В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области состоялась пресс-конференция, посвященная деятельности по контролю в сфере размещения государственного и муниципального заказа в 2010 году

В 2010 году в Управление поступило 248 жалоб. По прежнему, как и в предыдущие годы, наиболее часто подаются жалобы на действия муниципальных заказчиков, т.е при размещении заказов для муниципальных нужд (из общего количества жалоб, поступивших в Управление -135 жалоб.  Обоснованными признаны 66 жалоб, но нарушения выявлялись и по тем жалобам, которые по доводам были признаны необоснованными. Так, только в результате рассмотрения жалоб выявлено 156  нарушений, выдано 123 предписания.

Что касается нарушений, которые наиболее часто допускаются при размещении заказов, то среди них включение в конкурсную (аукционную) документацию требований, противоречащих закону, включение излишних требований (требований о наличии сертификатов, в том числе и в виде оригиналов (некоторые заказчики идут дальше просят сертификаты, заверенные производителем и именно в составе заявки, финансовые документы и т.д.), составление документации о торгах с нарушением требований Закона о размещении заказов, не указание в документации либо в извещении о проведении запроса котировок технических характеристик товаров, работ, на поставку, выполнение которых объявлены торги или запрос котировок, не указание параметров эквивалентности (очень часто обжалуются документации, составленные фактически под одного конкретного производителя, поставщика и ограничивающие других участников размещения заказа, а также необоснованный отказ в допуске либо необоснованный допуск участников.
Встречаются и анекдотические случаи, когда УРЗ обжалует незаконный допуск самого себя к участию в торгах.
«Многие нарушения допускаются заказчиками и членами комиссии неумышленно, исходя из незнания закона и отсутствия должного контроля, неразвитости степени личностной ответственности у должностных лиц. Но встречаются и прямо противоположные случаи, когда должностные лица сознательно идут на нарушение Закона о размещении заказов.   Всегда проще свои ошибки и недоработки оправдать несовершенством действующего законодательства, но изначально проблему нужно искать в себе», отметила И.С. Макушева
Также в 2010 году Управлением проведено 102 внеплановых  (по результатам мониторинга официального сайта) и 5 плановых проверок, по результатам проверок выявлено 457 нарушений действующего законодательства о размещении заказов, выдано 218 предписаний. В результате проверок выявляются такие нарушения, как сокращение сроков подачи заявок, опубликование информации с нарушением, не проведение торгов.
В 2010 году Управлением рассмотрено 154 дела об административных правонарушениях, по результатам которых вынесено 127 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, общая сумма наложенного штрафа составила 2 164 000 рублей. На данный момент можно отметить то обстоятельство, что из всех обжалованных постановлений ни одно не отменено по причине отсутствия в действиях виновного лица состава правонарушения. Наиболее часто допускаемые нарушения – ч 4.2. ст. 7.30 КоАП (утверждение документации с нарушением требования 94-ФЗ), ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка отбора УРЗ, в том числе отказ в допуске к участию), ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ (необоснованный допуск не допуск к участию в запросе котировок), ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ (сокращение срока подачи заявок на участие в запросе котировок), ч. 1.2. ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение должностным лицом заказчика сроков заключения контракта), ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ (заключение контракта с нарушением объявленных условий), ч. 4.1. ст. 7.30 (включение в документацию, либо в извещение о проведении запроса котировок условий, противоречащих действующему законодательству (указание на товарный знак, место происхождение, производителя, а также таких требований, который влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа).
«Количество административных дел и соответственно сумма наложенного штрафа могли бы быть гораздо больше, но Управление, прежде всего, контролирующий орган, а не карающий, поэтому в 2010 году проведена достаточно действенная работа по недопущению нарушений действующего законодательства о размещении заказов путем выдачи предписаний об устранении нарушений», пояснила заместитель руководителя управления И.С. Макушева.
В ходе общения с журналистами было уделено внимание и такой важной сфере деятельности, как ведение реестра недобросовестных поставщиков. Заместитель руководителя Ирина Макушева отметила, что направление в УФАС сведений о лицах, уклоняющихся от заключения государственного или муниципального контракта, является не правом, а обязанностью заказчиков. На практике встречаются случаи, когда участник размещения заказа, признанный победителем, не представил контракт, а написал письмо о невозможности заключить контракт по причине технической ошибки в расчетах, а от заказчика никаких ответных действий не последовало, данный участник продолжает спокойно участвовать в торгах и также отказывается от заключения контрактов. В 2010 году Управлением внесены в РНП сведения о 22  участниках размещения заказа. Всего в РНП лиц, внесенных Владимирским УФАС на данный момент находится 45 хозяйствующих субъектов, в этом году значительная часть исключена из РНП (по причине окончания 2-х годичного срока пребывания в РНП). 
 
Владимирское УФАС России