ОКТАНОВАЯ ТРЕВОГА (Автор: Владимирские новости Дата: 6 мая 2011)

Не зря говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. В феврале Владимир Путин в жесткой форме потребовал от нефтяных компаний снизить цены на свою продукцию. Вмешательство государства в топливные дела вызвало бурное одобрение в среде рядовых автолюбителей. Но прошло три месяца, и страна - мировой лидер по нефтедобыче - столкнулась с… дефицитом топлива! И цены на него снова поползли вверх. Нефтяники выполнили «пожелание» премьера, а образовавшиеся недоборы прибыли решили восполнить через увеличение экспорта сырья. За границу продавать топливо стало намного выгоднее. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», специализирующегося на мониторинге цен в нефтяной отрасли, экспорт бензинов составил в первом квартале 2011 года около 1,8 миллиона тонн. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года этот показатель был на уровне 1,2 миллиона тонн. То есть экспорт вырос на 50%. И это в преддверии сезонного пика потребления!«Благодаря» экспортному ходу нефтяников на внутреннем рынке и сформировался дефицит. Именно такой версии таинственного исчезновения топлива с рынка придерживается большинство экспертов. Пока наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Алтайском крае, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине. Перебои с топливом зафиксированы также в Красноярске, Нижнем Новгороде. Так что владимирцам, решившим провести майские праздники в этих регионах, следует запастись бензином впрок. А чего при таком раскладе следует ожидать в нашей области? И грозит ли нам бензиновый коллапс?Ситуации, подобно алтайской, в нашей области не произойдет, уверяет президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вишняков. Но это не говорит о том, что все хорошо. Дефицит бензина в той или иной степени испытывают все розничные топливные операторы области. Но, по признанию их владельцев, на майские праздники бензина точно всем хватит. А там, как говорится, поживем - увидим. Не ощущается беспокойства и среди владимирских автолюбителей. По крайней мере, длиннющих «советских» очередей ни на одной заправке в черте областного центра нет.Но признание самого факта дефицита вызывает тревогу. Откуда же он взялся в нашей области? Операторы признают, что нефтеперерабатывающие заводы-поставщики, у которых приобретают топливо для Владимирского региона, попросту «встали». К примеру, Ярославский НПЗ «ушел» на плановую профилактику, на Рязанском сломалась установка крекинга, поэтому остановилось производство высокооктановых бензинов. Перестал отпускать топливо областным компаниям и Московский завод. Видимо, решил сосредоточить усилия на столичных клиентах. В совокупности все это и привело к дефициту. Нашлись и другие виноватые. По мнению Рустама Вишнякова, нефтяные монополисты, как он их называет, решили, не переходя границ правового поля, подмять топливный рынок под себя. Вертикально интегрированным компаниям сделать это проще простого. Сами производят и сами же продают по одним ценам, а трейдерным компаниям отпускают топливо по завышенным. В конечном счете, независимым владимирским операторам бензин приходится приобретать с немаленькими накрутками. Ситуация развивается прямо-таки по «гречневому» сценарию, когда розничные торговцы вынуждены были пойти на поводу у промежуточного звена. Кстати, гречка как подскочила в цене, так и осталась на «взвинченном» уровне, несмотря на обещания властей урегулировать этот вопрос.При этом в компаниях признают, что, несмотря на повышение цен, работают себе в минус. Литр 92-го, по словам представителя одной из владимирских компаний, операторы вынуждены приобретать у трейдеров за 25,50 руб., а продавать в пределах 25. Складывается ситуация, когда закупочная цена превышает розничную. Из-за таких перекосов, по мнению некоторых наблюдателей, в нашей области уже выставлено на продажу больше 30 независимых АЗС. Стремительный рост стоимости бензина наблюдается на всех заправках области. Например, на 92-й цены за неделю выросли не меньше, чем на 40 копеек за литр. В среднем он подорожал на 1 - 1,5 рубля. И его стоимость продолжает расти ежедневно. Хотя темпы роста цен на бензин во Владимирской области и так превышают средние показатели по стране. Если к началу апреля с начала года, по данным Росстата, стоимость топлива по стране выросла на 2,3%, то у нас - на 4,2%. Так что реакция владимирских «розничников» на происходящее в стране вполне ожидаемая. А что же антимонопольщики, которые должны по указанию премьера контролировать ситуацию? Проверки только начались. Заместитель начальника УФАС по Владимирской области Алексей Потанин сообщил корр. «М», что в Управлении владеют информацией, но не полностью. Запросы в компании отправлены. Результаты собираются и внимательно изучаются. Преждевременно сгущать краски, по словам Алексея Потанина, не стоит. Как не стоит и видеть в антимонопольщиках некоего «спасителя нации». Ведь собственно регулирование ценовой политики не в их компетенции. Задача Управления: обнаружить ценовой сговор, и если таковой имеется, принять меры по его устранению, привлечь виновных к ответственности, вплоть до уголовной.Тем временем глава правительства уже поручил Федеральной антимонопольной службе «немедленно разобраться в ситуации». А пока наверху и на местах «разбираются», рядовым автовладельцам приходится мириться и покупать дорожающий бензин. Он нынче, как вода, так как машина уже давным-давно из предмета роскоши превратилась в средство передвижения, а для некоторых и вовсе стала единственным источником дохода

Молва