РЕ Ш Е Н И Е по делу № К -339-02/2014

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: К -339-02/2014
Дата публикации: 31 июля 2014, 13:39

по делу №   К -339-02/2014

Оглашена резолютивная часть: 16.07. 2014 г.                                                г. Владимир

 Изготовлено в полном объеме: 17.07. 2014 г.                                                 

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(------) –руководитель Управления, председатель Комиссии;

(------) -  члена комиссии (главный специалист-эксперт);    

(------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии представителя администрации МО Собинский район Владимирской области, КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области:

Киселевой И.В.-зам. председателя КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области (доверенность от 01.07.2014 г., № Ю-01/20),

         рассмотрев дело № К-339-02/2014 по признакам нарушения администрацией МО Собинский район Владимирской области, адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4,  Комитетом по управлению имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4,  части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) поступило  обращение Собинской межрайонной прокуратуры на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района, по вопросу законности передачи в аренду ООО «Родина» земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, для размещения временного павильона-закусочной на 15 посадочных мест, общей площадью 240 кв.м. (договор аренды земельного участка № 212-ПС от 20.03.2012 г.,  № ПС 261 -  ПС от 02.07.2013 г., № 269-ПС от 15.11. 2013 г.

Аналогичные требования касаются передачи в аренду ИП Князеву В.А. земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Базарная, для размещения временного павильона-автостанции, общей площадью 154 кв.м. (договор аренды земельного участка № 236-ПС от 21.12.2012 г.,  № ПС 267 -  ПС от 29.11.2013 г.) .

Согласно пунктам 1, 2 статьи 28  Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьей 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду или в собственность способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду или его продажи.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Установлено, что порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством на  территории Собинского района  определен «Положением по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Собинского района, и из земель на территории района, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством» утв. Решением Совета народных депутатов Собинского района  Владимирской области от 26.02.2010 г. № 27/2 (далее- Положение). 

Согласно п.1.2, 2.4 Положения, предоставление земельных участков осуществляется администрацией Собинского района, уполномоченной на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Собинского района и государственной собственности до ее разграничения на землю (далее - Администрация), на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур.

На основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрация Собинского района публикует информацию о возможном предоставлении земельного участка в районной газете "Доверие" и размещает на официальном сайте в сети Интернет.

Согласно п.п.1.3 2.1, 2.5, 3.2 Положения, земельные участки для целей, не связанных со строительством могут предоставляться в собственность и аренду.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, обращаются с заявлением на имя главы района.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков на основании опубликования сообщения в течении 30 календарных дней со дня публикации обращаются в администрацию Собинского района с заявлением о предоставлении земельного участка.

Если по истечении тридцати календарных дней со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка другие заявления не поступили, КУМИ администрации Собинского района готовит проект постановления главы района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане или кадастровой карте территории.

 Как следует из материалов дела,  21.12.2012 г. администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 1909 «О заключении договора аренды земельного участка с ИП Князев В.А.».

21.12.2012 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ИП Князевым В.А. заключен договор  № 236-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Базарная, для размещения временного павильона-автостанции, общей площадью 154 кв.м.

Срок действия договора 11 месяцев.

По истечению срока действия указанного договора, администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 1713 от 29.11.2013 г., согласно которому вышеуказанный земельный участок был вновь  предоставлен ИП Князеву В.А. в аренду для размещения офисного здания и помещения.

29.11.2013 года между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ИП Князевым В.А. заключен договор  № 267-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368.

Срок действия договора 11 месяцев.

Установлено, что информационные сообщения  о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду ИП Князеву А.В. для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение временных нестационарных объектов в СМИ не размещались.

21.01.2014 г. издано постановление администрации МО Собинский район о продаже земельного участка ИП Князеву В.А.

21.01.2014 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368.

20.03.2012г. администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 374 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «Родина».

20.03.2012 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 212-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, для размещения временного павильона-закусочной на 15 посадочных мест, общей площадью 240 кв. м.

Срок действия договора -1 год.

По истечению срока действия указанного договора, администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 330 от 15.03.2013 г., согласно которому вышеуказанный земельный участок был вновь  предоставлен ООО «Родина» в аренду для размещения временного павильона-закусочной.

15.03.2013 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 240-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

Срок действия договора - с  15.03.2013 г. до 30.06.2013 г.

В дальнейшем, 15.11.2013 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 269-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

Срок действия договора – с 15.11.2013 г.  по 31.10.2014 г.

Установлено, что информационные сообщения  о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду ООО «Родина» для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение временных нестационарных объектов в СМИ не размещались.

21.01.2014 г. издано постановление администрации МО Собинский район о продаже земельного участка ООО «Родина»

27.01.2014 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

В ходе комиссионного рассмотрения дела, представитель  Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района Владимирской области по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснил следующее:

Издание администрацией МО Собинского района постановлений по вопросу заключения договоров аренды земельных участков с ИП Князевым В.А. и ООО «Родина» не привели к нарушению требований действующего законодательства.

Срок действия договоров, первоначально заключенных с ИП Князевым В.А. и ООО «Родина» продлевался ежегодно в соответствии с п. 2.5 Постановления Губернатора владимирского области от 27.08.2005 г. № 421 «О рекомендациях по порядку оформления исходно-разрешительных документов для размещения временных построек на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности» и статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы представителя КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области,  Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда  РФ от 11.01.2002 № 66 « Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор аренды, заключенный на новый срок является новым договором.

Норма, дающая право органам местного самоуправления принимать распоряжения (постановления) о предоставлении земельных участков без предварительного информирования населения в федеральном законодательстве отсутствует.

Информационное сообщение о намерении органов местного самоуправления предоставить земельный участок во владение и пользование адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на  соблюдение права физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на получение муниципального земельного участка и использование его в предпринимательских целях.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

Исходя из изложенного, следует, что нарушение обязательной процедуры предоставления таких земельных участков, может повлечь нарушение прав  неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.

Кроме того, согласно п.1 ст. 621 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствие с  п.3 ст.22 Земельного Кодекса РФ, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" реализация предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды земли на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.

Исходя из смысла перечисленных выше норм Земельного кодекса, Гражданского Кодекса, речь о преимущественном праве прежнего арендатора может идти лишь при наличии нескольких претендентов на аренду земельных участков и заключении нового договора аренды с одним из них.

Следует отметить, что в соответствии  с п.3 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» если арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок, суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права.

Таким образом, прежний арендатор земельного участка используемого под размещения нестационарного торгового объекта,  имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка. Вместе с тем, наличие  преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством.

В силу ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия органов местного самоуправления должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Действия органов местного самоуправления должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

Согласно п.1.1,п.1.6 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район, Комитет является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру администрации Собинского района, осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории района.

Согласно п.п.1.1, 1.4 Положения об администрации Собинского района, администрация обладает правами юридического лица, является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, уполномоченным на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями,

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, издание администрацией Собинского района Владимирской области Постановлений по вопросу заключения (пролонгации) права аренды земельных участков, а  также заключение (пролонгация) Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района  Владимирской области договоров аренды земельных участков, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду неопределенному кругу лиц, для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение нестационарных торговых объектов (киоски, торговые павильоны, и.т.д.) является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- "О защите конкуренции".

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию МО Собинский район Владимирской области,  адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4 нарушившей  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в издании администрацией МО Собинский район Владимирской области Постановлений о продлении права аренды земельных участков, предоставленных под размещение нестационарных торговых объектов, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду.

 2. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области,  адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4  нарушившим  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключение Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области договоров аренды земельных участков, предоставленных под размещение нестационарных торговых объектов, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки, что в свою очередь, привело или могло привести к созданию условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с продажей земельных участков с кадастровыми номерами № 33:24:010109:387, № 33:24:010109:368.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (-----------)

 

 

Члены комиссии:                                                                                         (-----------)

                                                                                              

                                                                                    

stdClass Object ( [vid] => 10451 [uid] => 5 [title] => РЕ Ш Е Н И Е по делу № К -339-02/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10451 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406799673 [changed] => 1406799673 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406799673 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

по делу №   К -339-02/2014

Оглашена резолютивная часть: 16.07. 2014 г.                                                г. Владимир

 Изготовлено в полном объеме: 17.07. 2014 г.                                                 

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(------) –руководитель Управления, председатель Комиссии;

(------) -  члена комиссии (главный специалист-эксперт);    

(------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии представителя администрации МО Собинский район Владимирской области, КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области:

Киселевой И.В.-зам. председателя КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области (доверенность от 01.07.2014 г., № Ю-01/20),

         рассмотрев дело № К-339-02/2014 по признакам нарушения администрацией МО Собинский район Владимирской области, адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4,  Комитетом по управлению имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4,  части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) поступило  обращение Собинской межрайонной прокуратуры на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района, по вопросу законности передачи в аренду ООО «Родина» земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, для размещения временного павильона-закусочной на 15 посадочных мест, общей площадью 240 кв.м. (договор аренды земельного участка № 212-ПС от 20.03.2012 г.,  № ПС 261 -  ПС от 02.07.2013 г., № 269-ПС от 15.11. 2013 г.

Аналогичные требования касаются передачи в аренду ИП Князеву В.А. земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Базарная, для размещения временного павильона-автостанции, общей площадью 154 кв.м. (договор аренды земельного участка № 236-ПС от 21.12.2012 г.,  № ПС 267 -  ПС от 29.11.2013 г.) .

Согласно пунктам 1, 2 статьи 28  Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьей 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду или в собственность способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду или его продажи.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Установлено, что порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством на  территории Собинского района  определен «Положением по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Собинского района, и из земель на территории района, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством» утв. Решением Совета народных депутатов Собинского района  Владимирской области от 26.02.2010 г. № 27/2 (далее- Положение). 

Согласно п.1.2, 2.4 Положения, предоставление земельных участков осуществляется администрацией Собинского района, уполномоченной на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Собинского района и государственной собственности до ее разграничения на землю (далее - Администрация), на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур.

На основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрация Собинского района публикует информацию о возможном предоставлении земельного участка в районной газете "Доверие" и размещает на официальном сайте в сети Интернет.

Согласно п.п.1.3 2.1, 2.5, 3.2 Положения, земельные участки для целей, не связанных со строительством могут предоставляться в собственность и аренду.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, обращаются с заявлением на имя главы района.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков на основании опубликования сообщения в течении 30 календарных дней со дня публикации обращаются в администрацию Собинского района с заявлением о предоставлении земельного участка.

Если по истечении тридцати календарных дней со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка другие заявления не поступили, КУМИ администрации Собинского района готовит проект постановления главы района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане или кадастровой карте территории.

 Как следует из материалов дела,  21.12.2012 г. администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 1909 «О заключении договора аренды земельного участка с ИП Князев В.А.».

21.12.2012 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ИП Князевым В.А. заключен договор  № 236-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Базарная, для размещения временного павильона-автостанции, общей площадью 154 кв.м.

Срок действия договора 11 месяцев.

По истечению срока действия указанного договора, администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 1713 от 29.11.2013 г., согласно которому вышеуказанный земельный участок был вновь  предоставлен ИП Князеву В.А. в аренду для размещения офисного здания и помещения.

29.11.2013 года между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ИП Князевым В.А. заключен договор  № 267-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368.

Срок действия договора 11 месяцев.

Установлено, что информационные сообщения  о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду ИП Князеву А.В. для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение временных нестационарных объектов в СМИ не размещались.

21.01.2014 г. издано постановление администрации МО Собинский район о продаже земельного участка ИП Князеву В.А.

21.01.2014 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368.

20.03.2012г. администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 374 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «Родина».

20.03.2012 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 212-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, для размещения временного павильона-закусочной на 15 посадочных мест, общей площадью 240 кв. м.

Срок действия договора -1 год.

По истечению срока действия указанного договора, администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 330 от 15.03.2013 г., согласно которому вышеуказанный земельный участок был вновь  предоставлен ООО «Родина» в аренду для размещения временного павильона-закусочной.

15.03.2013 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 240-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

Срок действия договора - с  15.03.2013 г. до 30.06.2013 г.

В дальнейшем, 15.11.2013 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 269-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

Срок действия договора – с 15.11.2013 г.  по 31.10.2014 г.

Установлено, что информационные сообщения  о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду ООО «Родина» для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение временных нестационарных объектов в СМИ не размещались.

21.01.2014 г. издано постановление администрации МО Собинский район о продаже земельного участка ООО «Родина»

27.01.2014 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

В ходе комиссионного рассмотрения дела, представитель  Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района Владимирской области по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснил следующее:

Издание администрацией МО Собинского района постановлений по вопросу заключения договоров аренды земельных участков с ИП Князевым В.А. и ООО «Родина» не привели к нарушению требований действующего законодательства.

Срок действия договоров, первоначально заключенных с ИП Князевым В.А. и ООО «Родина» продлевался ежегодно в соответствии с п. 2.5 Постановления Губернатора владимирского области от 27.08.2005 г. № 421 «О рекомендациях по порядку оформления исходно-разрешительных документов для размещения временных построек на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности» и статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы представителя КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области,  Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда  РФ от 11.01.2002 № 66 « Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор аренды, заключенный на новый срок является новым договором.

Норма, дающая право органам местного самоуправления принимать распоряжения (постановления) о предоставлении земельных участков без предварительного информирования населения в федеральном законодательстве отсутствует.

Информационное сообщение о намерении органов местного самоуправления предоставить земельный участок во владение и пользование адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на  соблюдение права физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на получение муниципального земельного участка и использование его в предпринимательских целях.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

Исходя из изложенного, следует, что нарушение обязательной процедуры предоставления таких земельных участков, может повлечь нарушение прав  неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.

Кроме того, согласно п.1 ст. 621 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствие с  п.3 ст.22 Земельного Кодекса РФ, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" реализация предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды земли на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.

Исходя из смысла перечисленных выше норм Земельного кодекса, Гражданского Кодекса, речь о преимущественном праве прежнего арендатора может идти лишь при наличии нескольких претендентов на аренду земельных участков и заключении нового договора аренды с одним из них.

Следует отметить, что в соответствии  с п.3 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» если арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок, суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права.

Таким образом, прежний арендатор земельного участка используемого под размещения нестационарного торгового объекта,  имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка. Вместе с тем, наличие  преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством.

В силу ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия органов местного самоуправления должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Действия органов местного самоуправления должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

Согласно п.1.1,п.1.6 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район, Комитет является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру администрации Собинского района, осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории района.

Согласно п.п.1.1, 1.4 Положения об администрации Собинского района, администрация обладает правами юридического лица, является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, уполномоченным на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями,

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, издание администрацией Собинского района Владимирской области Постановлений по вопросу заключения (пролонгации) права аренды земельных участков, а  также заключение (пролонгация) Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района  Владимирской области договоров аренды земельных участков, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду неопределенному кругу лиц, для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение нестационарных торговых объектов (киоски, торговые павильоны, и.т.д.) является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- "О защите конкуренции".

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию МО Собинский район Владимирской области,  адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4 нарушившей  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в издании администрацией МО Собинский район Владимирской области Постановлений о продлении права аренды земельных участков, предоставленных под размещение нестационарных торговых объектов, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду.

 2. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области,  адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4  нарушившим  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключение Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области договоров аренды земельных участков, предоставленных под размещение нестационарных торговых объектов, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки, что в свою очередь, привело или могло привести к созданию условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с продажей земельных участков с кадастровыми номерами № 33:24:010109:387, № 33:24:010109:368.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (-----------)

 

 

Члены комиссии:                                                                                         (-----------)

                                                                                              

                                                                                    

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

по делу №   К -339-02/2014

Оглашена резолютивная часть: 16.07. 2014 г.                                                г. Владимир

 Изготовлено в полном объеме: 17.07. 2014 г.                                                 

Комиссия  Управления ФАС по Владимирской области в составе:

(------) –руководитель Управления, председатель Комиссии;

(------) -  члена комиссии (главный специалист-эксперт);    

(------) – члена комиссии (главный государственный инспектор),

в присутствии представителя администрации МО Собинский район Владимирской области, КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области:

Киселевой И.В.-зам. председателя КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области (доверенность от 01.07.2014 г., № Ю-01/20),

         рассмотрев дело № К-339-02/2014 по признакам нарушения администрацией МО Собинский район Владимирской области, адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4,  Комитетом по управлению имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4,  части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление) поступило  обращение Собинской межрайонной прокуратуры на действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района, по вопросу законности передачи в аренду ООО «Родина» земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, для размещения временного павильона-закусочной на 15 посадочных мест, общей площадью 240 кв.м. (договор аренды земельного участка № 212-ПС от 20.03.2012 г.,  № ПС 261 -  ПС от 02.07.2013 г., № 269-ПС от 15.11. 2013 г.

Аналогичные требования касаются передачи в аренду ИП Князеву В.А. земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Базарная, для размещения временного павильона-автостанции, общей площадью 154 кв.м. (договор аренды земельного участка № 236-ПС от 21.12.2012 г.,  № ПС 267 -  ПС от 29.11.2013 г.) .

Согласно пунктам 1, 2 статьи 28  Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 указанного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 указанного Кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьей 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду или в собственность способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду или его продажи.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.11.2010 N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Установлено, что порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством на  территории Собинского района  определен «Положением по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Собинского района, и из земель на территории района, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством» утв. Решением Совета народных депутатов Собинского района  Владимирской области от 26.02.2010 г. № 27/2 (далее- Положение). 

Согласно п.1.2, 2.4 Положения, предоставление земельных участков осуществляется администрацией Собинского района, уполномоченной на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Собинского района и государственной собственности до ее разграничения на землю (далее - Администрация), на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур.

На основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрация Собинского района публикует информацию о возможном предоставлении земельного участка в районной газете "Доверие" и размещает на официальном сайте в сети Интернет.

Согласно п.п.1.3 2.1, 2.5, 3.2 Положения, земельные участки для целей, не связанных со строительством могут предоставляться в собственность и аренду.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, обращаются с заявлением на имя главы района.

Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков на основании опубликования сообщения в течении 30 календарных дней со дня публикации обращаются в администрацию Собинского района с заявлением о предоставлении земельного участка.

Если по истечении тридцати календарных дней со дня опубликования информации о предоставлении земельного участка другие заявления не поступили, КУМИ администрации Собинского района готовит проект постановления главы района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровым плане или кадастровой карте территории.

 Как следует из материалов дела,  21.12.2012 г. администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 1909 «О заключении договора аренды земельного участка с ИП Князев В.А.».

21.12.2012 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ИП Князевым В.А. заключен договор  № 236-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Базарная, для размещения временного павильона-автостанции, общей площадью 154 кв.м.

Срок действия договора 11 месяцев.

По истечению срока действия указанного договора, администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 1713 от 29.11.2013 г., согласно которому вышеуказанный земельный участок был вновь  предоставлен ИП Князеву В.А. в аренду для размещения офисного здания и помещения.

29.11.2013 года между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ИП Князевым В.А. заключен договор  № 267-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368.

Срок действия договора 11 месяцев.

Установлено, что информационные сообщения  о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду ИП Князеву А.В. для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение временных нестационарных объектов в СМИ не размещались.

21.01.2014 г. издано постановление администрации МО Собинский район о продаже земельного участка ИП Князеву В.А.

21.01.2014 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:368.

20.03.2012г. администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 374 «О предоставлении в аренду земельного участка ООО «Родина».

20.03.2012 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 212-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Собинка, ул. Садовая, для размещения временного павильона-закусочной на 15 посадочных мест, общей площадью 240 кв. м.

Срок действия договора -1 год.

По истечению срока действия указанного договора, администрацией Собинского района Владимирской области издано постановление № 330 от 15.03.2013 г., согласно которому вышеуказанный земельный участок был вновь  предоставлен ООО «Родина» в аренду для размещения временного павильона-закусочной.

15.03.2013 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 240-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

Срок действия договора - с  15.03.2013 г. до 30.06.2013 г.

В дальнейшем, 15.11.2013 г. между КУМИ администрации Собинского района Владимирской области и ООО «Родина» заключен договор  № 269-ПС аренды земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

Срок действия договора – с 15.11.2013 г.  по 31.10.2014 г.

Установлено, что информационные сообщения  о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду ООО «Родина» для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение временных нестационарных объектов в СМИ не размещались.

21.01.2014 г. издано постановление администрации МО Собинский район о продаже земельного участка ООО «Родина»

27.01.2014 заключен договор купли продажи земельного участка с кадастровым номером № 33:24:010109:387.

В ходе комиссионного рассмотрения дела, представитель  Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района Владимирской области по факту нарушения антимонопольного законодательства пояснил следующее:

Издание администрацией МО Собинского района постановлений по вопросу заключения договоров аренды земельных участков с ИП Князевым В.А. и ООО «Родина» не привели к нарушению требований действующего законодательства.

Срок действия договоров, первоначально заключенных с ИП Князевым В.А. и ООО «Родина» продлевался ежегодно в соответствии с п. 2.5 Постановления Губернатора владимирского области от 27.08.2005 г. № 421 «О рекомендациях по порядку оформления исходно-разрешительных документов для размещения временных построек на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности» и статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заслушав доводы представителя КУМИ администрации МО Собинский район Владимирской области,  Комиссия приходит к следующим выводам:

В соответствии с п.31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда  РФ от 11.01.2002 № 66 « Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» договор аренды, заключенный на новый срок является новым договором.

Норма, дающая право органам местного самоуправления принимать распоряжения (постановления) о предоставлении земельных участков без предварительного информирования населения в федеральном законодательстве отсутствует.

Информационное сообщение о намерении органов местного самоуправления предоставить земельный участок во владение и пользование адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на  соблюдение права физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на получение муниципального земельного участка и использование его в предпринимательских целях.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

Исходя из изложенного, следует, что нарушение обязательной процедуры предоставления таких земельных участков, может повлечь нарушение прав  неопределенного круга лиц, как юридических, так и граждан, которые могли претендовать на получение земельного участка для целей не связанных со строительством.

Кроме того, согласно п.1 ст. 621 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствие с  п.3 ст.22 Земельного Кодекса РФ, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 35 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" реализация предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации преимущественного права на заключение договора аренды земли на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.

Исходя из смысла перечисленных выше норм Земельного кодекса, Гражданского Кодекса, речь о преимущественном праве прежнего арендатора может идти лишь при наличии нескольких претендентов на аренду земельных участков и заключении нового договора аренды с одним из них.

Следует отметить, что в соответствии  с п.3 Постановления Пленума ВАС от 17.11.2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» если арендодатель до заключения договора аренды с победителем торгов предложил арендатору заключить с ним договор аренды на условиях, предложенных победителем торгов, а арендатор отказался от заключения договора либо не принял этого предложения в названный в нем срок, суд отказывает такому арендатору в защите его преимущественного права.

Таким образом, прежний арендатор земельного участка используемого под размещения нестационарного торгового объекта,  имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка. Вместе с тем, наличие  преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством.

В силу ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия органов местного самоуправления должны основываться на общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах и иных нормативных правовых актах.

Действия органов местного самоуправления должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

Согласно п.1.1,п.1.6 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район, Комитет является самостоятельным юридическим лицом, входит в структуру администрации Собинского района, осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории района.

Согласно п.п.1.1, 1.4 Положения об администрации Собинского района, администрация обладает правами юридического лица, является исполнительно-распорядительным органом муниципального района, уполномоченным на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Владимирской области.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями,

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, издание администрацией Собинского района Владимирской области Постановлений по вопросу заключения (пролонгации) права аренды земельных участков, а  также заключение (пролонгация) Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Собинского района  Владимирской области договоров аренды земельных участков, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду неопределенному кругу лиц, для осуществления торговой деятельности, а именно под размещение нестационарных торговых объектов (киоски, торговые павильоны, и.т.д.) является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- "О защите конкуренции".

Оценив имеющиеся в деле доказательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию МО Собинский район Владимирской области,  адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4 нарушившей  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в издании администрацией МО Собинский район Владимирской области Постановлений о продлении права аренды земельных участков, предоставленных под размещение нестационарных торговых объектов, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки в аренду.

 2. Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области,  адрес места нахождения: 601204,  Владимирская область, г. Собинка,  ул. Садовая, д.4  нарушившим  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №-135 «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в заключение Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Собинский район Владимирской области договоров аренды земельных участков, предоставленных под размещение нестационарных торговых объектов, без заблаговременной публикации в СМИ информационного сообщения о намерении органов местного самоуправления предоставить указанные земельные участки, что в свою очередь, привело или могло привести к созданию условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с продажей земельных участков с кадастровыми номерами № 33:24:010109:387, № 33:24:010109:368.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                             (-----------)

 

 

Члены комиссии:                                                                                         (-----------)

                                                                                              

                                                                                    

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К -339-02/2014 [format] => [safe_value] => К -339-02/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-31 09:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-31 09:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406799673 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )