Во Владимирском УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности в сфере контроля на рынках ресурсоснабжения в 2010 году


Во Владимирском УФАС России состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности в сфере контроля на рынках ресурсоснабжения в 2010 году

 

25 марта 2011 года заместитель руководителя – начальник отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – Владимирское УФАС)  Наталия Шибаева озвучила итоги работы территориального органа по контролю за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынках электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, водоснабжении за прошедший  2010 год.

Во Владимирском УФАС в отчетном периоде количество поступивших заявлений на действия ресурсоснабжающих организаций выросло на 46% (в 2009г.  - 87, 2010г. - 127), что составило около 60% в общем объеме рассмотренных Управлением заявлений о предполагаемых фактах нарушения антимонопольного законодательства.

«Принимая решения по существу каждого обращения, антимонопольный орган исходит из принципа разумности. Норма права применяются лишь в том случае, когда действительно ограничены условия для конкуренции, компания обладает существенной рыночной властью и использует ее для  введения необоснованных барьеров, получения незаконных преимуществ, ущемления интересов контрагента. Все эти обстоятельства детально исследуются. Их всех заявлений, поступивших в наш адрес, признаки нарушения именно антимонопольного законодательства усматривается примерно в 10% случаев. Впрочем, когда мы видим возможные нарушения других законов, то направляем такие материалы в прокуратуру, Роспотребнадзор, другие органы власти, разъясняя заявителю существо нашей позиции», - пояснила Наталия Шибаева.

По 90% жалобам от числа всех поступивших отказаны в возбуждении дела по причине отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства или в связи  с тем, что вопросы, поставленные в заявлении не относятся к компетенции антимонопольного органа. Например, около 26% обращений связаны с вопросами обоснованности тарифов на основные  услуги ресурсоснабжающих организаций. Данные тарифы установлены не самими хозяйствующими субъектами, а специальным уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов – департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.  Следовательно, в компетенцию антимонопольного органа не входит контроль за формированием регулируемых цен и тарифов, а так же рассмотрение вопросов правомерности определения (установления) и применения регулируемых цен (тарифов). Если у потребителя есть претензии к порядку формирования тарифов он вправе обратиться за разъяснениями в Федеральную службу по тарифам.

На пресс-конференции  было озвучено, что количество возбужденных дел в 2010 году по сравнению с 2009 годом  увеличилось на 86% (в 2009г.  - 14, 2010г. - 26). Около половины дел возбуждается по заявлениям юридических и физических лиц, остальные дела возбуждены по собственной инициативе антимонопольных органов. 15% дел от числа возбужденных прекращено в связи с отсутствием нарушений в рассматриваемых действиях ответчика. По остальным возбужденным делам факты нарушения антимонопольного законодательства установлены, из них 23% дел прекращено в связи с добровольным устранением нарушения, по остальным делам выданы 17 предписаний об устранении нарушения, из которых 70% на данный момент исполнено, а остальные 30% на стадии исполнения.

Наталия Шибаева сообщила, что из всего числа  выявленных нарушений 55% по статье 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Из них:

- экономически ли технологически необоснованное прекращение производства товара (50% от общего числа выявленных нарушений в 2010 году);

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования  - применение свободных цен  на услуги, полежащих регулированию  (34%);

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (8% - 1 дело);

- создание препятствий  доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (8% - 1 дело).

Более 90% нарушений выявлено на рынках электро-теплоснабжения.

Заместитель руководителя УФАС по Владимирской области  отметила, что антимонопольному органу по Владимирской области удается эффективнее и быстрее решить проблему  на стадии преддоговорных отношений. Когда договор уже заключен обеими сторонами, тем более без протоколов разногласий, доказать факт навязывания невыгодных условий становится очень проблематично. При этом необходимо учитывать, что антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско –правовые споры хозяйствующих субъектов. В частности, он не полномочен защитать субъективеные гражданские права потрепевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушетелю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

За 2010 год возбуждено 14 административных дел, выдано 8 постановлений о наложении штрафа на сумму 240 тыс. руб. привлечено к ответственности  7 должностных лиц и 1 юридическое лицо.

За прошлый год сумма уплаченного штрафа, с учетом исполненных постановлений, выданный в предыдущий период, составила 1 млн. 688 тыс. руб.

Большинство решений, на основании которых возбуждаются дела об административных правонарушениях, которые заканчиваются постановлениями о вынесении  штрафов, обжалуются в арбитраже.  Около 80% судебных разбирательств заканчивается в пользу антимонопольного органа.

«Постоянно выигрывать в условиях состязательного процесса просто нереально, но существующее на сегодняшний день соотношение выигранных и проигранных решений вполне приемлемо. Когда защищаешь в суде свою позицию, очень важно наличие трех факторов: знание отраслевых технических особенностей, наличие специальных и общих экономических знаний и доскональное понимание норм права.  Поэтому специалисты управления просто вынуждены очень глубоко погружаться в специфику отраслей и иметь кругозор и знания, достаточные чтобы доказать свою правоту», - отметила Наталия Шибаева.

 

Владимирское УФАС России