Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Владимирской области

Аналитический отчет

 по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО)

 на территории Владимирской области

 

 

 

I. Общие положения

 

Изучение рынка услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на территории Владимирской области проводилось в связи с многочисленными  обращениями граждан на действия ООО «Росгосстрах» по навязыванию заключения договоров добровольного страхования (жизни и здоровья, страхования от несчастных случаев) при заключении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке проведен на основании полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220.

Целью проведенного исследования является определение доли ООО «Росгосстрах» на товарном рынке для установления доминирующего положения на рынке ОСАГО на территории Владимирской области.

В качестве источников информации о рынках использовались данные официальной статистической информации о деятельности страховых компаний, размещенные на официальном сайте  Федеральной службы по финансовым рынкам (www.fcsm.ru) в сети Интернет.

 

 

 

II. Временной интервал исследования товарных рынков

         

          Основной целью исследования являлось изучение сложившихся характеристик рассматриваемого рынка  страховых услуг, поэтому проводился ретроспективный анализ состояния конкурентной среды.

Временной интервал исследования рынка услуг обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) определен за период: 2011 год, 2012 год,     1 квартал 2013года.

 

 

 

III. Продуктовые границы товарных рынков

 

Товаром на исследуемом рынке является комплекс услуг по предоставлению обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Обязательное страхование автогражданской ответственности регламентируется  Федеральным законом  от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее-Закон об ОСАГО).

Порядок осуществления обязательного страхования,  в соответствии со статьей 15 Закона об ОСАГО,  включает в себя процедуру оформления договора страхования.

        В соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее -  договор обязательного страхования) - договор страхования,  по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию)  при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая)  возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни,  здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату)  в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).  Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях,  которые предусмотрены Федеральным законом,  и является публичным.
При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис,  являющийся документом,  удостоверяющим осуществление  обязательного страхования.

Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены статьей 4 Закона об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Потребителями услуг ОСАГО являются страхователи – владельцы транспортных средств, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.

Продавцами услуг обязательного страхования автогражданской ответственности является страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Исходя из целей исследования, и в соответствии с Общероссийским  классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД: страхование ответственности - код 66.03.3)  продуктовые границы анализируемого рынка определены как  оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

            При  выявлении товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, и исходя из определения взаимозаменяемых товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции» учтено следующее.

            При осуществлении страховщиком страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в лицензии, выдаваемой страховщику органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства РФ о страховании, указывается определенный вид страхования, предусмотренный          в ст. 32.9 Закона  РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

            При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа.

            Следовательно, услуга по ОСАГО не является взаимозаменяемой.

 

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Страховые организации, оказывающие услуги ОСАГО, должны иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат (ст. 21 Закона об ОСАГО).

Владельцы транспортных средств,  в  большинстве случаев, приобретают услуги обязательного страхования гражданской ответственности   по месту регистрации транспортного средства.

Согласно Приказа МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств:

- транспортные средства регистрируются за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников;

- регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленного подразделения.

Проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, собственниками (владельцами) которых является физическое лицо, осуществляется в пределах субъекта Российской Федерации в любом регистрационном подразделении Госавтоинспекции.

Страховые тарифы на услуги ОСАГО (их минимальные и максимальные значения), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО устанавливаются Банком России (статья 8 Закона об ОСАГО).

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости, в том числе, от территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц – по месту регистрации транспортного средства         (статья 9 Закона об ОСАГО).

Таким образом, исходя из условий обращения товара, включая цену товара, географические границы исследуемого товарного рынка совпадают с    административными границами  Владимирской области.

 

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

К хозяйствующим субъектам, действующим на рынке предоставления услуг ОСАГО, относятся страховые организации, имеющие лицензию на предоставление данной услуги по состоянию на 31.12.2011, 31.12.2012, 30.06.2013.

В ходе анализа, по данным Федеральной службы финансовых рынков, установлено, что на территории Владимирской области услуги ОСАГО оказывали  31 страховая организация (2011 год), 29 (2012 год), 27 (1 кв. 2013).

 

 

Таблица 1.  Перечень страховых организаций, действующих на рынке ОСАГО на территории Владимирской области, за 2011 год:

 

 

№ п/п

Наименование  страховой организации

рег. №

 
 

1

2

3

 

1

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

2239

 

2

АЛЬЯНС

290

 

3

ВСК

621

 

4

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

3398

 

5

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

1284

 

6

ЖАСО

263

 

7

ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ

907

 

8

ИНГОССТРАХ

928

 

9

МАКС

1427

 

10

МЕД-ГАРАНТ

797

 

11

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

88

 

12

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

1826

 

13

ОРАНТА

3028

 

14

ПАРИТЕТ-СК

3268

 

15

ПЕРВАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

3487

 

16

РЕСО-ГАРАНТИЯ

1209

 

17

РК-ГАРАНТ

2905

 

18

РОСГОССТРАХ

1

 

19

РОСГОССТРАХ

977

 

20

РУССКИЕ СТРАХОВЫЕ ТРАДИЦИИ

2567

 

21

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

159

 

22

СЕРВИСРЕЗЕРВ

632

 

23

СОГАЗ

1208

 

24

СОГЛАСИЕ

1307

 

25

СТРАХОВАЯ БИЗНЕС ГРУППА

3229

 

26

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

461

 

27

УГМК-СТРАХОВАНИЕ

248

 

28

УРАЛСИБ

983

 

29

ЦЮРИХ

1083

 

30

ЭНЕРГОГАРАНТ

1834

 

31

ЮГОРИЯ

3211

 

 

 

 

Таблица 2. Перечень страховых организаций, действующих на рынке ОСАГО

на территории Владимирской области, за 2012 год:

 

 

№ п/п

Наименование страховой организации

рег. №

 
 

1

2

3

 

1

 

 

 

1

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

2239

 

2

АЛЬЯНС

290

 

3

БИН СТРАХОВАНИЕ

3487

 

4

ВСК

621

 

5

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

3398

 

6

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

1284

 

7

ЖАСО

263

 

8

ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ

907

 

9

ИНГОССТРАХ

928

 

10

МАКС

1427

 

11

МЕД-ГАРАНТ

797

 

12

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

88

 

13

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

1826

 

14

ОРАНТА

3028

 

15

ПАРИ

915

 

16

РЕСО-ГАРАНТИЯ

1209

 

17

РОСГОССТРАХ

1

 

18

РОСГОССТРАХ

977

 

19

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

159

 

20

СЕРВИСРЕЗЕРВ

632

 

21

СОГАЗ

1208

 

22

СОГЛАСИЕ

1307

 

23

СТРАХОВАЯ БИЗНЕС ГРУППА

3229

 

24

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

461

 

25

УГМК-СТРАХОВАНИЕ

248

 

26

УРАЛСИБ

983

 

27

ЦЮРИХ

1083

 

28

ЭНЕРГОГАРАНТ

1834

 

29

ЮГОРИЯ

3211

 

 

 

Таблица 3. Перечень страховых организаций, действующих на рынке ОСАГО

на территории Владимирской области, за 1 квартал 2013 г:

 

 

№ п/п

Наименование  страховой организации

рег. №

 
 

1

2

3

 

1

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

2239

 

2

АЛЬЯНС

290

 

3

БИН СТРАХОВАНИЕ

3487

 

4

ВСК

621

 

5

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

3398

 

6

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

1284

 

7

ЖАСО

263

 

8

ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ

907

 

9

ИНГОССТРАХ

928

 

10

МАКС

1427

 

11

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

88

 

12

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

1826

 

13

ОРАНТА

3028

 

14

ПАРИ

915

 

15

РЕСО-ГАРАНТИЯ

1209

 

16

РОСГОССТРАХ

1

 

17

РОСГОССТРАХ

977

 

18

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

159

 

19

СЕРВИСРЕЗЕРВ

632

 

20

СОГАЗ

1208

 

21

СОГЛАСИЕ

1307

 

22

СТРАХОВАЯ БИЗНЕС ГРУППА

3229

 

23

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

461

 

24

УГМК-СТРАХОВАНИЕ

248

 

25

УРАЛСИБ

983

 

26

ЦЮРИХ

1083

 

27

ЭНЕРГОГАРАНТ

1834

 

 

 

 

 

VI. Объем товарного рынка  и  доли хозяйствующего субъекта,

действующего на товарном рынке

 

 

Расчет объема товарного  рынка (V) определяется по объему страховых премий, полученных страховой организацией (Vi)  в указанных географических границах  в 2011  2012 годах  и за 1 квартал 2013 г.

Доля каждого хозяйствующего субъекта (Di) на товарном рынке рассчитывается по формуле:  Di = Vi / V.

 

 

 

Таблица 4.    Расчет объемов и долей хозяйствующих субъектов,

действующих на рынке ОСАГО  на территории Владимирской области,

 за 2011 год:

 

№ п/п

Наименование  страховой организации

рег. №

Страховые премии

Доля в %,

 Di

страхование гражданской  ответственности (тыс.руб.),   Vi

1

2

3

4

5

1

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

2239

«…»

«…»

2

АЛЬЯНС

290

«…»

«…»

3

ВСК

621

«…»

«…»

4

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

3398

«…»

«…»

5

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

1284

«…»

«…»

6

ЖАСО

263

«…»

«…»

7

ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ

907

«…»

«…»

8

ИНГОССТРАХ

928

«…»

«…»

9

МАКС

1427

«…»

«…»

10

МЕД-ГАРАНТ

797

«…»

«…»

11

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

88

«…»

«…»

12

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

1826

«…»

«…»

13

ОРАНТА

3028

«…»

«…»

14

ПАРИТЕТ-СК

3268

«…»

«…»

15

ПЕРВАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

3487

«…»

«…»

16

РЕСО-ГАРАНТИЯ

1209

«…»

«…»

17

РК-ГАРАНТ

2905

«…»

«…»

18

РОСГОССТРАХ

1

«…»

«…»

19

РОСГОССТРАХ

977

«…»

«…»

20

РУССКИЕ СТРАХОВЫЕ ТРАДИЦИИ

2567

«…»

«…»

21

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

159

«…»

«…»

22

СЕРВИСРЕЗЕРВ

632

«…»

«…»

23

СОГАЗ

1208

«…»

«…»

24

СОГЛАСИЕ

1307

«…»

«…»

25

СТРАХОВАЯ БИЗНЕС ГРУППА

3229

«…»

«…»

26

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

461

«…»

«…»

27

УГМК-СТРАХОВАНИЕ

248

«…»

«…»

28

УРАЛСИБ

983

«…»

«…»

29

ЦЮРИХ

1083

«…»

«…»

30

ЭНЕРГОГАРАНТ

1834

«…»

«…»

31

ЮГОРИЯ

3211

«…»

«…»

 

ИТОГО: объем товарного рынка  ( V )

 

833 576   

100,00

 

 

 

Таблица 5. Расчет объемов и долей хозяйствующих субъектов,

 действующих на рынке ОСАГО на территории Владимирской области,

 за 2012 год:

 

№ п/п

Наименование страховой организации

рег. №

Страховые премии

Доля в %,

 Di

страхование гражданской  ответственности (тыс.руб.),    Vi

1

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

2239

«…»

«…»

2

АЛЬЯНС

290

«…»

«…»

3

БИН СТРАХОВАНИЕ

3487

«…»

«…»

4

ВСК

621

«…»

«…»

5

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

3398

«…»

«…»

6

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

1284

«…»

«…»

7

ЖАСО

263

«…»

«…»

8

ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ

907

«…»

«…»

9

ИНГОССТРАХ

928

«…»

«…»

10

МАКС

1427

«…»

«…»

11

МЕД-ГАРАНТ

797

«…»

«…»

12

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

88

«…»

«…»

13

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

1826

«…»

«…»

14

ОРАНТА

3028

«…»

«…»

15

ПАРИ

915

«…»

«…»

16

РЕСО-ГАРАНТИЯ

1209

«…»

«…»

17

РОСГОССТРАХ

1

«…»

«…»

18

РОСГОССТРАХ

977

«…»

«…»

19

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

159

«…»

«…»

20

СЕРВИСРЕЗЕРВ

632

«…»

«…»

21

СОГАЗ

1208

«…»

«…»

22

СОГЛАСИЕ

1307

«…»

«…»

23

СТРАХОВАЯ БИЗНЕС ГРУППА

3229

«…»

«…»

24

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

461

«…»

«…»

25

УГМК-СТРАХОВАНИЕ

248

«…»

«…»

26

УРАЛСИБ

983

«…»

«…»

27

ЦЮРИХ

1083

«…»

«…»

28

ЭНЕРГОГАРАНТ

1834

«…»

«…»

29

ЮГОРИЯ

3211

«…»

«…»

 

ИТОГО: : объем товарного рынка  ( V )

 

1 006 443

100,0

 

 

 

 

Таблица 6. Расчет объемов и  долей хозяйствующих субъектов,

действующих на рынке ОСАГО  на территории Владимирской области,

за 1 квартал 2013 года:

 

№ п/п

Наименование 

рег. №

Страховые премии

Доля в %,

 Di

страхование гражданской  ответственности (тыс.руб.),   Vi

1

2

3

4

5

1

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

2239

«…»

«…»

2

АЛЬЯНС

290

«…»

«…»

3

БИН СТРАХОВАНИЕ

3487

«…»

«…»

4

ВСК

621

«…»

«…»

5

ВТБ СТРАХОВАНИЕ

3398

«…»

«…»

6

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

1284

«…»

«…»

7

ЖАСО

263

«…»

«…»

8

ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ

907

«…»

«…»

9

ИНГОССТРАХ

928

«…»

«…»

10

МАКС

1427

«…»

«…»

11

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

88

«…»

«…»

12

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

1826

«…»

«…»

13

ОРАНТА

3028

«…»

«…»

14

ПАРИ

915

«…»

«…»

15

РЕСО-ГАРАНТИЯ

1209

«…»

«…»

16

РОСГОССТРАХ

1

«…»

«…»

17

РОСГОССТРАХ

977

«…»

«…»

18

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

159

«…»

«…»

19

СЕРВИСРЕЗЕРВ

632

«…»

«…»

20

СОГАЗ

1208

«…»

«…»

21

СОГЛАСИЕ

1307

«…»

«…»

22

СТРАХОВАЯ БИЗНЕС ГРУППА

3229

«…»

«…»

23

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК

461

«…»

«…»

24

УГМК-СТРАХОВАНИЕ

248

«…»

«…»

25

УРАЛСИБ

983

«…»

«…»

26

ЦЮРИХ

1083

«…»

«…»

27

ЭНЕРГОГАРАНТ

1834

«…»

«…»

 

ИТОГО: : объем товарного рынка  ( V )

 

202 347

100,00

 

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (СR) – сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке, где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта,  действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих  субъектов на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженная в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

 

 

Таблица 7. Расчет коэффициента и индекса  рыночной концентрации  за 2011 год:

 

 

№ п/п

 

Крупнейшие хозяйствующие субъекты

 

Доля на рынке

(%)

 

Коэффициент рыночной концентрации (СR)

Индекс рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

1

«…»

«…»

 

72,43

 

2448

 

2

«…»

«…»

3

«…»

«…»

 

 

 

Таблица 8. Расчет коэффициента и индекса  рыночной концентрации  за 2012 год:

 

 

№ п/п

 

Крупнейшие хозяйствующие субъекты

 

Доля на рынке

(%)

 

Коэффициент рыночной концентрации (СR)

Индекс рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

1

«…»

«…»

 

68,45

 

2494

2

«…»

«…»

3

«…»

«…»

 

 

 

Таблица 9. Расчет коэффициента и индекса  рыночной концентрации 

за  1 полугодие 2013 год:

 

 

№ п/п

 

Крупнейшие хозяйствующие субъекты

 

Доля на рынке

(%)

 

Коэффициент рыночной концентрации (СR)

Индекс рыночной концентрации  Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

1

«…»

«…»

 

70,06

 

2430

2

«…»

«…»

3

«…»

«…»

 

            Рассчитанные значения коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана во всем временном интервале стабильны  и  характеризуются высоким уровнем концентрации.

 Таким образом,  рынок услуг ОСАГО является высококонцентрированным с достаточно развитой конкуренцией.  Одной из причин,  препятствующей развитию конкуренции на рынке ОСАГО,  возможно,  является наличие барьеров для выхода страховщиков на рынок обязательного страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств.

 

 

 

VIII. Барьеры входа на рынок.

 

            На рассматриваемом  товарном  рынке услуг существуют следующие барьеры.

            Административные ограничения – получение лицензии на осуществеление страховой деятельности, которое выдается Федеральной службой по финансовым рынкам.

            Для получения лицензии страховщик, в соответствии с Законом об ОСАГО должен исполнить ряд требований:

1. Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя,  уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
2.  Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков,  действующего в соответствии с настоящим Федеральным законом;
3. Необходимым требованием к страховой организации,  обращающейся за разрешением (лицензией)  на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств,  является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.
4.Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях. Экономические ограничения – создание резерва для финансового обеспечения компенсационных выплат (резерв гарантий), предусмотренных подпунктами "а"  и "б"  пункта 1  и пунктом 2  статьи 18  Закона об ОСАГО и резерва текущих компенсационных выплат, производимых в соответствии с подпунктами "в"  и "г"   пункта 1 статьи 18 Закона об ОСАГО.
          Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов.
          Административные и экономические барьеры входа на рынок,  связанные с необходимостью получения лицензии,  членства в профессиональном объединении страховщиков, создание резервных компенсационных фондов, оказывают негативное влияние на развитие конкуренции на рынке услуг обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

 

Из проведенного анализа следует, что рынок услуг ОСАГО на территории Владимирской области в 2011, 2012, 1 квартале 2013 года является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией. Одной из причин, препятствующих развитию конкуренции на рынке ОСАГО, является наличие барьеров для входа страховщиков на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Количество продавцов на рынке относительно постоянно и составляет порядка 30 участников.

Доля ООО «Росгосстрах» на указанном рынке также стабильна и составила            за -  2011 год – «…»,  2012 год - «…» %,   1 квартал 2013 год – «…»%.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 года № 359  доминирующим признается положение финансовой организации (за исключением кредитной организации) на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок,  в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

- доля финансовой организации превышает 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

- доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

  Таким образом, следует, что за исследуемый период 2011 год, 2012 год,                  1 квартал 2013 года  ООО «Росгосстрах», с учетом неизменности доли в размере более «…», занимало доминирующее положение на рынке  услуг обязательного страхования автогражданской ответственности  в географических границах  Владимирской области.