Обзор состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива Владимирской области за 2012 год

Сфера деятельности: Розничная торговля

Обзор

состояния  конкурентной  среды

на мелкооптовом рынке дизельного топлива

Владимирской области  за 2012 год

 

  1. Общие положения

Анализ товарного рынка мелкооптовой реализации во Владимирской области проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынке мелкооптовой реализации нефтепродуктов. Анализ проведен в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);

- Приказ ФАС России от 19.12.2012 №773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы»;

- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, мелкооптовая торговля дизельным топливом классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля дизельным топливом, включая авиационный бензин» (далее – ОКВЭД);

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 (далее – Порядок).

Основные понятия, используемые при обзоре анализа товарного рынка мелкооптовой реализации нефтепродуктов:

нефтепродукт - продукция, полученная при переработке углеводородсодержащего сырья;

дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия;

нефтепродуктообеспечение – процесс перемещения нефтепродуктов основными видами транспорта (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный, речной и морской) от районов производства в районы потребления;

прием, хранение и отпуск нефтепродуктов (нефтебазы, склады ГСМ, стационарные и передвижные автозаправочные станции и автозаправочные комплексы) осуществляют в необходимых количествах и ассортименте нефтепродуктов с целью удовлетворения потребительского спроса;

показатель качества нефтепродукта – количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, определяющих его качество;

мелкооптовая реализация – реализация (отпуск) нефтепродуктов с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов) потребителям (АЗС, транспортным и промышленным предприятиям).

Целями для  проведения обзора состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива являются:

- оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива на территории Владимирской  области, а именно:

- определение взаимозависимости между мелкооптовыми и розничными рынками нефтепродуктов;

-  выявление на региональном мелкооптовом рынке нефтепродуктов, хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

 Источники исходной информации:

-  сведения, представленные участниками рынка об объемах приобретения и мелкооптовой  реализации нефтепродуктов;

-  сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области;

- сведения, предоставленные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление г. Владимир);

-   сведения, предоставленные администрациями муниципальных образований  Владимирской области;

-   сведения, предоставленные УГИБДД УВД по Владимирской области.

  1. Временной интервал исследования товарного рынка.

В соответствии с п.2.1 Порядка временной интервал исследования состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке дизельного топлива - 2012 год. Это обусловлено целью исследования соответствующего товарного рынка, его особенностями, а также доступностью информации.

  1. Продуктовые границы рынка

Продуктовые границы исследуемого рынка определены в соответствии с разделом Ш Порядка. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка – дизельное топливо.

Дизельное топливо предназначено для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС), с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей.

Дизельное топливо в зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) мелкооптовая торговля дизельным топливом для автотранспортных средств классифицирована в подгруппе 51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

В первую очередь, к потребителям дизельного топлива на мелкооптовых рынках относятся юридические лица, занимающиеся розничной реализацией нефтепродуктов через свои АЗС. Следовательно, на мелкооптовых рынках нефтепродуктов товарные группы могут рассматриваться перепродавцами в качестве взаимозаменяемых товаров и возможно их объединение. 

  1. Географические границы рынка

Мелкооптовый рынок нефтепродуктов непосредственно связан с хранением товара на нефтехранилищах.

В соответствии с разделом IV Порядка географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложения и сводятся к определению территории, на которой, с одной стороны, покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке. Это обусловлено экономической возможностью приобретения оптовых партий нефтепродуктов в пределах границ региона.

Во Владимирской области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов в лице крупных и мелких оптовых компаний, стоящих между производителем и конечным покупателем, что приводит к многократной перепродаже нефтепродуктов. Из анализа данных о закупках моторного топлива оптовыми, мелкооптовыми и розничными предприятиями Владимирской  области установлено, что поставки топлива в наш регион осуществляются предприятиями, входящим в группу лиц ВИНК (ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Газпромнефть, РуссНефть, Славнефть), а также независимыми продавцами.

Покупателями на данном уровне оборота дизельного топлива являются как оптовые предприятия, осуществляющие оптовую и мелкооптовую реализацию хозяйствующим субъектам, дислоцирующимся как внутри, так и за пределами Владимирской области, которые в свою очередь являются либо потребителями конечного уровня (розничные продавцы нефтепродуктов, промышленные, транспортные и другие предприятия), либо оптовыми (мелкооптовыми) продавцами, в свою очередь осуществляющими реализацию нефтепродуктов конечным потребителям. Доставка крупных партий дизельного топлива на данном уровне рынка осуществляется непосредственно с НПЗ железнодорожным транспортом с приемкой на региональные  нефтебазы (хранилища нефтепродуктов) в целях хранения и последующего распределения потребителям. Отгрузка мелкооптовых партий непосредственно потребителям конечного уровня осуществляется автомобильным транспортом с нефтебаз.

Последующий оборот дизельного топлива (вторичный оборот) включает в себя отгрузку с региональных нефтебаз преимущественно автомобильным транспортом мелкооптовым продавцам и конечным потребителям. При этом дизельное топливо также могут отгружаться потребителям, как внутри региона, так и за его пределами. В зависимости от количества посреднических звеньев оборот дизельного топлива от ввоза их на территорию региона до поступления к конечному потребителю может быть многократным, причем границы уже на вторичном обороте сужаются с межрегионального уровня до регионального.

Конечная стадия оборота дизельного топлива (поступление их от мелкооптовых продавцов к конечным потребителям в сферу розничной реализации или потребления) ограничивается границами региона.

Территория  Владимирской области является компактной,  расположена в центральной части  Восточно-Европейской равнины. Граничит: на юге — с Рязанской областью, на юго-западе и западе — с Московской областью, на севере — с Ярославской и Ивановской областями, на востоке — с Нижегородской областью.

Географическими границами мелкооптового рынка реализации нефтепродуктов предварительно были определены административные границы Владимирской области без выделения внутри рынка локальных мелкооптовых рынков в границах муниципальных образований. Считаем нецелесообразным дробить региональный мелкооптовый рынок реализации нефтепродуктов на более мелкие локальные рынки. Таким образом, мелкооптовый рынок реализации дизельного топлива во Владимирской области является региональным, географические границы рынка - территория Владимирской области.

На основании запрошенной информации составлен перечень хозяйствующих субъектов, которые конкурируют друг с другом при осуществлении поставок дизельного топлива (таблица 1).

Таблица 1

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

ХХХ

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

Наименование хозяйствующего субъекта-поставщика дизельного топлива

ХХХ

Принадлежность к группе лиц (независимый)

независимый

Объемы поставляемого дизельного топлива в субъекты Российской Федерации

Владимирская область

Объем поставки, тонны

ХХХ

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовом рынке реализации дизельного топлива

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на региональном мелкооптовом рынке дизельного топлива, определялся в соответствии с разделом V Порядка, используя данные о закупках и реализации дизельного топлива.

Структуризация мелкооптовых продавцов нефтепродуктов, осуществляющих отпуск нефтепродуктов с нефтебаз региона, по географическому признаку ориентирована  на потребителей Владимирской области.

  1. Покупатели.

Покупателями на мелкооптовых рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию дизельного топлива через свои собственные или арендованные АЗС, крупные промышленные предприятия, приобретающие дизельное топливо преимущественно для целей профессионального использования, предприятия агропромышленного комплекса, бюджетные организации, автотранспортные и другие предприятия, а так же хозяйствующие субъекты, приобретающие товар мелкооптовыми партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

5.2.     Продавцы нефтепродуктов.

Продавцами на мелкооптовых рынках дизельного топлива являются любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по поставке дизельного топлива в мелкооптовом сегменте товарного рынка, в том числе хозяйствующие субъекты, закупающие товар преимущественно для целей последующей перепродажи.

Перечень хозяйствующих субъектов,

осуществляющих деятельность в 2012году

на мелкооптовом рынке нефтепродуктов Владимирской области

Перечень продавцов, действующих на региональном мелкооптовом рынке дизельного топлива Владимирской области в 2012 году установлен Владимирским УФАС на основе всей доступной информации (таблица 2) и является достаточным, чтобы установить доли крупнейших хозяйствующих субъектов, в том числе доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

Таблица 2

Наименование хозяйствующего субъекта

Принадлежность к ВИНК

1

ХХХ

ХХХ

2

ХХХ

ХХХ

3

ХХХ

ХХХ

4

ХХХ

ХХХ

5

ХХХ

ХХХ

6

ХХХ

ЛУКОЙЛ

7

ХХХ

ХХХ

8

ХХХ

ХХХ

9

ХХХ

ХХХ

10

ХХХ

ХХХ

11

ХХХ

ХХХ

12

ХХХ

ХХХ

Поставка дизельного топлива на территорию Владимирской области в 2012 году осуществлялась как с НПЗ, так и крупными и мелкими независимыми мелкооптовыми перепродавцами.

В результате проведенного анализа экономической концентрации на рынке мелкооптовой реализации дизельного топлива в 2012 году выявлено 17 хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид деятельности. Участниками вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) является ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» - ЛУКОЙЛ.

В основном мелкооптовые поставщики производят ввоз нефтепродуктов автотранспортом (бензовозами).

  1. Объем мелкооптового рынка дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

       В соответствии с разделом VI Порядка в качестве основного показателя для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на региональном мелкооптовом рынке дизельного топлива использован объем приобретения (или поставки) дизельного топлива хозяйствующими субъектами, занимающимися мелкооптовой реализацией  дизельного топлива на территории региона.

При исследовании мелкооптовой реализации дизельного топлива учитывались объемы нефтепродуктов, которые реализовались хозяйствующими субъектами с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов), расположенных на территории Владимирской области. При расчете объемов мелкооптовой реализации не учитывались объемы нефтепродуктов, которые отпускались хозяйствующими субъектами с нефтебаз (хранилищ нефтепродуктов) без оформления купли-продажи (снабжение собственных АЗС, собственное потребление).

В качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема поставок дизельного топлива в натуральном выражении (тонны) хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию дизельного топлива, крупным промышленным предприятиям, приобретающим дизельное топливо, преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующим субъектам, приобретающим товар преимущественно для целей перепродажи.

Доля хозяйствующего субъекта на мелкооптовом рынке дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объемы мелкооптовых поставок дизельного топлива хозяйствующими субъектами, действующими на данном рынке приведены в приложении к данному обзору. Доли мелкооптовых операторов рынка дизельного топлива определены, исходя из объемов приобретения (поставки) (таблица 3).

Таблица 3

Наименование хозяйствующего субъекта

Доли (%)

1

ХХХ

ХХХ

2

ХХХ

ХХХ

3

ХХХ

ХХХ

4

ХХХ

ХХХ

5

ХХХ

ХХХ

6

ХХХ

ХХХ

7

ХХХ

ХХХ

8

ХХХ

ХХХ

9

ХХХ

ХХХ

10

ХХХ

ХХХ

11

ХХХ

ХХХ

12

ХХХ

ХХХ

 

Доли (%) хозяйствующих субъектов, действующих на мелкооптовом рынке дизельного топлива, по принадлежности к ВИНК распределены следующим образом.

                                НЕЗАВИСИМЫЕ                       ВИНК

 

  1. Уровень концентрации мелкооптового рынка реализации дизельного топлива.

С целью оценки концентрации необходимо использовать коэффициенты CR и HHI.

Коэффициент рыночной концентрации CR определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI определяется как сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Произведенные расчеты уровня экономической концентрации показывают, что мелкооптовые рынки дизельного топлива во Владимирской области  характеризуются следующими количественными показателями:

Показатели

ДТ

Коэффициент рыночной концентрации (CR-3)

79,89

Индекс рыночной  концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI)

3 096,33

 

Статья 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает, что доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

  1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

  2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

  3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Сводные результаты оценки конкурентной среды, а также сопоставление и анализ количественных показателей, характеризующих мелкооптовый рынок реализации дизельного топлива на территории Владимирской области, позволили сделать вывод о том, что исследуемый рынок является высококонцентрированным.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что исследованный рынок услуг относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.

  1. Определение барьеров входа на мелкооптовый рынок дизельного топлива Владимирской области.

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Основными барьерами для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов являются:

- отсутствие сырьевой базы. Во Владимирской области нет нефтеперерабатывающих заводов. Дизельное топливо поставляется с нефтеперерабатывающих заводов Нижегородской области, Рязани, Ярославля, Москвы, Уфы и других регионов. Наиболее крупные хозяйствующие субъекты имеют прочные хозяйственные связи с продавцами нефтепродуктов, что дает им преимущество перед потенциальными конкурентами, желающими выйти на данный рынок;

- административные барьеры, связанные с выделением и оформлением земельных участков под строительство нефтебаз, а также процедуры связанные с соблюдением природоохранных и противопожарных требований;

- высокая арендная плата за нефтехранилища, емкости для хранения нефтепродуктов и АЗС;

- отсутствие у большинства участников рынка нефтебаз (нефтехранилищ), железнодорожных путей, железнодорожных тупиков;

- высокий уровень затрат на строительство нефтебаз (нефтехранилищ) и большие сроки окупаемости капитальных вложений;

- лицензирование деятельности по эксплуатации нефтебаз (нефтехранилищ);

- высокий уровень расходов на содержание и эксплуатацию резервуарного парка;

- наличие уже сложившегося удовлетворенного спроса на нефтепродукты;

- отсутствие свободных объемов нефтехранилищ, предлагаемых в рамках услуг по хранению нефтепродуктов;

- стратегия поведения действующих на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, направленных на создание преимуществ, для участников вертикально-интегрированных структур по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Кроме того, в области отсутствует иная структура крупнооптовых поставок дизельного топлива, кроме железнодорожного и автомобильного транспорта, например в регионе не проходят нефтепроводы, нет водных путей доставок грузов.

  1. Оценка состояния конкуренции на мелкооптовом рынке дизельного топлива.

При оценке состояния конкурентной среды на региональном мелкооптовом рынке дизельного топлива учитывались следующие факторы и особенности, влияющие на условия обращения товара и состояния конкурентной среды.

На территории Владимирской  области присутствует  хозяйствующий субъект, осуществляющий мелкооптовую деятельность, принадлежащий ВИНК - ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» (ВИНК: ЛУКОЙЛ), а также ряд независимых продавцов.

Анализ товарного рынка нефтепродуктов показал, что из-за отсутствия на территории Владимирской области нефтеперерабатывающих предприятий областной мелкооптовый рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны. Доставка дизельного топлива осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом.

Несмотря на присутствие на мелкооптовом рынке дизельного топлива во Владимирской области хозяйствующего субъекта, принадлежащего ВИНК: ЛУКОЙЛ, наибольшую долю на данном рынке занимает ООО «Энергия» (ХХХ%). Доля ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» составляет ХХХ%.

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.

С целью исполнения функции антимонопольного органа по контролю за экономической концентрацией, рыночным поведением доминирующих хозяйствующих субъектов и по предупреждению монополистической деятельности, считаем целесообразным включить ООО «Энергия» в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 по позиции «оптовая реализация дизельного топлива» на территории Владимирской области.

Так же считаем необходимым анализировать тенденцию увеличения или уменьшения доли ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» для дальнейшего формирования  регионального Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке  по товарной позиции «оптовая реализация дизельного топлива» на территории Владимирской области.

Усматриваются признаки коллективного доминирования на исследуемом рынке дизельного топлива.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды в сфере региональной мелкооптовой реализации дизельного топлива в 2012 году на территории Владимирской области характеризуется умеренным уровнем концентрации с недостаточно развитой конкуренцией, о чем свидетельствуют показатели концентрации (CR = 79,89 HHI = 3 096,33).

Для развития конкуренции на рынке реализации нефтепродуктов необходимо появление большего количества конкурентоспособных независимых участников рынка. В целях развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка к купле-продаже произведенных нефтяными компаниями нефтепродуктов на всех сегментах рынка. Строительство новых терминалов и складов нефтепродуктов так же будет способствовать развитию конкуренции мелкооптового рынка дизельного топлива на территории Владимирской области.