоквартирным домом  и, следовательно, правовых оснований для взимания платы за оказание услуг, выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений этого дома платежные требования на их оплату, в период с октября 2013 года по декабрь 2013 г. (квитанции имеются в материалах дела).

В ходе комиссионного рассмотрения дела, представитель заявителя пояснил, что в настоящий момент платежные требования в отношении спорного МКД не выставляются.

В силу п.10.ст.162 ЖК РФ Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

Статьей 39 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен п. п. 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно пункту 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, включаются: межквартирные лестничные площадки; лестницы; коридоры; технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Таким образом, исходя из требований ЖК РФ, ООО «ЖКС» обязано было передать техническую документацию и иные, связанные с управлением таким домом, документы ООО «Жилищник - Центр».

Однако, ООО «ЖКС» в нарушение вышеуказанной нормы права не передало техническую документацию на спорный многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник - Центр», в установленный законом срок.

По мнению законного представителя ООО «Жилищник - Центр», отсутствие технической документации препятствует заключению необходимых договоров для выполнения ООО «Жилищник - Центр» своих обязательств по договору  содержания и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Луначарского № 37 А.

В соответствии со ст. 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с подпунктом 9 статьи 4 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, установлен в статье 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

Следовательно, для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо устанавливать все перечисленные в Законе N 135-ФЗ признаки, в частности: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из данной нормы Закона о защите конкуренции не требуется доказывать причинение реальных убытков хозяйствующим субъектам.

Перечень, указанный пунктами 1-5 данной нормы закона не является исчерпывающим.

   Таким образом, из содержания Закона о защите конкуренции следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией, одновременно должно  выполняться  несколько условий:

1) Такие действия должны совершаться хозяйствующим субъектом. Хозяйствующий субъект -  коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 закона о защите конкуренции).

В данном случае  ООО «ЖКС» является коммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, приносящая ему доход, (в данном случае – оказания услуг по управлению многоквартирными домами на рынке эксплуатации жилищного фонда г. Владимир)

2) Действия должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности. 

Действия ООО «ЖКС», выразившиеся в  направлении платежных требований на оплату услуг, работ  по содержанию и ремонту общего имущества, без законных на то оснований, в период с октября 2013 г по декабрь 2013 г, а также в удержании технической документации и иных связанных с управлением МКД  № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира  документов, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создают препятствия в осуществлении ООО «Жилищник - Центр»  предпринимательской деятельности, что привело к получению ООО «ЖКС» преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

3) Данные действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Действия ООО «ЖКС» противоречат требованиям гражданского и жилищного законодательства.

4) Такие действия причиняют или могут причинить убытки другому хозяйствующему субъекту – конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

Действия ООО «ЖКС» выразившиеся в  недобросовестной конкуренции, а именно в получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, путем направления,  без законных на то оснований, платежных требований на оплату услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 37 А по ул. Луначарского г. Владимира Владимирской области в период с октября 2013 г. по декабрь 2013 г., причинили или могут причинить убытки ООО «Жилищник-Центр», путем снижения объемов получаемых платежей.

Отказ в выдаче технической документации привел к созданию препятствий ООО «Жилищник-Центр» в осуществлении предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия ООО «ЖКС», выразившиеся в  направлении платежных требований на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества без законных на то оснований, удержании технической документации, противоречат антимонопольному законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушают нормы гражданского и жилищного законодательства, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить убытки ООО «Жилищник-Центр».

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищные коммунальные системы», ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3., нарушившим  п.2 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в том, что, ООО «ЖКС», не имея, правовых на то оснований для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Владимир ул. Луначарского, д. № 37 А, и, следовательно, законных оснований для взимания платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, направляло собственникам помещений указанного  дома платежные требования на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества, в период с октября 2013 г. и  по декабрь 2013 г.,  тем самым, вводя  в заблуждение потребителей, относительно  исполнителя услуг по содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома, что в свою очередь, причинило или могло причинить убытки ООО «Жилищник-Центр», путем снижения объемов получаемых платежей, а также в удержании технической документации на указанный многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник-Центр», что в свою очередь, привело или могло привести  к созданию препятствий ООО «Жилищник-Центр» в осуществлении предпринимательской деятельности.

2. Выдать ООО «Жилищные коммунальные системы» ОГРН 1073340001844 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир,  мкр. Оргтруд, ул. Новая, д.3.предписание об устранения нарушения антимонопольного законодательства в срок до 25.08.2014 г., путем передачи технической документации на многоквартирный дом расположенный по адресу: г. Владимир ул. Луначарского, д. № 37 А, и иные связанные с управлением таким домом документы ООО «Жилищник-Центр» ОГРН 1083328001338 адрес места нахождения: Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, д. 40.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Управление в срок до 5 сентября 2014 года.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (--------)

Члены комиссии:                                                                                         (---------)

                                                                                               

                                                                                                             

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К - 249 - 02/2014 [format] => [safe_value] => К - 249 - 02/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-28 11:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-08-28 11:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1409226908 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )