Ты виноват уж тем...

Руководство ООО «Мехколонна» объявило о прекращении с 5 сентября работ по текущему содержанию территории и ремонту.

 Причина в том, что с марта выполненные в рамках муниципального контракта работы оплачивались в неполном объеме, задолженность городского бюджета перед предприятием росла и достигла суммы в 138 млн рублей.
Все это время «Мехколонна» работала за счет собственных ресурсов и заемных средств, пока резервы не исчерпались и предприятие не встало перед выбором: то ли продолжать работать бесплатно до полного разорения, то ли временно прекратить исполнение контракта ввиду систематических нарушений его условий заказчиком.
- Мы не можем больше финансировать город. Я не могу заправлять машины воздухом, а на ГСМ уже нет средств. Поставщики топлива, запчастей и расходных материалов не могут нам поставлять товары только в долг, - объяснил позицию предприятия и.о. директора ООО «Мехколонна» Олег Круглов.
Предположим, заказчика не устроило качество работ. В этом случае составляется претензия, которая должна быть удовлетворена в 14-дневный срок. Журналистам раздали копии актов комиссионного обследования санитарного состояния объектов благоустройства города Владимира, в которых и фиксировали те самые нарекания, которые в большинстве случаев обозначались записью «случайный мусор». «Случайный мусор» нетрудно обнаружить на любом городском объекте спустя минут 5-10 после уборки. Как заявляют представители «Мехколонны», все нарекания они устраняли в течение дня, а по сданным отчетам, по их словам, нареканий со стороны городской администрации не было. Контроль за деятельностью «Мехколонны» был тотальным, проверяющие от мэрии следили за работами не только днем, но и ночью. Возможно, поэтому в текущем году улицы убирали как никогда раньше. Тем не менее за последние полгода город не оплатил практически половину оказанных услуг.
Как чуть позже пояснил глава городской администрации Андрей Шохин, не оплачены только не подписанные акты - не устроило качество работ, - а по подписанным долг мэрии всего около 19 млн рублей. По поводу юридической обоснованности такого решения Шохин расплывчато пояснил, что раз не подписали, значит, основания были.
Но вот что странно. Ладно бы не оплачивался какой-то конкретный вид работ на конкретном участке. Так нет, в корзину отправлялись акты на все выполненные работы за какой-то период времени. То есть полмесяца, например, оплачивалось, а другие полмесяца - нет. Это что же получается? Полмесяца город вообще не убирался? И куда в этом случае смотрела горадминистрация?
- Если бы мы не выводили уборочные машины на улицы в течение такого времени, то администрация просто могла бы расторгнуть с нами контракт за ненадлежащее исполнение, - говорит Круглов.
К тому же непринятые акты выполненных работ просто исчезали. «Мехколонна» писала заявления в МБУ «Благоустройство» с просьбой вернуть оформленные акты, в ответ - молчание, мотивированного отказа от приемки выполненных работ с составлением двухстороннего акта МБУ также не представило.
Кстати, видимо, за такие вот «прогулы» Минрегионразвития РФ по итогам Всероссийского конкурса на лучшее предприятие в сфере ЖКХ признало «Мехколонну» одним из победителей, а департамент ЖКХ администрации Владимирской области наградило дипломом 1-й степени за достижение экономической эффективности в условиях проведения реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Кто у кого дубинку украл?
Впрочем, предметом данных размышлений вовсе не является доказать, что кто-то в данном конфликте «белый и пушистый». Сильно подозреваю, что таких нет ни с той, ни с другой стороны. И впору вспомнить марксовское изречение о том, что лежит «в основе любого крупного состояния», когда задаешься вопросом, как, каким образом и по каким расценкам материально-техническая база МУП «Дорожник» перекочевала к частным предпринимателям. В принципе, изначально позиции городской власти, объявившей о начале крестового похода против «коммунального спрута», смотрелись более выигрышно. Заявили они, например, что стоимость контракта сильно завышена. А в то, что в сфере ЖКХ с расценками и тарифами действительно происходят невероятные вещи, все мы охотно верим. Поверили и в эти заявления властей. Однако проверки антимонопольного комитета, по словам руководителей ООО «Мехколонна», не выявили ценовых отклонений. Правда, у антимонопольщиков и прокуратуры возникли претензии к стороне, размещавшей заказ, т.е. основными ответчиками стали МБУ «Благоустройство» и администрация города. Вот тут бы и разобраться городским властям с коррупционными схемами, но те же лица, что готовили этот мунзаказ, проводили конкурс и входили в состав конкурсной комиссии, и ныне продолжают трудиться в управлении муниципального заказа администрации г. Владимира.
- В арбитражном суде сложилась очень интересная ситуация, когда во время слушания дела ответчики - представители МБУ и администрации города - полностью признавали исковые требования, соглашались с тем, что нарушения есть и контракт должен быть признан недействительным, - удивляется представитель ООО «Мехколонна» Анастасия Балыбердина. - Я впервые видела, чтобы ответчики радовались и поздравляли друг друга с тем, что суд вынес решение не в их пользу. Но самое непонятное было другое: переходя в соседний кабинет, представители администрации, точнее управления муниципального заказа, подают заявление о признании недействительным решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства при подготовке и размещении того самого контракта. Ведь в этом разбирательстве виновным грозит административный штраф. То есть в одном кабинете они виновны, а в соседнем ‑ уже нет.
(Прим.: После того как это высказывание было озвучено на пресс-конференции руководства «Мехколонны», управление муниципального заказа спешно отозвало свое заявление. Судя по всему, кому-то придется все-таки стать козлом отпущения.)
Кстати, заявку на резервирование средств под этот контракт в свое время рассматривали в профильных комитетах горсовета, а затем депутаты утверждали бюджет. Можно и депутатам адресовать вопрос: за что же они голосовали?
Если бы новая администрация всерьез взялась за «разбор полетов» и вытащила серые схемы на яркое солнышко и на суд общественности, документально аргументировала свою позицию, то, наверное, все горожане были бы целиком и полностью на ее стороне. Однако именно этого и не происходит, и создается впечатление, что городские власти преследуют совсем иные, известные только им цели. На этом фоне позиция, занятая в конфликте вокруг контракта с «Мехколонной», кажется более обоснованной.
В самом начале кампании против данного муниципального заказа много говорилось о том, что конкурс был проведен с прицелом на одного-единственного подрядчика. (Такое у нас бывает.) Отсюда высокая залоговая ставка и требования лицензии на работу с опасными отходами.
- А что мешало желающим поучаствовать в борьбе за этот заказ взять для залога банковский кредит, как это сделали мы? Да и необходимая лицензия есть еще у десятка предприятий, - парирует Олег Круглов.
То, что конкурсы по размещению государственных и муниципальных заказов можно подверстать под конкретного претендента и провести не совсем честно и прозрачно, ни для кого не секрет. Вполне вероятно, что так было и в случае с «Мехколонной», только удивительно, почему заявление в УФАС и прокуратуру на нарушения в конкурсной процедуре подала фирма, не принимавшая участия в конкурсе. Обычно в таких случаях итоги торгов опротестовывают участники.
Обвинения в умышленно завышенной стоимости контракта не подтвердились, а если бы и подтвердились, то опять основные претензии должны были бы быть предъявлены к заказчику.
- К нам как к исполнителям какие вопросы? Стоимость контракта определяет заказчик, т.е. город. Мы пришли на ту цену, которая предложена заказчиком, а не диктовали свою, - говорит О.Круглов.
У УФАС претензии были не к стоимости, а к составлению конкурсных требований, в т.ч. к тому, что в один лот были помещены и работы, не требующие основательной материально-технической базы и специальных допусков, что, по мнению правоохранителей, ограничивает конкуренцию и препятствует малому предпринимательству.
- Мы тоже за то, чтобы создавать конкурентную среду. Но в данном случае ни о какой честной конкуренции речь не идет. Вместо нас этот же объем работ будет выполнять казенное предприятие. Никаких конкурсов вообще не будет! И в чем здесь конкуренция? - недоумевает и.о. директора ООО «Мехколонна».
Как признаются в «Мехколонне», эта «войнушка» им самим порядком надоела.
- Мы хотели сами цивилизованным образом прекратить действие контракта, - признался Олег Круглов. - Предлагали администрации сесть за стол переговоров, составить двустороннее соглашение, где все процессуальные нюансы были бы учтены. Естественно, обязательным условием было оплатить предоставленные услуги. Эти предложения мэрия проигнорировала, хотя если город настолько тяготил сам контракт, то почему бы не воспользоваться оказией? Вместо этого городские власти предлагали сократить объемы работ.
- Такие вещи также должны документироваться дополнительным соглашением сторон. А без подобного документа мы оказались бы виноватыми в нарушении решения Совета народных депутатов № 277, предписывающего убирать улицы ежедневно, и условий контракта, в которых оговорены и объемы услуги, и расценки, - пояснил Круглов.
По мнению сотрудников «Мехколонны», причина гонений на «Мехколонну» кроется не в контракте как таковом. Происходящее похоже на зачистку рынка: «город нас просто банкротит». Есть этому и другие доказательства. Недавно «Мехколонна» выиграла хороший подряд на электронных торгах, проходивших анонимно. Выиграли благодаря самой низкой предложенной цене. После того как в горадминистрации узнали, что победителем стало ненавистное им предприятие, заявку «Мехколонны» вдруг признали неправильно оформленной. На запрос, где в представленных документах допущены ошибки, ответа коммунальщики не увидели, хотя по закону ответить им должны были в двухдневный срок.
Еще 5 августа, до вынесения арбитражным судом решения о недействительности муниципального контракта, городские власти дали муниципальное задание муниципальному казенному учреждению - с 1 сентября приступить к выполнению обязанностей, дублирующих контрактные обязательства «Мехколонны». Вообще, сложно представить, как все это могло бы выглядеть и насколько такие действия муниципальных властей укладываются в правовые рамки. Сложно поверить в абсолютный правовой нигилизм городских вождей. Скорее всего, в администрации есть секретный отдел экстрасенсов, заранее предсказавший решение суда.
И что теперь?
Как бы то ни было, арбитражный суд вынес решение признать злополучный контракт недействительным, впрочем, решение это в силу еще не вступило.
Естественно, нас интересовало, чем это обернется для обывателей. Ведь «Мехколонна» ежедневно вывозила 50 кубометров прессованного мусора, убирала улицы, остановки, следила за озеленением областного центра. Остается надеяться, что новое казенное предприятие хоть как-то справится с этой задачей.
В самой «Мехколонне» в решении суда ничего катастрофического не видят.
- У нас есть частные заказчики, есть предложения по области, есть заказы в других регионах. Пару лет назад мы не работали по муниципальному контракту и нормально себя чувствовали - работали не в убыток, а с прибылью, - спокойно заверил журналистов Круглов. - Не собираемся мы и сокращать штат, а это 700 человек.
Но в суд с требованием вернуть долги предприятие обратится. Кроме основного долга они вправе истребовать пени за каждый день просрочки, в результате чего «экономия» может обернуться дополнительными тратами для бюджета, о котором так пекутся городские власти.
И еще об экономии. Городской бюджет вынужден будет платить зарплату сотрудникам казенного предприятия, закупать расходные материалы, арендовать базу, приобретать технику.
По прикидкам экспертов из ООО «Мехколонна», на содержание МБУ «Благоустройство» со штатом около 40 человек тратится примерно 2 млн рублей, после создания казенного предприятия нагрузка на бюджет резко возрастет. Из бюджета потребуются средства на содержание предприятия со штатом от 400 до 800 человек, чтобы справляться со всем объемом, который выполняла «Мехколонна» со штатом около 700 человек. При росте бюджетных расходов сократится приток денег в бюджеты. Хотя бы потому, что не будет налога с прибыли: дохода деятельность казенного предприятия не предполагает. Скорее всего, сократится и НДФЛ: будет сложнообъяснимым, если, не ведя коммерческой деятельности, а располагая только бюджетными рублями, зарплата у «казенщиков» окажется выше, чем у сотрудников «Мехколонны». А уж о 5,5 млн ежемесячных налоговых поступлений от «Мехколонны» придется забыть, если предприятие покинет город.
- Налоги наше предприятие платит с общей суммы оплаты заявленных работ. То есть заплатили нам за работу или не заплатили - налоги мы обязаны погасить. Ежемесячно перечисляем 5,5 млн рублей налогов, не учитывая социальных страховых взносов, т.е. зар­платных налогов, - раскрыла бухгалтерские тайны главбух «Мехколонны» Светлана Марченко.
Чем казна будем восполнять выпадающие доходы? Даже если в город придет еще один крупный инвестор, сопоставимый по эффективности с «Мехколонной», то для выхода на окупаемость ему понадобится около трех лет. Где брать деньги все это время? Сокращать траты на социалку? Вводить повышающие коэффициенты для исчисления налога граждан на недвижимость? Если мои платежи по местным налогам или цифры в коммунальных квитках начнут расти, то вопрос, кто здесь прав, а кто не прав, с повестки дня тут же снимается. Не прав для меня однозначно станет тот, кто залез в мой карман.
Мужская логика
Сразу после пресс-конференции руководства «Мехколонны» с журналистами изъявил желание встретиться глава администрации Андрей Шохин. И с ходу поспешил успокоить владимирцев, что уже с 1 сентября город начнет убирать казенное учреждение.
- Решение ведь еще не вступило в силу, значит, контракт с ООО «Мехколонна» остается действительным? - интересуются журналисты.
- Для нас решение суда ‑ достаточное основание, - подчеркнул Андрей Станиславович и добавил с обидой: - «Мехколонна» могла бы тоже в суде свои интересы отстаивать, а не журналистам жаловаться. Зачем кричать во всеуслышание?
На вопрос о задолженности Шохин ответил, что она сильно преувеличена.
- По подписанным актам она составляет около 19 млн, а остальные акты мы не подписывали, - улыбался глава администрации.
- А на каком основании не были подписаны акты?
- Ну раз не подписаны, значит, были основания, раз мы так поступили - значит, все законно.
На просьбы конкретизировать, что за основания, сити-менеджер растолковал, что и качество не устраивало, и цены были завышены, что якобы установлено судом.
- Но в резолюции судебного решения об этом ничего не сказано, - заметил корреспондент «Комсомольской правды».
- Это неважно, суд рассматривал эти факты и руководствовался ими, вынося решение, - поразил собравшихся своей юридической подкованностью Андрей Станиславович.
Вообще-то суд рассматривает, хотя бы на предварительной стадии, все материалы, заявленные сторонами, но не все они подтверждаются в ходе досудебного или судебного разбирательства и не все находят отражение в решении. И уж если в судебном решении нет ни слова о завышенных ценах, то говорить об этом как о доказанном факте несколько преждевременно.
- Собственно говоря, решение арбитражного суда вынесено не против «Мехколонны», а против администрации города и МБУ «Благоустройство». Какое наказание понесут сотрудники, ответственные за подготовку и размещение этого контракта? - вклиниваюсь я.
- Да, признаю, это вина прежнего состава управления ЖКХ, все эти люди уже уволены, - бодро отрапортовал Шохин.
- А управление муниципального заказа?
- А при чем здесь управление муниципального заказа? - удивился Шохин.
Действительно, какое отношение к размещению муниципального заказа имеет управление муниципального заказа - начинаю сомневаться я, но продолжаю интересоваться списком «обреченных».
- А кто входил в состав конкурсной комиссии, когда проводился конкурс по этому контракту?
- Что за конкурсная комиссия? - недоумевает Шохин. - У нас нет никакой комиссии.
- Да есть какая-то, - подсказывают ему.
- Есть? Ну ладно...
- Итак, что же будет с теми людьми, кто в качестве сотрудников мунзаказа готовил к размещению контракт и кто в качестве членов конкурсной комиссии подписывал итоговые протоколы, раз уж есть постановление суда? - продолжаю допытываться.
- Решение суда не вступило в силу, вот когда вступит, тогда и будем разбираться...
Тут я лично потеряла логику беседы: в одном случае решение суда, даже не вступившее в силу, - истина в последней инстанции, а в другом ‑ уже вовсе и не истина...
Но точно помню, что всем горожанам пообещали светлое будущее и город без грязи, во что, впрочем, поверили немногие.
Светлана  Лапцова Владимирские ведомости 2 сентября 2011