Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении антимонопольного законодательства № К-276-03/2014

Номер дела: К-276-03/2014
Дата публикации: 4 июля 2014, 15:04

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ К-276-03/2014

 

 

 

«03» июля 2014 г.                                                                                        г. Владимир

 

Резолютивная часть оглашена 23 июня  2014 года

 

Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии:

<….> – заместителя руководителя управления – начальника отдела естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

Членов Комиссии –

<….> – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

 <….>  - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

<….> – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа  Владимирского УФАС России,

в присутствии:

заявителя: НП ЗАО «Теплогаз» - <….> (доверенность от 03.03.2014 года сроком на три года);

ответчика: ФГУП «Почта России» - <….>  (доверенность № 117-06/41 от 28.02.2014 года, сроком по 28.02.2015 года), <….>  (доверенность № 11.7-06/56 от 08.05.2014 года, сроком  по 28.02.2015 года),

рассмотрев дело № К-276-03/2014 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

(далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес  Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило заявление  НП ЗАО «Теплогаз» (далее – Заявитель) (вх. № 1281 от 04.03.2014), в котором указывается, что УФПС Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» (далее – Ответчик) прекратило  с 27 февраля 2014 года оказание ему услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Как следует из заявления и представленных документов между  УФПС Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз» 31.12.2013 года заключен договор на предоставление в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов № 113. Срок действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2014. Договор заключен с протоколом  разногласий.

Предметом договора является предоставление в пользование НП ЗАО «Теплогаз» ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте почтовой связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, 23.

В соответствии с договором за период пользования ячейкой  с 01.01.2014 по 31.12.2014 абонент производит предоплату  по тарифам, действующим на момент  заключения договора, в сумме 6 088руб. 80 коп, в т.ч. НДС 928 руб. 80 коп. Предоплата производится как за весь период абонирования, так и помесячно, за каждый следующий месяц абонирования.

НП ЗАО «Теплогаз»   произвело предоплату услуги:  за январь 2014 года  в сумме 507 руб. 40 коп.  - 27.12.2013, за февраль 2014 года сумме 507 руб. 40 коп  – 28.01.2014, за март 2014 года в сумме 507 руб. 40 коп. – 25.02.2014 года.

27 февраля 2014 года представителем НП ЗАО «Теплогаз» установлено, что ячейка № 98 абонементного почтового шкафа в почтовом отделении связи № 17 по адресу: ул. Мира, д. № 23, г. Владимира,  опечатана, изъять находящуюся в нем корреспонденцию Ответчик не разрешили, сославшись на не произведенную Обществом     100 % предоплату за весь 2014 год.

Таким образом, по мнению заявителя, ФГУП «Почта России» прекратило оказание услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов), хотя услуга была  оплачена НП ЗАО «Теплогаз»  по март 2014 года включительно.

В связи с изложенными обстоятельствами, приказом Владимирского УФАС России от 12.05.2014 года № 159 в отношении  ФГУП «Почта России» возбуждено дело № К-276-03/2014.

Определением от 15.05.2014 дело № К-276-03/2014  назначено к рассмотрению.

На заседании комиссии Заявитель поддержал позицию, изложенную в заявлении НП ЗАО «Теплогаз» (вх. № 1281 от 04.03.2014) о прекращении с 27 февраля 2014 года оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа и просил признать ФГУП «Почта России» нарушившим антимонопольное законодательство, как субъект естественной монополии. В настоящее время доставка корреспонденции НП ЗАО «Теплогаз» осуществляется бесплатно по юридическому адресу работниками 17-го отделения связи.

Ответчик пояснил, что 31.12.2013 года между  ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз» заключен договор № 113 на предоставление в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов. Предметом договора определено, что исполнитель - УФПС  Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» принимает на себя обязательства по предоставлению в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23а. НП ЗАО «Теплогаз» обязуется оплачивать предоставленные услуги.

Согласно пункту 3.1 договора (вариант 1) НП ЗАО «Теплогаз» за период пользования ячейкой с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. обязан производить предоплату  на расчетный счет исполнителя по тарифам, действующим на момент заключения договора  в сумме 6 088, 80 руб. Предоплата производится как за весь период абонирования.

Согласно пункту 3.1 договора (вариант 2) НП ЗАО «Теплогаз» за период пользования ячейкой с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. обязан производить предоплату в кассу объекта почтовой связи исполнителя  по тарифам, действующим на момент заключения договора  в сумме 6 088, 80 руб. Предоплата производится как за весь период абонирования.

Поскольку абонент не исполнил надлежащим образом свое обязательства перед исполнителем по предоплате предоставленных услуг, то ему в  предоставлении в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23 было отказано.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков является самостоятельным видом услуг, не относится к единому процессу оказания услуг почтовой связи, не включает в себя пересылку и доставку письменной корреспонденции, следовательно, на ФГУП «Почта России» не распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Ответчик считает правомерным  отказ в предоставлении НП ЗАО «Теплогаз»  в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23.

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы и возражения сторон, основываясь на тех документах, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

К числу таких действий, в частности, отнесено экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое  сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

            В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар –  объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, для  состава  указанного  правонарушения  необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление одного из перечисленных последствий.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (правовая позиция ВАС РФ, изложенная в постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В соответствие со статьёй 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, дающее такому субъекту возможность оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Приказом Владимирского УФАС России от 12.11.2007 года № 105, ФГУП «Почта России» в лице Владимирского филиала включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по товарной  позиции «предоставление в пользование абонементных ящиков» на территории города Владимир, с долей более 50 %.

 В соответствии с п.п. 3.35 и 3.36 Административного регламента по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 года № 339 в целях установления доминирующего положения  Ответчика, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах города Владимира за 2013 год.

Согласно Аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах  города  Владимира  от 08.05.2014,  за  рассматриваемый период - 2013 год,  доля  ФГУП «Почта России» в лице УФПС Владимирской области - филиала ФГУП «Почта России»   на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) составляла 100 %.

 Таким образом, на основании пункта 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы  по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного  приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345,  Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения ФГУП «Почта России» на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах  города  Владимира. 

Таким образом, ФГУП «Почта России» в лице Владимирского филиала  занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) на территории города Владимира. Следовательно, на Предприятие распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение  почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу,  до востребования или с использованием ячеек абонентного почтового шкафа.

Абонементный почтовый шкаф – устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  является дополнительной услугой и предоставляется дополнительно  к универсальным (общедоступным) услугам связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией.

ФГУП  «Почта России» предоставляет в аренду ячейки абонементного почтового шкафа своим абонентам по договору на возмездной основе.

Типовая форма договора утверждена приказом ФГУП «Почта России» от 13.01.2006  № 4. 

Договор на оказание дополнительной услуги заключается по волеизъявлению одной из сторон.

Согласно  статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 При разрешении разногласий, возникших  между НП ЗАО «Теплогаз» и ФГУП «Почта России» при заключении договора  № 113 от 31.12.2013 года стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям договора, что применительно к положениям статьи 432 Гражданского Кодекса российской Федерации  свидетельствует о его заключении.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обстоятельства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного  с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статья 310 ГК РФ).

В силу статьи 407 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Частями 1,3 статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 ГК РФ).

При анализе договора № 113 от 31.12.2013, заключенного между ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз», установлено, что в нем отсутствует право «Исполнителя» (ФГУП «Почта России») приостанавливать исполнение обязательств по договору, а также право одностороннего отказа от исполнения договора полностью.

Пунктом 6.1 Договора № 113 от 31.12.2013 предусмотрено, что все спорные вопросы, связанные с исполнением  сторонами своих обязательств, разрешаются путем переговоров или предъявления претензии. В случае недостижения соглашения споры разрешаются в суде в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом,  при получении от НП ЗАО «Теплогаз» предоплаты за услугу по предоставлению в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов  за февраль и март 2014 года и при отсутствии в договоре права ФГУП «Почта России» приостанавливать исполнение обязательств по договору или в одностороннем порядке отказаться от его исполнения полностью действия ФГУП «Почта России» по прекращению  оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)         27 февраля 2014 года совершены с превышением допустимого предела осуществления гражданских прав, что и свидетельствует о нарушении Ответчиком пункта 4  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод ответчика о правомерности прекращения оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в связи с отсутствием оплаты НП ЗАО «Теплогаз» за 2014 год Комиссией отклоняется, как не основанный на нормах гражданского законодательства и условиях заключенного договора.

Вместе с тем, учитывая, что НП ЗАО «Теплогаз» не настаивает на продолжении договорных отношений с ФГУП «Почта России» по оказанию услуги по предоставлению в пользование ячеек абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов),  Комиссия приняла решение предписание   ФГУП «Почта России» не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41   Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать факт нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении с 27 февраля 2014 года оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) НП ЗАО «Теплогаз».

 

 

 

Председатель комиссии:                                                               <….>  

 

Члены комиссии:                                                                                <….>  

 

                               <….>

 

                               <….>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 10357 [uid] => 5 [title] => Р Е Ш Е Н И Е по делу о нарушении антимонопольного законодательства № К-276-03/2014 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10357 [type] => solution [language] => ru [created] => 1404471916 [changed] => 1404471916 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1404471916 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ К-276-03/2014

 

 

 

«03» июля 2014 г.                                                                                        г. Владимир

 

Резолютивная часть оглашена 23 июня  2014 года

 

Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии:

<….> – заместителя руководителя управления – начальника отдела естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

Членов Комиссии –

<….> – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

 <….>  - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

<….> – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа  Владимирского УФАС России,

в присутствии:

заявителя: НП ЗАО «Теплогаз» - <….> (доверенность от 03.03.2014 года сроком на три года);

ответчика: ФГУП «Почта России» - <….>  (доверенность № 117-06/41 от 28.02.2014 года, сроком по 28.02.2015 года), <….>  (доверенность № 11.7-06/56 от 08.05.2014 года, сроком  по 28.02.2015 года),

рассмотрев дело № К-276-03/2014 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

(далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес  Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило заявление  НП ЗАО «Теплогаз» (далее – Заявитель) (вх. № 1281 от 04.03.2014), в котором указывается, что УФПС Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» (далее – Ответчик) прекратило  с 27 февраля 2014 года оказание ему услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Как следует из заявления и представленных документов между  УФПС Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз» 31.12.2013 года заключен договор на предоставление в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов № 113. Срок действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2014. Договор заключен с протоколом  разногласий.

Предметом договора является предоставление в пользование НП ЗАО «Теплогаз» ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте почтовой связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, 23.

В соответствии с договором за период пользования ячейкой  с 01.01.2014 по 31.12.2014 абонент производит предоплату  по тарифам, действующим на момент  заключения договора, в сумме 6 088руб. 80 коп, в т.ч. НДС 928 руб. 80 коп. Предоплата производится как за весь период абонирования, так и помесячно, за каждый следующий месяц абонирования.

НП ЗАО «Теплогаз»   произвело предоплату услуги:  за январь 2014 года  в сумме 507 руб. 40 коп.  - 27.12.2013, за февраль 2014 года сумме 507 руб. 40 коп  – 28.01.2014, за март 2014 года в сумме 507 руб. 40 коп. – 25.02.2014 года.

27 февраля 2014 года представителем НП ЗАО «Теплогаз» установлено, что ячейка № 98 абонементного почтового шкафа в почтовом отделении связи № 17 по адресу: ул. Мира, д. № 23, г. Владимира,  опечатана, изъять находящуюся в нем корреспонденцию Ответчик не разрешили, сославшись на не произведенную Обществом     100 % предоплату за весь 2014 год.

Таким образом, по мнению заявителя, ФГУП «Почта России» прекратило оказание услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов), хотя услуга была  оплачена НП ЗАО «Теплогаз»  по март 2014 года включительно.

В связи с изложенными обстоятельствами, приказом Владимирского УФАС России от 12.05.2014 года № 159 в отношении  ФГУП «Почта России» возбуждено дело № К-276-03/2014.

Определением от 15.05.2014 дело № К-276-03/2014  назначено к рассмотрению.

На заседании комиссии Заявитель поддержал позицию, изложенную в заявлении НП ЗАО «Теплогаз» (вх. № 1281 от 04.03.2014) о прекращении с 27 февраля 2014 года оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа и просил признать ФГУП «Почта России» нарушившим антимонопольное законодательство, как субъект естественной монополии. В настоящее время доставка корреспонденции НП ЗАО «Теплогаз» осуществляется бесплатно по юридическому адресу работниками 17-го отделения связи.

Ответчик пояснил, что 31.12.2013 года между  ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз» заключен договор № 113 на предоставление в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов. Предметом договора определено, что исполнитель - УФПС  Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» принимает на себя обязательства по предоставлению в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23а. НП ЗАО «Теплогаз» обязуется оплачивать предоставленные услуги.

Согласно пункту 3.1 договора (вариант 1) НП ЗАО «Теплогаз» за период пользования ячейкой с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. обязан производить предоплату  на расчетный счет исполнителя по тарифам, действующим на момент заключения договора  в сумме 6 088, 80 руб. Предоплата производится как за весь период абонирования.

Согласно пункту 3.1 договора (вариант 2) НП ЗАО «Теплогаз» за период пользования ячейкой с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. обязан производить предоплату в кассу объекта почтовой связи исполнителя  по тарифам, действующим на момент заключения договора  в сумме 6 088, 80 руб. Предоплата производится как за весь период абонирования.

Поскольку абонент не исполнил надлежащим образом свое обязательства перед исполнителем по предоплате предоставленных услуг, то ему в  предоставлении в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23 было отказано.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков является самостоятельным видом услуг, не относится к единому процессу оказания услуг почтовой связи, не включает в себя пересылку и доставку письменной корреспонденции, следовательно, на ФГУП «Почта России» не распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Ответчик считает правомерным  отказ в предоставлении НП ЗАО «Теплогаз»  в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23.

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы и возражения сторон, основываясь на тех документах, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

К числу таких действий, в частности, отнесено экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое  сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

            В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар –  объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, для  состава  указанного  правонарушения  необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление одного из перечисленных последствий.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (правовая позиция ВАС РФ, изложенная в постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В соответствие со статьёй 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, дающее такому субъекту возможность оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Приказом Владимирского УФАС России от 12.11.2007 года № 105, ФГУП «Почта России» в лице Владимирского филиала включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по товарной  позиции «предоставление в пользование абонементных ящиков» на территории города Владимир, с долей более 50 %.

 В соответствии с п.п. 3.35 и 3.36 Административного регламента по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 года № 339 в целях установления доминирующего положения  Ответчика, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах города Владимира за 2013 год.

Согласно Аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах  города  Владимира  от 08.05.2014,  за  рассматриваемый период - 2013 год,  доля  ФГУП «Почта России» в лице УФПС Владимирской области - филиала ФГУП «Почта России»   на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) составляла 100 %.

 Таким образом, на основании пункта 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы  по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного  приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345,  Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения ФГУП «Почта России» на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах  города  Владимира. 

Таким образом, ФГУП «Почта России» в лице Владимирского филиала  занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) на территории города Владимира. Следовательно, на Предприятие распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение  почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу,  до востребования или с использованием ячеек абонентного почтового шкафа.

Абонементный почтовый шкаф – устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  является дополнительной услугой и предоставляется дополнительно  к универсальным (общедоступным) услугам связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией.

ФГУП  «Почта России» предоставляет в аренду ячейки абонементного почтового шкафа своим абонентам по договору на возмездной основе.

Типовая форма договора утверждена приказом ФГУП «Почта России» от 13.01.2006  № 4. 

Договор на оказание дополнительной услуги заключается по волеизъявлению одной из сторон.

Согласно  статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 При разрешении разногласий, возникших  между НП ЗАО «Теплогаз» и ФГУП «Почта России» при заключении договора  № 113 от 31.12.2013 года стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям договора, что применительно к положениям статьи 432 Гражданского Кодекса российской Федерации  свидетельствует о его заключении.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обстоятельства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного  с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статья 310 ГК РФ).

В силу статьи 407 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Частями 1,3 статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 ГК РФ).

При анализе договора № 113 от 31.12.2013, заключенного между ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз», установлено, что в нем отсутствует право «Исполнителя» (ФГУП «Почта России») приостанавливать исполнение обязательств по договору, а также право одностороннего отказа от исполнения договора полностью.

Пунктом 6.1 Договора № 113 от 31.12.2013 предусмотрено, что все спорные вопросы, связанные с исполнением  сторонами своих обязательств, разрешаются путем переговоров или предъявления претензии. В случае недостижения соглашения споры разрешаются в суде в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом,  при получении от НП ЗАО «Теплогаз» предоплаты за услугу по предоставлению в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов  за февраль и март 2014 года и при отсутствии в договоре права ФГУП «Почта России» приостанавливать исполнение обязательств по договору или в одностороннем порядке отказаться от его исполнения полностью действия ФГУП «Почта России» по прекращению  оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)         27 февраля 2014 года совершены с превышением допустимого предела осуществления гражданских прав, что и свидетельствует о нарушении Ответчиком пункта 4  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод ответчика о правомерности прекращения оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в связи с отсутствием оплаты НП ЗАО «Теплогаз» за 2014 год Комиссией отклоняется, как не основанный на нормах гражданского законодательства и условиях заключенного договора.

Вместе с тем, учитывая, что НП ЗАО «Теплогаз» не настаивает на продолжении договорных отношений с ФГУП «Почта России» по оказанию услуги по предоставлению в пользование ячеек абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов),  Комиссия приняла решение предписание   ФГУП «Почта России» не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41   Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать факт нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении с 27 февраля 2014 года оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) НП ЗАО «Теплогаз».

 

 

 

Председатель комиссии:                                                               <….>  

 

Члены комиссии:                                                                                <….>  

 

                               <….>

 

                               <….>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

по Владимирской области


ул. Большая  Московская,  1, г. Владимир, 600000  тел./ факс (4922) 53-14-53, 53-13-09

e-mail: to33@fas.gov.ru

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ К-276-03/2014

 

 

 

«03» июля 2014 г.                                                                                        г. Владимир

 

Резолютивная часть оглашена 23 июня  2014 года

 

Комиссия Владимирского УФАС России  по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства  в составе:

Председателя Комиссии:

<….> – заместителя руководителя управления – начальника отдела естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

Членов Комиссии –

<….> – заместителя начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

 <….>  - главного государственного инспектора отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России;

<….> – ведущего специалиста - эксперта отдела контроля естественных монополий и информационного анализа  Владимирского УФАС России,

в присутствии:

заявителя: НП ЗАО «Теплогаз» - <….> (доверенность от 03.03.2014 года сроком на три года);

ответчика: ФГУП «Почта России» - <….>  (доверенность № 117-06/41 от 28.02.2014 года, сроком по 28.02.2015 года), <….>  (доверенность № 11.7-06/56 от 08.05.2014 года, сроком  по 28.02.2015 года),

рассмотрев дело № К-276-03/2014 по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006  № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»,

(далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес  Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области поступило заявление  НП ЗАО «Теплогаз» (далее – Заявитель) (вх. № 1281 от 04.03.2014), в котором указывается, что УФПС Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» (далее – Ответчик) прекратило  с 27 февраля 2014 года оказание ему услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Как следует из заявления и представленных документов между  УФПС Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз» 31.12.2013 года заключен договор на предоставление в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов № 113. Срок действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2014. Договор заключен с протоколом  разногласий.

Предметом договора является предоставление в пользование НП ЗАО «Теплогаз» ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте почтовой связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, 23.

В соответствии с договором за период пользования ячейкой  с 01.01.2014 по 31.12.2014 абонент производит предоплату  по тарифам, действующим на момент  заключения договора, в сумме 6 088руб. 80 коп, в т.ч. НДС 928 руб. 80 коп. Предоплата производится как за весь период абонирования, так и помесячно, за каждый следующий месяц абонирования.

НП ЗАО «Теплогаз»   произвело предоплату услуги:  за январь 2014 года  в сумме 507 руб. 40 коп.  - 27.12.2013, за февраль 2014 года сумме 507 руб. 40 коп  – 28.01.2014, за март 2014 года в сумме 507 руб. 40 коп. – 25.02.2014 года.

27 февраля 2014 года представителем НП ЗАО «Теплогаз» установлено, что ячейка № 98 абонементного почтового шкафа в почтовом отделении связи № 17 по адресу: ул. Мира, д. № 23, г. Владимира,  опечатана, изъять находящуюся в нем корреспонденцию Ответчик не разрешили, сославшись на не произведенную Обществом     100 % предоплату за весь 2014 год.

Таким образом, по мнению заявителя, ФГУП «Почта России» прекратило оказание услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов), хотя услуга была  оплачена НП ЗАО «Теплогаз»  по март 2014 года включительно.

В связи с изложенными обстоятельствами, приказом Владимирского УФАС России от 12.05.2014 года № 159 в отношении  ФГУП «Почта России» возбуждено дело № К-276-03/2014.

Определением от 15.05.2014 дело № К-276-03/2014  назначено к рассмотрению.

На заседании комиссии Заявитель поддержал позицию, изложенную в заявлении НП ЗАО «Теплогаз» (вх. № 1281 от 04.03.2014) о прекращении с 27 февраля 2014 года оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа и просил признать ФГУП «Почта России» нарушившим антимонопольное законодательство, как субъект естественной монополии. В настоящее время доставка корреспонденции НП ЗАО «Теплогаз» осуществляется бесплатно по юридическому адресу работниками 17-го отделения связи.

Ответчик пояснил, что 31.12.2013 года между  ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз» заключен договор № 113 на предоставление в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов. Предметом договора определено, что исполнитель - УФПС  Владимирской области - филиал ФГУП «Почта России» принимает на себя обязательства по предоставлению в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23а. НП ЗАО «Теплогаз» обязуется оплачивать предоставленные услуги.

Согласно пункту 3.1 договора (вариант 1) НП ЗАО «Теплогаз» за период пользования ячейкой с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. обязан производить предоплату  на расчетный счет исполнителя по тарифам, действующим на момент заключения договора  в сумме 6 088, 80 руб. Предоплата производится как за весь период абонирования.

Согласно пункту 3.1 договора (вариант 2) НП ЗАО «Теплогаз» за период пользования ячейкой с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. обязан производить предоплату в кассу объекта почтовой связи исполнителя  по тарифам, действующим на момент заключения договора  в сумме 6 088, 80 руб. Предоплата производится как за весь период абонирования.

Поскольку абонент не исполнил надлежащим образом свое обязательства перед исполнителем по предоплате предоставленных услуг, то ему в  предоставлении в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23 было отказано.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков является самостоятельным видом услуг, не относится к единому процессу оказания услуг почтовой связи, не включает в себя пересылку и доставку письменной корреспонденции, следовательно, на ФГУП «Почта России» не распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Ответчик считает правомерным  отказ в предоставлении НП ЗАО «Теплогаз»  в пользование ячейки № 98 абонементного почтового шкафа в объекте связи Владимир 17, расположенном по адресу: 600017, г. Владимир, ул. Мира, д.23.

Комиссия Владимирского УФАС России, заслушав доводы и возражения сторон, основываясь на тех документах, которые были представлены в материалы дела, приходит к следующему.

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

К числу таких действий, в частности, отнесено экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое  сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

            В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товар –  объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, для  состава  указанного  правонарушения  необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем  товарном  рынке,  действие (бездействия)  хозяйствующего  субъекта  и наступление одного из перечисленных последствий.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (правовая позиция ВАС РФ, изложенная в постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.

В соответствие со статьёй 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, дающее такому субъекту возможность оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.

Приказом Владимирского УФАС России от 12.11.2007 года № 105, ФГУП «Почта России» в лице Владимирского филиала включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по товарной  позиции «предоставление в пользование абонементных ящиков» на территории города Владимир, с долей более 50 %.

 В соответствии с п.п. 3.35 и 3.36 Административного регламента по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 года № 339 в целях установления доминирующего положения  Ответчика, антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах города Владимира за 2013 год.

Согласно Аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах  города  Владимира  от 08.05.2014,  за  рассматриваемый период - 2013 год,  доля  ФГУП «Почта России» в лице УФПС Владимирской области - филиала ФГУП «Почта России»   на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) составляла 100 %.

 Таким образом, на основании пункта 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы  по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного  приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345,  Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения ФГУП «Почта России» на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  в административных границах  города  Владимира. 

Таким образом, ФГУП «Почта России» в лице Владимирского филиала  занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) на территории города Владимира. Следовательно, на Предприятие распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение  почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу,  до востребования или с использованием ячеек абонентного почтового шкафа.

Абонементный почтовый шкаф – устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)  является дополнительной услугой и предоставляется дополнительно  к универсальным (общедоступным) услугам связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией.

ФГУП  «Почта России» предоставляет в аренду ячейки абонементного почтового шкафа своим абонентам по договору на возмездной основе.

Типовая форма договора утверждена приказом ФГУП «Почта России» от 13.01.2006  № 4. 

Договор на оказание дополнительной услуги заключается по волеизъявлению одной из сторон.

Согласно  статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

 При разрешении разногласий, возникших  между НП ЗАО «Теплогаз» и ФГУП «Почта России» при заключении договора  № 113 от 31.12.2013 года стороны пришли к соглашению по всем существенным условиям договора, что применительно к положениям статьи 432 Гражданского Кодекса российской Федерации  свидетельствует о его заключении.

Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обстоятельства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного  с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (статья 310 ГК РФ).

В силу статьи 407 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.

Частями 1,3 статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 ГК РФ).

При анализе договора № 113 от 31.12.2013, заключенного между ФГУП «Почта России» и НП ЗАО «Теплогаз», установлено, что в нем отсутствует право «Исполнителя» (ФГУП «Почта России») приостанавливать исполнение обязательств по договору, а также право одностороннего отказа от исполнения договора полностью.

Пунктом 6.1 Договора № 113 от 31.12.2013 предусмотрено, что все спорные вопросы, связанные с исполнением  сторонами своих обязательств, разрешаются путем переговоров или предъявления претензии. В случае недостижения соглашения споры разрешаются в суде в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом,  при получении от НП ЗАО «Теплогаз» предоплаты за услугу по предоставлению в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов  за февраль и март 2014 года и при отсутствии в договоре права ФГУП «Почта России» приостанавливать исполнение обязательств по договору или в одностороннем порядке отказаться от его исполнения полностью действия ФГУП «Почта России» по прекращению  оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов)         27 февраля 2014 года совершены с превышением допустимого предела осуществления гражданских прав, что и свидетельствует о нарушении Ответчиком пункта 4  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Довод ответчика о правомерности прекращения оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в связи с отсутствием оплаты НП ЗАО «Теплогаз» за 2014 год Комиссией отклоняется, как не основанный на нормах гражданского законодательства и условиях заключенного договора.

Вместе с тем, учитывая, что НП ЗАО «Теплогаз» не настаивает на продолжении договорных отношений с ФГУП «Почта России» по оказанию услуги по предоставлению в пользование ячеек абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов),  Комиссия приняла решение предписание   ФГУП «Почта России» не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41   Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать факт нарушения ФГУП «Почта России» (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д.37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении с 27 февраля 2014 года оказания услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) НП ЗАО «Теплогаз».

 

 

 

Председатель комиссии:                                                               <….>  

 

Члены комиссии:                                                                                <….>  

 

                               <….>

 

                               <….>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => К-276-03/2014 [format] => [safe_value] => К-276-03/2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-04 11:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-04 11:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1404471916 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:1;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Владимирское УФАС России )