1 апреля 2011 года Владимирским УФАС России проведена "горячая телефонная линия" по вопросам соблюдения законодательства о рекламе


1 апреля 2011 года Владимирским УФАС России проведена "горячая телефонная линия" по вопросам соблюдения законодательства о рекламе

1 апреля 2011 года с 11:00 по 12:00 сотрудники Владимирского УФАС России: заместитель руководителя Управления Потанин Алексей Михайлович, начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти Егикян Лилия Рафаеловна и ведущий специалист отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти Круглова Ольга Владимировна  провели консультацию граждан по вопросам соблюдения законодательства о рекламе.

 

Приводим ответы на наиболее актуальные вопросы, поступившие в ходе проведения "горячей телефонной линии".

1. В газетной статье опубликована информация о реальном случае выздоровления жительницы Владимирской области после применения биологически активной добавки к пищи  «___». Можно ли руководствоваться данной информацией как рекомендацией для лечения заболеваний?

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Закона «О рекламе» реклама биологически активных и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 вышеназванного Закона не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.

2.  В магазинах города Владимира появилась реклама электронных сигарет. Правомерна ли реклама электронных сигарет как продукта, с помощью которого можно бросить курить?

В начале 2011 года ФАС России обратилась в Министерство здравоохранения и социального развития РФ по вопросу использования электронных сигарет как метода отказа от табакокурения, которое пояснило, что реклама электронных сигарет как способ отказа от табакокурения недопустима, поскольку данный товар не зарегистрирован как изделие медицинского назначения. Министерство также уточнило, что ни одна страна мира не признала электронные сигареты методом лечения. Для лечения того, чтобы доказать эффективность и безопасность данного метода должно быть проведено специальное исследование.

Согласно п. 2 ч.3 ст. 5 Закона « О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его назначении, потребительских свойствах.

3. Можно ли расклевать рекламные объявления на внешних стенах зданий?

Расклейка таких рекламных объявлений разрешена только в специально отведенных местах (информационных стендах, досках).

В соответствии с Постановлением  главы города Владимир от 30.10.2006 № 3819 "О мерах по предотвращению несанкционированной расклейки объявлений, афиш, листовок и иной малоформатной печатной продукции",  контроль за выполнением работ по очистке от несанкционированной расклейки опор контактных и электрических сетей, ограждений парков, иных объектов городской инфраструктуры  осуществляет Управление наружной рекламы и информации администрации города Владимир.

Согласно пункта 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 N 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской  области» незаконное размещение вывесок и иной визуальной информации - влечет наложение административного штрафа на граждан - от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

4. Будет ли являться рекламным объявлением вывеска, размещенная на стене здания организации, если на ней не указан телефон, а только название организации?

В соответствии с частью 1  статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В тоже время, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" указанный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

Размещение в месте нахождения организации ее наименования, по мнению специалистов ФАС России, служит целям идентификации данной организации для потребителя и не может рассматриваться как его реклама.

Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием коммерческого обозначения либо фирменного наименования, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Соответственно, на такую конструкцию не распространяются требования Федерального закона "О рекламе".

5. Есть ли определенные нормы уровня громкости звука в рекламе? Часто громкость рекламы,  распространяемой по телевидению заметно выше громкости программ.

Согласно главе 2, статье 14, пункту 1 закона "О рекламе", "при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента."

ФАС сейчас работает над поправками в закон «О рекламе», согласовывая их с Минкомсвязи. Суть поправок в том, чтобы ввести в закон более конкретные технические требования, с тем чтобы норма о громкости рекламы могла бы применяться.

6.Правомерно ли распространение рекламы пива и сигарет перед просмотром фильма в кинотеатрах в дневное время?

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Закона о рекламе, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени.

Что же  касается рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 ФЗ «О рекламе», такая реклама не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании.

7. Законна ли рассылка смс-сообщений рекламного характера от оператора сотовой связи, если согласие на получение такой информации мною дано не было?

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Пункт 2 этой же статьи  предусматривает запрет на использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание, автоматическая рассылка). Таким образом, осуществление рекламной деятельности посредством электросвязи без согласия абонента, а также автоматическая рассылка SMS-сообщений, факсимильных сообщений, голосовых сообщений рекламного характера является незаконной.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если ее распространитель не докажет, что такое согласие было получено.

 

В то же время  очень часто рассылку смс осуществляют сторонние организации, которым оператор связи предоставил доступ к техническим средствам и персональным данным абонентов.

Подобным образом действуют практически все операторы сотовой связи. Это содержится в условиях договора. В большинстве случаев абоненты  могут запретить передавать свои данные, подав соответствующее заявление в письменной форме.

 

Владимирское УФАС России