ФАС остановит этот фарс?

 

94-й федеральный закон, регламентирующий порядок закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, сегодня не обсуждает только ленивый. Нормативный акт, призванный избавить общество от коррупции, так и не достиг своей цели. Более того, теперь при вынесении «правильных» решений, кроме поставщиков и заказчиков, не внакладе, вероятно, остаются и комиссии, которые оценивают котировочные заявки. Иначе как объяснить тот факт, что конкурсы по-прежнему частенько выигрывают «нужные» фирмы, а хитрые чиновники покупают за государственные деньги эксклюзивные автомобили?
Взятки гладки
Ковров, увы, исключения не составляет. В редакцию не раз уже обращались предприниматели, которые считают, что их права на честную конкуренцию нарушаются. И вот – свежий пример. Директор одной из фирм решил участвовать в конкурсе, объявленном муниципалитетом. Как положено, оставил свои заявку в администрации, однако никакой «бумажки», подтверждающей этот факт, не получил. «Распишитесь в журнале входящих документов, этого вполне достаточно», – пояснила сотрудница УГХ.
Конкурс состоялся, и выиграл его совсем другой человек. Изучивпротокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, предприниматель немало удивился. Оказалось, что сам он участия в конкурсе не принимал. Со своими заявками якобы вышли всего два человека. Один предложил максимальную цену контракта, второй соглашался выполнить работы за еще большие деньги. Победил первый. Заявка второго, естественно, была отклонена, как не соответствующая требованиям извещения. Но это еще не все. Выяснилось, что у конкурсантов одинаковые фамилии! И проживают они в одной квартире! Сопоставление инициалов наводит на мысль, что в конкурсе участвовали отец и сын. Да, законодательством это не запрещено. Но результат такого партнерства легко предсказуем! Тем более, что младшенький даже и не пытался победить.
Предприниматель стал изучать документацию по предыдущим аналогичным конкурсам и узнал немало интересного. В первый раз на запрос котировок вышел лишь один претендент (который, судя по всему, является отцом), но с двумя заявками. Комиссия вполне резонно не допустила его к участию в конкурсе. Ну, а потом свои услуги 4 раза предлагали два человека с одинаковой фамилией. При этом один прекрасно знал, что не будет допущен к участию в конкурсе (поскольку предлагал цену контракта выше максимальной). Похоже, другой цели он себе и не ставил. Ну, а тот, кто указал максимальную цену, побеждал. Вот такое умелое использование федерального закона!
У комиссии, рассматривавшей котировочные заявки, вопросов к поставщикам-однофамильцам не возникло, а вот у предпринимателя, который «пролетел» с заказом, их было много. И по поводу пропажи его документов, и по поводу заявившегося на конкурс тандема. Хорошо, что данная ситуация невозможна на фондовой бирже, иначе такие брокерские услуги недорого бы стоили. Предприниматель посчитал, что утрата (нечаянная или умышленная) заявки вполне может стать причиной для возбуждения уголовного дела по статьям «халатность» или «служебный подлог» соответственно. А в действиях лиц с одинаковой фамилией усматривается сговор. Соответствующее заявление предприниматель направил в антимонопольную службу.
Еще 11 августа антимонопольщики дали ответ. Дескать, из объяснений сотрудников УГХ следует, что заявка предпринимателя была утеряна, материалы по данному факту направлены в прокуратуру и УВД. Однако в этом деле до сих пор никаких подвижек. Получается: есть сотрудник УГХ, который потерял заявку, есть комиссия, которую можно заподозрить в сговоре с поставщиком, а виноватых нет. И результаты конкурса, видимо, никто не отменит. Потеряли документы – и взятки гладки?
Зачем ЧС-никам «Тойота Камри»?
О том, что в Коврове не все в порядке, говорил на своей последней пресс-конференции и Вадим Соловьев, руководитель областного управления ФАС. Антимонопольщикирешили недавно проверить, как в области закупается транспорт. И выяснили, что в 12-ти случаях конкурсную документацию муниципальные заказчики подстраивали под конкретный автомобиль. А это – нарушение конкурентной среды. В качестве примера (увы, отрицательного) В. Соловьев привел наших чиновников: «Приобретение транспортного средства для МУ «Управление по делам ГО и ЧС» Коврова: почему-то необходимо расписать технические характеристики так, что под такие характеристики попадает только автомобиль марки «Тойота Камри» с улучшенной комплектацией. Когда мы начали задавать вопрос, а для чего в принципе такой автомобиль, пояснений каких-то не услышали». В результате и.о. директора муниципального учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» был признан виновным в нарушении законодательства о размещении заказов и оштрафован на 27 тысяч 725 рублей. Радует то, что ФАС вовремя провела проверку. И то, что деньги эти пошли в бюджет. Но кто-то, вероятно, сильно расстроился. Нет, не рядовые спасатели – для того, чтобы выехать на очередное вскрытие случайно захлопнувшейся двери, им не нужна навороченная «Тойота Камри». Скорее всего, огорчился некий чиновник, под которого покупался автомобиль. Говорят, недавно всех водителей мэрии перевели в штат Управления по делам ГО и ЧС. Так что «Тойота» вполне могла предназначаться для одного из высоких «административных» руководителей. Для кого? Остается догадываться. По чину и машина…
Ковровские вести, 6 сентября 2011