Cтатья в журнале «Владимирский юрист» № 1(02) 2011

Антимонопольному регулированию в России более 20 лет. В ноябре 2011 года свой двадцатилетний юбилей отметит и Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области.

Федеральная антимонопольная служба - федеральный орган исполнительной власти. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. В настоящее время в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления, одно из которых расположено  в городе Владимире - Управление Федеральной антимонопольной службы по  Владимирской области, расположенное в самом центре, в историческом ядре города, на  ул. Б. Московская, д. 1.

К основным функция антимонопольного органа относятся: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства (Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ), законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ, Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ), законодательства в сфере размещения заказов  (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ), а также  контроль за соблюдением законодательства о рекламе.

С 01 февраля 2010 года ФАС России и ее территориальные органы также осуществляют контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

Несмотря на значительное количество законов, за соблюдением которых обязана следить  антимонопольная служба и, порой очень значительные размеры штрафных санкций  за их нарушение (от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей – по оборотным штрафам),  антимонопольный орган, прежде всего, является не карающим, а контролирующим органом. Поэтому, одной из важных задач является деятельность  антимонопольного органа по адвокатированию конкуренции.

В тех странах, где общество имеют полноценную информацию о деятельности власти, государство соблюдает права и свободы человека, работает ответственно и эффективно на общее благо. С другой стороны, закрытость, утаивание правды, монополия на информацию есть основное оружие власти, с помощью которого она пытается навязать обществу свою волю, оставаясь при этом без контроля. Следствием является ее безответственность, беззаконие, коррумпированность, некомпетентность и недееспособность в служении людям.

В этой связи большое значение приобретает работа Федеральной антимонопольной службы по адвокатированию конкуренции. Адвокатирование конкуренции - деятельность, которая осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а главным образом на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

Адвокатирование (от «advocate» – отстаивание, поддержка, пропаганда взглядов и интересов) предполагает организацию коммуникации в целях продвижения интересов не только через органы государственной власти, но и через любые другие структуры: отечественные и международные общественные организации, коммерческие фирмы, политические партии, через влиятельных личностей и т.д. Адвокатирование конкуренции выполняет комплекс дополняющих по отношению к антимонопольному принуждению функций при осуществлении конкурентной политики. Во-первых, оно поддерживает систему правоприменения путем информирования участников рынка о содержании норм, что повышает их готовность использовать конкурентное законодательство для защиты своих прав. Во-вторых, оно расширяет информированность потенциальных нарушителей не только о том, какие действия являются легальными, а какие нелегальными, но и о том, какие усилия антимонопольный орган будет прилагать для обнаружения нарушения и наказания нарушителя. Этим путем адвокатирование повышает субъективную оценку вероятности наказания при выборе между действиями «нарушать закон» и «воздерживаться от нарушения закона». В-третьих, адвокатирование конкуренции снижает возможность создания и применения норм, противоречащих духу конкурентной политики, со стороны государственных органов.

Об информационной открытости Управления Федеральной антимонопольной службы можно судить, в том числе, по деятельности экспертных и общественных советов, созданных при Управлении. Так, при Управлении в целях обеспечения гласности и открытости в деятельности антимонопольных органов, выработки государственной антимонопольной политики с учетом мнения ученых-экспертов, общественных организаций, общественных  объединений профессиональных участников рекламного рынка, предпринимателей  и потребителей, а также повышения эффективности работы антимонопольных органов по развитию рекламы и  добросовестной конкуренции создан Экспертно-консультативный совет (ЭКС). Одними из важнейших задач   ЭКС являются  экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертно-консультативного совета, оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации, разработка рекомендаций по совершенствованию государственного    контроля соблюдения рекламного законодательства,  взаимодействие с органами саморегулирования рекламы, ассоциациями и общественными  объединениями профессиональных участников рекламного рынка,   подготовка методических, аналитических и информационных  материалов для субъектов рекламной деятельности. Зачастую, решения ЭКС служат основанием для признания той или иной рекламы, размещаемой на территории Владимирской области, ненадлежащей, и впоследствии основанием для возбуждения дел по признакам нарушения рекламного законодательства. Возглавляет работу Экспертно-консультативного совета руководитель управления – В.В. Соловьев.  В состав совета входят представители органов исполнительной власти, объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов), объединений потребителей, представители иных государственных и негосударственных структур, а также экспертных структур и независимые эксперты. Первое заседание ЭКС в 2011 году было проведено в расширенном составе с участием членов Владимирского регионального отделения Ассоциации юристов России.

Расширенное заседание ЭКС

совместно с ВРО АЮР

 

Также активно работает и Экспертно-консультативный  совет участников топливно-энергетического комплекса при управлении Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (Совет ТЭК), заседания которого проводятся каждые три месяца. Основными задачами Совета ТЭК являются: подготовка рекомендаций по совершенствованию государственного контроля  за соблюдением антимонопольного законодательства на рынках  топливно – энергетического комплекса (электро-, газо- , водо- и теплоснабжения),  предложений по развитию конкуренции в сфере топливно-энергетического комплекса,  рекомендаций по координации действий территориального антимонопольного органа и органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование на рынках топливно-энергетического комплекса,  создание оптимальных условий функционирования рынков электро-, газо- , водо- и теплоснабжения Владимирской области. Совет ТЭК состоит из  сотрудников управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области, представителей территориальных органов исполнительной власти, представителей  инфраструктурных организаций топливно-энергетического комплекса. Так, в состав Совета входят  представители Верхне -Волжского управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, комитета по энергетической политике администрации Владимирской области, ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» и др. По итогам очередного апрельского  заседания, членами Совета ТЭК было принято решение о доработке предложений по порядку согласования подачи газа и также необходимости выработки единого подхода при заключении договоров на оказание коммунальных услуг.

     Функционирует при Управлении и Общественно-консультативный совет, созданный с учётом концепции административной реформы для взаимодействия   территориального органа ФАС России с предпринимательскими союзами, некоммерческими организациями и общественными объединениями в целях совершенствования антимонопольного законодательства, совершенствования деятельности антимонопольных органов и проведения мониторинга нарушений антимонопольного законодательства. В его состав входят представители Владимирского областного объединения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса, Владимирской областной топливной ассоциации, торгово-промышленной палаты Владимирской области и т.д.

Управление Федеральной антимонопольной службы уделяет немало внимания адвокатированию конкуренции, в том числе  и путем формирования интереса к своей  деятельности среди студентов.  В феврале 2011 года во Владимирском филиале РАНХиГС состоялась встреча руководителя Управления В.В. Соловьева с преподавателями и   студентами факультетов управления, экономики и права,  посвященная обсуждению актуальных аспектов антимонопольной политики государства, деятельности Управления ФАС России по Владимирской области по обеспечению государственных интересов в сфере экономики. Студентов особенно интересовали вопросы, касающиеся повышения эффективности антимонопольной политики, снижения административного давления на бизнес, противодействия повышению тарифов естественных монополий. Высокий уровень профессионализма состоявшейся дискуссии показал необходимость    расширения  практики проведения в рамках учебного процесса  деловых  встреч с руководителями органов государственной власти.


Руководитель Управления                    

  В.В. Соловьев на встрече со студентами

         

 

 Ежедневно в Управлении ФАС по Владимирской области ведется прием граждан по различным вопросам, график приема размещен на официальном сайте Управления: www.vladimir.fas.gov.ru, а также на сайте www.avo.ru

и на страничке Управления в FACEBOOK. Кроме того, на официальном сайте  Управления ежедневно в оперативном режиме размещается информация о выявленных нарушениях, рассматриваемых делах, принятых решениях. На сайте любой желающий сможет задать вопрос и направить его посредством электронной почты. Жители Владимирской области имеют возможность задавать свои вопросы и непосредственно по телефону.  Периодически в Управлении организовывается «Горячая линия».

   

    Заместитель руководителя А.М. Потанин  и сотрудники УФАС

во время «Горячей линии» по вопросам применения законодательства о рекламе

Что такое «конкуренция» и для чего она нужна, как оказалось, знают даже школьники. В конце февраля 2011 года руководство УФАС по Владимирской области совместно с председателем ВРО Ассоциации юристов России В.Ю. Картухиным провели встречу  с учащимися начальных классов  гимназии  № 23 г. Владимира. А в марте-апреле текущего года совместно с ВРО Ассоциации юристов России был проведен конкурс детского рисунка «В защиту конкуренции  в России» среди  учащихся с 1- 11 классов. Результат превзошел все ожидания и рисунки детей с их представлением и видением конкуренции поразили как УФАС, так и ВРО Ассоциации юристов России. В подведении итогов конкурса приняли  участие, кроме членов жюри и представители экспертных советов, функционирующих при УФАС. Победители и призеры конкурса получили  заслуженные награды. 

«Конкуренция – неизбежность в нашей жизни» - так выразила свое видение конкуренции победительница конкурса среди учащихся старшего звена Борисова Елена  (учащаяся 9 класса МОУ ООШ № 3 г. Камешково).

          

На фото заместитель руководителя И.С. Макушева, руководитель аппарата ВРО  АЮР  А.И. Филимонова с победителями  и призерами конкурса

Справка

История антимонопольного регулирования в России

В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР". Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. В 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.
9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

С 10 марта 2004 года - руководитель Федеральной антимонопольной службы – Игорь Юрьевич Артемьев.

С 3 декабря 2007 года – руководитель  УФАС по  Владимирской области В.В. Соловьев