Пресс-конференция руководителя Владимирского УФАС России по итогам работы за 2023 год

26 марта 2024 года руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области Алексей Михайлович Потанин провел итоговую пресс-конференцию по итогам работы за 2023 год.

За 2023 год Владимирским УФАС России по признакам нарушений Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) было выдано 12 предупреждений (в 2022 году — 8 предупреждений), возбуждено и рассмотрено 24 дела (в 2022 году - 33 дела), выдано 6 предписаний ( в 2022 году - 5 предписаний).

За отчетный период, по сравнению с предыдущим, доля обоснованных жалоб от числа поступивших выросла с 10,5% до 12,4% при снижении общего количества жалоб по нарушениям антимонопольного законодательства (в 2023 году 194 жалобы, в 2022 году — 277), но значительном числе жалоб на нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим и газораспределительным сетям (в 2022 году – 1075 жалоба, 2022 год – 1481).

Всего за 2023 год было выявлено 30 нарушений по всем статьям Закона о защите конкуренции, что на 15,4% выше аналогичного показателя предыдущего года (в 2022 году — 26 нарушений). Наблюдается незначительное снижение количества нарушений, совершенных со стороны органов власти.

В 2023 году Владимирским УФАС России по статье 10 Закона о защите конкуренции было возбуждено 3 дела (в 2022 году — 8), по результатам рассмотрения которых выявлено 10 нарушений, включая выданные предупреждения, (в 2022 году - 8 нарушений), в том числе по видам нарушений:

По статье 10 Закона о защите конкуренции все дела в отчетном периоде возбуждались на основании поступивших заявлений. Нарушения (включая выданные предупреждения) выявлены на следующих рынках: электроснабжения (7 нарушений), теплоснабжения (1), автомобильного транспорта (1), сферы ЖКХ — ТБО (1).

В 2023 году территориальным антимонопольным органом по статье 11 Закона о защите конкуренции дела было возбуждено 5 дел, по результатам рассмотрения которых выявлено 5 нарушения (без выдачи предписаний) в следующих сферах: строительном комплексе, торговля (в 2022 году 4 дела и 3 нарушения).

В 2023 году по статьям 141 - 148 Закона о защите конкуренции предупреждения не выдавались (в 2022 году выдано 2 предупреждения), возбуждено 4 дела (в 2022 году -8), по результатам рассмотрения которых выявлено 1 нарушение (в 2022 году -4), выдано 1 предписание (в 2022 году предписания не выдавались).

Нарушение выявлено на рынке автотранспорта.

В 2023 году по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти субъекта РФ, органам местного самоуправления и иным организациям, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг, было выдано 4 предупреждения (в 2022 году -2), возбуждено 1 дело (в 2022 году -5), по результатам рассмотрения которых выявлено 1 нарушение (в 2022 году -4), предписания не выдавались (в 2022 году выдано 2 предписания).

Всего за отчетный период по статье 15 Закона о защите конкуренции было выявлено 5 нарушений (в 2022 году — 6 нарушений).

Все нарушения связаны с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам на рынках газоснабжения, общественного питания, туризма, предоставления земельных участков сельхозназначения, вывозу опасных отходов.

В 2023 году по статье 16 Закона о защите конкуренции было возбуждено 4 дела (в 2022 году - 2), по результатам рассмотрения которых выявлено 3 нарушения- нарушение запрета по ограничению доступа на рынок (в 2022 году -2) без выдачи предписания.

В 2023 году по статье 17 Закона о защите конкуренции было возбуждено 7 дел (в 2022 году - 4), по результатам рассмотрения которых выявлено 6 нарушений (в 2022 году -3), выдано 4 предписания (2022 году - 2). 5 нарушений совершены хозяйствующими субъектами, 1 — ораном власти.

В 2023 году было рассмотрено 63 жалобы в порядке, установленном статьей 181 Закона о защите конкуренции (в 2022 году — 139), по результатам рассмотрения которых принято 9 решений о признании их обоснованными (в 2022 году — 5) и 52 - необоснованными (в 2022 году— 129) и выдано 8 предписания (в 2022 году—2).

В основном, обжаловались торги, проведенные в соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ, торги, предметом которых являлась реализация имущества должников, аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Основные виды нарушений, допущенных юридическими лицами, организаторами торгов, конкурсной или аукционной комиссией, выявленные в отчетном периоде – необоснованный отказ в допуске потенциальных участников торгов, нарушение порядка определения победителей.

В 2023 году, как и в 2022 году, по статьям 19-21 Закона о защите конкуренции дела не возбуждались.

В порядке осуществления государственного антимонопольного контроля в 2023 году было рассмотрено 16 заявлений о предоставлении государственной и муниципальной преференции (2022 год –23 заявлений), которые не требовали согласования с антимонопольным органом.

В 2023 году Владимирским управлением было возбуждено 33 дела (в 2022 году — 16), по результатам рассмотрения которых выявлено 31 нарушение Закона о рекламе (в 2022 году - 13), выдано 2 предписания (в 2022 году предписания не выдавались).

Всего за отчетный период было рассмотрено 109 заявлений по признакам нарушений требований законодательства о рекламе (2022 год – 59 заявлений), по 30 из них факты нарушения были подтверждены (2022 год – 7 дел возбуждено по жалобам).

В результате осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства в сфере закупок в 2023 году Управлением возбуждено 267 дел об административных правонарушениях (2022г. -311).

Выдано предупреждений — 135 (2022г. -161)

Вынесено постановлений о наложении штрафа — 98 (2022г.- 118)

Сумма наложенного штрафа –3958,7 тыс. руб. (2022г. – 8930,9 тыс. руб.)

Сумма уплаченного штрафа (с учетом скидки) – 1620,5 тыс. руб. (2022г. – 3025,5 тыс. руб.)

Невзысканная сумма штрафа находится в стадии взыскания.

Для обеспечения полной собираемости штрафов используется практика принудительного взыскания через службы судебных приставов.

За отчетный период в отношении субъектов естественной монополии было возбуждено 25 дел об административных правонарушениях (2022г. -25 дел), по результатам рассмотрения которых выдано 6 предупреждений (2022г. -13) и вынесено 18 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 2039,2 тыс. руб. (2022г. - 5 постановлений на сумму 321,7 тыс. руб.);

за нарушение антимонопольного законодательства в отношении должностных лиц органов власти было возбуждено 12 административных дел, по результатам рассмотрения которых вынесено 12 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 148,0 тыс. руб. (2022г.- 29 дел в отношении должностных лиц, сумма наложенного штрафа - 415,0 тыс. руб.)

В 2023 году в Управление поступило 376 жалоб участников закупки (на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки для государственных и муниципальных нужд (2022г. - 431)

Из числа поступивших жалоб было рассмотрено по существу в порядке статьи 106 Закона о контрактной системе 322 жалобы (2022г. - 342). Признано обоснованными (частично обоснованными) 109 жалоб, что составляет 34% от числа рассмотренных (2022г.- 124); признано необоснованными 213 жалоб участника закупки (66% от числа рассмотренных) (2022г.-218).

Выявлено 130 нарушений Закона о контрактной системе (2022г. -148) , в том числе по результатам рассмотрения жалоб, которые по доводам, изложенным в них, признаны необоснованными.

Выдано 95 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок (2022г. - 132), которые (в добровольном порядке) исполнены в полном объеме.

По-прежнему, наиболее частыми нарушениями законодательства, регулирующего отношения в сфере закупок, являются:

- описание объекта закупки, не соответствующее требованиям законодательства регулирующего отношения в сфере закупок,

- установление требований к товару, ограничивающее число участников закупки,

- неправомерный допуск участника закупки к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), неправомерный отказ участнику закупки в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В 2023 году во Владимирское УФАС России поступило 252 обращения (2022г. — 243) заказчика о включении информации о поставщике, подрядчике, исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП)

В качестве причин для обращений в контрольный орган явились уклонение победителя закупки от заключения государственного либо муниципального контракта, решение заказчика об отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком его условий, а так же вступившее в законную силу решение суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком его условий.

В результате рассмотрения указанных обращений, информация о недобросовестных 108 поставщиках (подрядчиках, исполнителях) включена в РНП (2022г. - 90).