Арбитражным судом кассационной инстанции поддержана позиция Первого арбитражного апелляционного суда о законности решения антимонопольного органа

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Отказ, адресованный Управлению муниципальным имуществом администрации города Владимира (далее - УМИ), в предоставлении муниципальной преференции  Владимирскому городскому ипотечному фонду (далее - ВГИФ),  путем заключения без проведения торгов договора безвозмездного пользования нежилым зданием,   для размещения офиса, на срок 3 года, мотивирован  ссылками на  пункт 4 части 1 статьи 17.1, пункт 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Владимирское УФАС России указало на следующее. Для социально ориентированных некоммерческих организаций Закон о защите конкуренции предусматривает возможность, во-первых, передачи прав на имущество (кроме права собственности) без проведения торгов, согласно пункту 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а во-вторых, предоставления в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции преференций как преимуществ хозяйствующим субъектам, обеспечивающих им более выгодные условия.

Владимирским УФАС установлено, что на территории города Владимира, Владимирской области имеются другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную с ВГИФ деятельность. При таких обстоятельствах, предоставление муниципальной преференции отдельному хозяйству при наличии потенциальных участников рынка, может привести к ограничению конкуренции, вследствие которого, могут быть нарушены права заинтересованных лиц, которые также могли претендовать на право получения муниципального имущества в безвозмездное пользование.

Арбитражный суд Владимирской области решением от 16.08.2018 по делу № А11-4383/2018 признал отказ Владимирского УФАС России недействительным, а также  обязал антимонопольный орган  выдать согласие на предоставление ВГИФ муниципальной преференции путем заключения без проведения торгов договора безвозмездного пользования нежилым зданием.

Позиция судов апелляционной, кассационной инстанций следующая. В пункте 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определены формы  некоммерческих организаций, которым передача государственного имущества в безвозмездное пользование может осуществляться без проведения торгов. ВГИФ является некоммерческой организацией, преследующей социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели. Следовательно, орган местного самоуправления, на основании пункта 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции вправе без проведения торгов передать в безвозмездное пользование ВГИФ нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности.

Для такой передачи согласия антимонопольного органа не требуется. Соответственно, отказ Владимирского УФАС России  в согласовании передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование не мог нарушить права ВГИФ. Суды также указали, что из материалов дела № А11-4383/2018 не усматривается, что оспариваемое решение повлекло какие-либо действия органа местного самоуправления по истребованию у ВГИФ муниципального имущества, либо создало иные препятствия для его деятельности.

 

Владимирское УФАС России