Требования Закона о размещении заказов актуальны не только для заказчика и контролирующего органа, но и для участника размещения заказа

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Требования Закона о размещении заказов актуальны не только для заказчика и контролирующего органа, но и для участника размещения заказа

 

         Во Владимирское УФАС России не редко поступают жалобы на действия комиссии по проведению торгов (открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме), а так же по проведению запроса котировок.

         Право обжалования действий конкурсной, аукционной либо котировочной комиссии в случае отказа заявке участника размещения заказа в допуске к участию в торгах, в проведении запроса котировок, является неоспоримым, так как оно закреплено частями 2, 2.1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

         Однако участник размещения заказа, прежде чем делать заключение о неправомерности действий комиссии по размещении заказов и принимать решение о подаче жалобы на указанные неправомерные действия, должен помнить следующее.

         В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

         Аналогичные положения содержат иные статьи Закона о размещении заказов, устанавливающие полномочия аукционной либо котировочной комиссии.

         Так, часть 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов гласит, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.

         В свою очередь, частью 1 статьи 47 указанного Федерального закона закреплено, что котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

         Следует определенный вывод о том, что функция комиссии по размещению заказов (конкурсной, аукционной, котировочной) заключается в соотнесении предложения участника размещения заказа, отраженного в заявке на участие в торгах, в проведении запроса котировок с требованиями заказчика, содержащимися в конкурсной либо аукционной документации, а так же извещении о проведении запроса котировок.

         Пределы указанных полномочий комиссия по размещению заказов превысить попросту не имеет права.

         Зачастую в жалобах помимо указания на неправомерность действий комиссии по размещению заказов участник размещения заказа высказывает мнение о незаконности тех либо иных положений документации о торгах либо извещения о проведении запроса котировок. Диапазон таких претензий к документации о торгах либо к извещению о проведении запроса котировок довольно широк: от указания на заведомое ограничение числа участников размещения заказа до указания на фактическую ошибку, содержащуюся в требованиях заказчика.

         Участники размещения заказа поясняют, что при имеющихся обстоятельствах, в своих заявках они предлагают эквивалентный товар либо конкурсное, аукционное, котировочное предложение формируется с учетом допущенной заказчиком ошибки, то есть в заявке отражаются объективные характеристики товаров, работ, услуг необходимых заказчику.

         Вот здесь и заключается принципиальная ошибка участника размещения заказа, полагающего, что комиссия по размещению заказа может принять какое либо иное решение помимо отказа в допуске к участию в размещении заказа.

         Комиссия по размещению заказа не дает оценки соответствия законодательству о размещении заказов положений документации о торгах либо извещения о проведении запроса котировок.

         Формально рассматривая предложения заявок участников размещения заказа на предмет соответствия требованиям заказчика, комиссия отказывает в допуске к участию торгах (либо не рассматривает и отклоняет) заявки участников, в которых содержатся характеристики товаров, работ, услуг полностью либо в определенной части не соответствующие требованиям заказчика. Такие действия комиссии полностью отвечают законодательству о размещении заказов.

         Участник размещения заказа, обнаруживший в документации о торгах либо в извещении о проведении запроса котировок признаки ограничения числа участников размещения заказа, а так же допущенные заказчиком ошибки, вправе обжаловать положения документации либо положения извещения в любое время до окончания срока подачи заявок на участие в торгах либо на участие в проведении запроса котировок (части 2, 2.1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

         Кроме того, Законом о размещении заказов предусмотрено право любого участника размещения заказа обратиться в адрес заказчика с просьбой разъяснить положения документации о торгах, в том числе с указанием на допущенные нарушения законодательства о размещении заказов или технические ошибки. Законом о размещении заказов так же установлено право заказчика самостоятельно осуществить внесение изменений в конкурсную либо аукционную документацию.

На практике получается иначе. Участник размещения заказа, безуспешно пытаясь указать заказчику на неправомерность, ошибочность положений документации или извещения, подает заявку с характеристиками иными, нежели установлены заказчиком, в надежде, что на стадии рассмотрения заявок противоречия могут быть устранены, либо вовсе не предпринимая  мер к предупреждению возможных противоречий (руководствуясь сиюминутными соображениями) подает свою заявку на участие в размещении заказа.

Комиссия антимонопольного органа при рассмотрении подобных жалоб на действия комиссии по размещению заказов в большинстве случаев признает такие жалобы необоснованными, поскольку в рассматриваемом случае в действиях комиссии противоречий требованиям законодательства о размещении заказов не имеется.

Так же представляются не вполне своевременными доводы участников размещения заказа относительно неправомерности положений документации о торгах либо извещения о проведении запроса котировок в рамках жалоб на действия комиссии по размещению заказа.

Помимо того, что Комиссия антимонопольного органа в соответствии с Законом о размещении заказов и Административным регламентом не рассматривает подобные доводы за рамками сроков, определенных частями 2, 2.1 статьи 57 указанного Федерального закона, своевременное обжалование положений документации о торгах либо извещения о проведении запроса котировок и выявление нарушений законодательства о размещении заказов способствует минимизации затягивания процедур по размещению заказа.

         Следует вывод о том, что знание и исполнение требований законодательства о размещении заказов обязательно не только для государственного  и муниципального заказчика, так же контролирующего органа, но и  для всех лиц, имеющих намерение принять участие в размещении заказов и как следствие, заключить выгодный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 

Владимирское УФАС России