Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива Владимирской области за 2012 год

Обзор

состояния  конкурентной  среды

на розничном рынке дизельного топлива 

Владимирской области 

за 2012 год

 

  1. Общие положения

Исследование розничного рынка дизельного топлива за 2012 год, проведено в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 №773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» и задание ФАС России (методические указания по подготовке обзора состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива).

Анализ рынка розничного рынка дизельного топлива составлен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

 Целями для  проведения обзоров состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива являются:

- оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива на территории Владимирской  области за 2012 год, а именно:

-  выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующие положение;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

Источники исходной информации:

- сведения, представленные участниками рынка об объемах  розничной реализации нефтепродуктов за 2012 год;

- сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области;

- сведения, предоставленные Главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области;

- сведения, предоставленные администрациями муниципальных образований  Владимирской области;

- сведения, предоставленные УГИБДД УМВД России по Владимирской области.

  1. Временной интервал исследования товарного рынка.

Временной интервал исследования состояния конкурентной среды на  розничных рынках дизельного топлива определен методическими рекомендациями ФАС России, по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива – 2012 год.

3. Продуктовые границы рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с Порядком от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя (его потребительских свойств) или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка – розничная реализация дизельного топлива для транспортных средств.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо в зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Цель потребления - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее по тексту - ДВС), установленных в автомобилях. Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели топлива, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующий вид топлива для дальнейшего использования.

     Согласно приказу Ростехрегулирования от 15.12.2009г.  №784-ст «О принятии и введение в действие изменений Общероссийского классификатора продукции» в группу товара «топливо дизельное» входят: топливо дизельное не включенное в другие группировки, топливо дизельное класса 2, 3, 4, 5.

      Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) розничная торговля автомобильными бензинами и дизельным топливом для автотранспортных средств. Осуществляемая стационарными и передвижными автозаправочными станциями, классифицирована в подгруппе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков, учитывая специфику локальных розничных рынков дизельного топлива (наличие/отсутствие конкретных марок дизельного топлива, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать в пределах одной товарной группы – дизельное топливо.

  1. Географические границы рынка

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220, географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложения и сводятся к определению территории, на которой, с одной стороны, покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке.

При определении географических границ товарного рынка использовались следующие методы: метод, основанный на результатах наблюдений за товарным рынком и экономико-статистических расчетах; метод, основанный на сведениях о товарном рынке, конкурентах, предоставляемых продавцами товара в регионе.

Географические границы товарного рынка определяются согласно антимонопольному законодательству, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее – АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением дизельного топлива. Специфика свойств товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) для розничного покупателя обязательно следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени.

Географические границы товарного рынка - это территория, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Для розничной реализации дизельного топлива требуются автозаправочные станции, которые располагаются на той или иной  территории Владимирской области. Для розничного покупателя, живущего например в городе Владимире, нецелесообразно заправлять свой автомобиль за его пределами, так как эксплуатационные расходы (расход бензина до заправочной станции и обратно, износ автомобиля и расходы на его техническое обслуживание), временные затраты - поездка потребителя за пределы города для заправки бензином, являются экономически невыгодными.

        По территории Владимирской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-7, поэтому наибольшее число АЗС, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, размещено вдоль этой трассы. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля. Анализ районов продаж показывает, что рынки розничной продажи дизельного топлива для конкретного потребителя локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автомобиля. Маршруты следования подразделяются на внутригородские, пригородные, межрайонные, межобластные.

Считаем целесообразным выделить отдельные географические границы рынка: городской и внутриобластные розничные рынки. Городской рынок – рынок города Владимира. Внутриобластные розничные рынки - рынки  в виде объединения районов прилегающих к дорогам, с большим потоком движения машин, в направлениях ближайших крупных областей, таких как Ивановская область, Московская область, Нижегородская область, Рязанская область. При этом в географические границы территорий объединены близлежащие районы,  находящиеся в пределах не более 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен (менее 10%).

На основании изложенного, а так же методических рекомендаций по проведению исследования состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива, географические границы исследуемого рынка определены административными границами города Владимира и   объединенными районами, прилегающими к трассе М-7 в направлении Ивановской области, Московской области, Нижегородской области, Рязанской области (далее – Ивановское направление, Московское направление, Нижегородское направление, Рязанское направление соответственно).

  1. Состав хозяйствующих субъектов на розничном рынке дизельного топлива.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке  розничной реализации нефтепродуктов определялся в соответствии с разделом V Порядка.

5.1 Потребители.

Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов Владимирской области, выступают, в первую очередь, владельцы транспортных средств – как частные, так и корпоративные, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Рынок автотранспорта с каждым годом увеличивается, на территории локальных рынков Владимирской области все больше реализуется автомобилей импортного производства, что увеличивает потребление дизельного топлива.

Согласно данным Управления ГИБДД УМВД России по Владимирской  области по состоянию на 01.01.2012 года в области было зарегистрировано 437 438 единиц ТС, из них легковых –328 647 ед., грузовых – 49 394 ед., автобусов – 6 555 ед., прицепов и полуприцепов – 25 941 ед., мототранспорта – 26 901 ед. По состоянию на 01.01.2013 года в области было зарегистрировано 455 975 единиц ТС, из них легковых –349 699 ед., грузовых – 48 452 ед., автобусов – 6 744 ед., прицепов и полуприцепов –  25 728 ед., мототранспорта – 25 352 ед.

Таким образом, количество зарегистрированных автотранспортных средств (далее – АТС) во Владимирской области в течение 2012 года увеличилось на       18 537 единицы.

Количественный состав автопарка Владимирской области  с разбивкой по ранее определенным географическим границам рынка дизельного топлива без учета транзитного транспорта составил:

Географические границы рынка

Количество  АТС, всего на 01.01.2012

Количество  АТС, всего на 01.01.2013

Изменение количества АТС за 2012г.

г. Владимир

107 064

113 531

+ 6 467

Ивановское направление

27 168

30 209

+ 3 041

Нижегородское направление

89 440

96 016

+ 6 576

Рязанское направление

105 893

106 446

+ 553

Московское направление

107 873

109 773

+ 1 900

Следует отметить, что по территории Владимирской области проходит федеральная трасса   Москва – Уфа (Волга-1), протяженностью 245 км.

Следовательно, помимо владельцев ТС, зарегистрированных на территории области, к потребителям нефтепродуктов на розничном рынке дизельного топлива следует относить транзитные ТС, проходящие через территорию области и заправляющиеся на её АЗС.

5.2. Продавцы нефтепродуктов.

По информации, полученной от муниципалитетов, в 2012 году на розничном рынке нефтепродуктов Владимирской области было выявлено 52 хозяйствующего субъекта, осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива в том числе: на правах собственности 94 АЗС, на правах аренды или иных правах 145 АЗС. При этом следует отметить, что состав участников рынка розничной реализации нефтепродуктов в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также частой сменой прав собственности или аренды на АЗС.

На территории Владимирской  области присутствуют хозяйствующие субъекты, принадлежащие ВИНК:

  • ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ООО «КСК-М» (ВИНК: ЛУКОЙЛ)
  • ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть)
  • ООО "Профит-М", ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: ТНК-ВР).
  1. Объем товарного рынка розничной реализации дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

6.1 Объем товарного рынка розничной  реализации дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов на территории локального розничного рынка «город Владимир»

     Товарный ресурс розничного рынка дизельного топлива определяется как сумма объёмов реализации АЗС всеми хозяйствующими субъектами данного локального розничного рынка, который в период  2012 года составил 211 347,87 тыс. л.

 (Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

6.2 Объем товарного рынка розничной  реализации дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов в рамках географических границ рынка.

     Товарный ресурс розничного рынка дизельного топлива определяется как сумма объёмов реализации АЗС всеми хозяйствующими субъектами данного локального розничного рынка, который в период  2012 года составил:

Локальные розничные рынки

Объем реализации дизельного топлива,

 (тыс. литров)

«Ивановское направление»

6 909,13

«Московское направление»

84 934,55

«Нижегородское направление»

56 755,92

«Рязанское направление»

37 999,93

(Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

По всем направлениям наблюдаются признаки коллективного доминирования.

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

Согласно п. 7.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220, для определения уровня концентрации рынка  розничной реализации  автомобильных  бензинов  используются  следующие показатели:

1)  коэффициент  рыночной концентрации СR3 -  сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах)  для трех крупнейших  хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

2)  индекс рыночной  концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

7.1. Уровень концентрации розничного  рынка реализации  автомобильных  бензинов на территории города Владимир и Владимирской области.

Пок-ли уровня

конц-и

Ед.

изм

город Владимир

CR-3

%

70,96

HHI

 

2 001,81

Тип рынка

 

высоко-

концентр.

 

Пок-ли уровня

конц-и

Ед.

изм

Ивановское направление

Московское направление

Нижегородское направление

Рязанское направление

CR-3

%

61,77

70,05

84,40

72,68

HHI

 

2 049,32

2 061,71

3 930,69

3 417,81

Тип рынка

 

умеренно-

концентр.

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

Проведенный анализ  на розничном рынке дизельного топлива в городе Владимире и Владимирской области выявил следующее. Коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации свидетельствуют о том, что в городе Владимире и Владимирской области розничный рынок дизельного топлива характеризуется как высоко-концентрированный и умеренно-концентрированный рынок с недостаточно развитой конкуренцией. Наблюдаются признаки коллективного доминирования.

  1. Определение барьеров входа на розничный рынок дизельного топлива  на территории  Владимирской области.

     Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. АЗС - это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требует согласования с ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС необходимо получить лицензию на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности.

Вход на рынок розничной реализации дизельного топлива требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

    В то же время, количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов, участвующих в данном рынке показывает, что уход с рынка некоторых хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС практически оставалось неизменным.  

  1. Оценка состояния конкуренции

Анализ товарного рынка в обзоре состояния конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов показал, что из-за отсутствия на территории Владимирской области нефтеперерабатывающих предприятий областной розничный рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны.

       Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов принадлежащие ВИНК:        ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волга-нефтепродукт», ООО «КСК-М» (ВИНК: ЛУКОЙЛ), ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть), ООО "Профит-М", ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: ТНК-ВР), остальные хозяйствующие субъекты являются независимыми.

Признаков раздела крупнейшими ВИНК регионального рынка по территориальному признаку, а так же наличие факторов, способствующих ограничению конкуренции на товарном рынке не выявлено.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Локальный розничный рынок:

  1. Согласно приказу от 26.10.2007г. №98 ООО «Татнефть-АЗС-Запад» в лице Владимирского филиала было включено в Реестр  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по товарной позиции «розничная реализация дизельного топлива» в географических границах локального розничного рынка на территории Вязниковского и Собинского районов Владимирской области.

В процессе изучения розничного рынка были обоснованно выделены отдельные географические границы данного рынка: городской и внутриобластные. Городской рынок – рынок города Владимира. Внутриобластные розничные рынки - рынки  в виде объединения районов прилегающих к трассе М-7, с большим потоком движения машин в направлении Ивановской области, Московской области, Нижегородской области, Рязанской области (далее – Ивановское направление, Московское направление, Нижегородское направление, Рязанское направление соответственно).

 По результатам анализа розничной реализации дизельного топлива в рамках определенных географических границ, за 2012 год доля ООО «Татнефть-АЗС-Запад» по дизельному топливу составляет: Московское направление – ххх%, Нижегородское направление – ххх%.

На основании изложенного считаем необходимым исключить ООО «Татнефть-АЗС-Запад» из регионального Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарным позиции «розничная реализация дизельного топлива» в географических границах локального розничного рынка на территории Вязниковского и Собинского районов Владимирской области.

  1. По результатам анализа розничной реализации дизельного топлива на территории Владимирской области, а именно Ивановское направление, Нижегородское направление, Рязанское направление, за 2012 год доля ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» составила ххх%, ххх% и ххх% соответственно. Считаем целесообразным включить ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 по позиции «розничная реализация дизельного топлива» в соответствии с географическими границами, установленными для изучения данного рынка нефтепродуктов, на территории которых доля занимает более 35 процентов.

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.

         Доминирующее положение на розничном рынке дизельного топлива, занимаемое ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», во многом объясняется тем, что предпочтение потребителей дизельного топлива Владимирской области отдается сетевым станциям вертикально-интегрированных нефтяных компаний, а также крупных и известных розничных торговцев. Предполагается, что качество топлива у них должно быть выше. Отсюда брэндовая составляющая приносит рыночный потенциал, в независимости от общего количества АЗС, расположенных в географических границах локального розничного рынка.

Так же считаем необходимым анализировать тенденцию увеличения или уменьшения этих долей для дальнейшего формирования  регионального Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке  по товарной позиции «розничная реализация дизельного топлива» на территории Владимирской области.

Усматриваются признаки коллективного доминирования на исследованных локальных рынках, а так же наличие ВИНК (ЛУКОЙЛ), занимающей доминирующее положение по реализации дизельного топлива.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды в сфере региональной розничной реализации дизельного топлива во Владимирской области в 2012 году в пределах установленных продуктовых и географических границ характеризуется умеренным или высоким уровнем концентрации с недостаточно развитой конкуренцией, о чем свидетельствуют показатели концентрации.

Для развития конкуренции на рынке реализации нефтепродуктов необходимо появление большего количества конкурентоспособных независимых участников рынка.

Независимые участники рынка должны иметь возможность получать нефтепродукты, производимые ВИНК, по тем же ценам и на тех же условиях, что и предприятия входящие в группу лиц данной ВИНК.

Также для развития конкуренции на данном товарном рынке целесообразно принять меры для того, чтобы сбытовая политика ВИНК была «прозрачной» и не влияла на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, т.к. в это время независимые участники рынка испытывают острый дефицит продукта, а компании входящие в ВИНК его не ощущают, что также сказывается на развитии конкуренции.