Уважаемые Заказчики!!!!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

УВАЖАЕМЫЕ ЗАКАЗЧИКИ!

 

7 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 07.06.2013 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»», (далее – Федеральный закон от 07.06.2013 № 114-ФЗ) в соответствии с которым в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) внесены важные дополнения, касающиеся возможности расторжения контракта (договора) по инициативе сторон контракта (договора), в том числе, по инициативе заказчика.

Таким образом, расторжение контракта (договора), заключенного по итогам размещения заказа, возможно как по соглашению сторон либо в судебном порядке, так и на основании отказа стороны от его исполнения в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.

Порядок отказа стороны от исполнения контракта, влекущего его расторжение, предусмотрен вновь введенной статьей 19.2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Дополнения коснулись так же статей 22, 31.3, 34, 41.6, 42, 43 Закона о размещении заказов.

В частности, статьи 22, 41.6, 43 дополнены пунктами, согласно которым, конкурсная документация, документация об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок  должны предусматривать наличие сведений о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Изменения затронули также статью 19 Закона о размещении заказов, регулирующую отношения по включению сведений о физическом или юридическом лице в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о размещении заказов, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми в связи с существенным нарушением ими условий контрактов они расторгнуты по решению суда или в порядке, установленном статьей 19.2 настоящего Федерального закона.

Часть 6 статьи 19 Закона о размещении заказов гласит, что в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или принятое в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В свою очередь, частью 7 указанной статьи Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ определено, что уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня их поступления.

В отличие от ситуации с уклонением от заключения контракта, проведение в десятидневный срок  проверочных мероприятий с целью выяснения обстоятельств отказа заказчика от заключения контракта (договора) данной статьей Закона о размещении заказов не предусмотрено. Направленная в контролирующий орган копия вступившего в силу решения заказчика об отказе от заключения контракта, является безусловным основанием для включения сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков в вышеобозначенный срок.

Однако, данная ситуация не так проста, как может показаться.

Статья 19.2 Закона о размещении заказов предусматривает порядок отказа сторон (в частности заказчика) от исполнения контракта, влекущего за собой его расторжение по инициативе стороны контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.

В силу части 4 указанной статьи Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения или информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 5 статьи 19.2 Закона о размещении заказов закреплено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, в случае поступления обращения заказчика о включении сведений о физическом либо юридическом лице в реестр недобросовестных поставщиков неизбежна проверка исполнения заказчиком требований статьи 19.2 Закона о размещении заказов, в части своевременного размещения решения об отказе от исполнения контракта (договора)  на официальном сайте, надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом заказчиком решении, и как следствие – проверка факта вступления в силу решения заказчика об отказе от заключения контракта, влекущего расторжение контракта.

В этой связи, убедительная просьба, одновременно с направлением обращения о включении сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков на основании статьи 19.2 Закона о размещении заказов и копии решения об отказе от исполнения контракта (договора) дополнять такое обращение копиями документов и сведениями, подтверждающими своевременное размещение на официальном сайте указанного  решения, копиями документов и сведениями, подтверждающими факт надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом заказчиком решении, а так же указывать дату вступления в силу решения заказчика об отказе от исполнения контракта (договора).

Полнота представленной информации является залогом принятия оперативного решения контролирующего органа о включении сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Владимирское УФАС России