Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива Владимирской области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 г.

Аналитический отчет о состоянии конкурентной  среды

на розничном рынке дизельного топлива 

Владимирской области 

за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 г.

 

  1. Общие положения

 

Исследование розничного рынка дизельного топлива за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг., проведено в соответствии с приказом ФАС России от 06.12.2013 №823/13 «О внесении изменений в План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных ранках на 2013-2014 годы, утвержденный приказом ФАС России от 19.12.2012 №773/12» и задание ФАС России (методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива).

Анализ розничного рынка дизельного топлива составлен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

 Целями для  проведения анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива являются:

- оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива на территории Владимирской  области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг., а именно:

-  выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующие положение;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

 

Источники исходной информации:

- сведения, представленные участниками рынка об объемах  розничной реализации нефтепродуктов за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг.;

- сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области;

- сведения, предоставленные администрациями муниципальных образований  Владимирской области;

- сведения, предоставленные УГИБДД УМВД России по Владимирской области.

 

  1. Временной интервал исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования состояния конкурентной среды на  розничных рынках дизельного топлива определен методическими рекомендациями ФАС России, по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива –  период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг.

 

3. Продуктовые границы рынка

 

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с Порядком от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя (его потребительских свойств) или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка – розничная реализация дизельного топлива для транспортных средств.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо в зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Цель потребления - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее по тексту - ДВС), установленных в автомобилях. Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели топлива, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующий вид топлива для дальнейшего использования.

     Согласно приказу Ростехрегулирования от 15.12.2009г.  №784-ст «О принятии и введение в действие изменений Общероссийского классификатора продукции» в группу товара «топливо дизельное» входят: топливо дизельное не включенное в другие группировки, топливо дизельное класса 2, 3, 4, 5.

      Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) розничная торговля автомобильными бензинами и дизельным топливом для автотранспортных средств. Осуществляемая стационарными и передвижными автозаправочными станциями, классифицирована в подгруппе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков, учитывая специфику локальных розничных рынков дизельного топлива (наличие/отсутствие конкретных марок дизельного топлива, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать в пределах одной товарной группы – дизельное топливо.

 

  1. Географические границы рынка

 

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220, географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложения и сводятся к определению территории, на которой, с одной стороны, покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке.

При определении географических границ товарного рынка использовались следующие методы: метод, основанный на результатах наблюдений за товарным рынком и экономико-статистических расчетах; метод, основанный на сведениях о товарном рынке, конкурентах, предоставляемых продавцами товара в регионе.

Географические границы товарного рынка определяются согласно антимонопольному законодательству, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее – АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением дизельного топлива. Специфика свойств товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) для розничного покупателя обязательно следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени.

Географические границы товарного рынка - это территория, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Для розничной реализации дизельного топлива требуются автозаправочные станции, которые располагаются на той или иной  территории Владимирской области. Для розничного покупателя, живущего например в городе Владимире, нецелесообразно заправлять свой автомобиль за его пределами, так как эксплуатационные расходы (расход бензина до заправочной станции и обратно, износ автомобиля и расходы на его техническое обслуживание), временные затраты - поездка потребителя за пределы города для заправки бензином, являются экономически невыгодными.

        По территории Владимирской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-7, поэтому наибольшее число АЗС, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, размещено вдоль этой трассы. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля. Анализ районов продаж показывает, что рынки розничной продажи дизельного топлива для конкретного потребителя локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автомобиля. Маршруты следования подразделяются на внутригородские, пригородные, межрайонные, межобластные.

Считаем целесообразным выделить отдельные географические границы рынка: городской и внутриобластные розничные рынки. Городской рынок – рынок города Владимира. Внутриобластные розничные рынки - рынки  в виде объединения районов прилегающих к дорогам, с большим потоком движения машин, в направлениях ближайших крупных областей, таких как Ивановская область, Московская область, Нижегородская область, Рязанская область. При этом в географические границы территорий объединены близлежащие районы,  находящиеся в пределах не более 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен (менее 10%).

На основании изложенного, а так же методических рекомендаций по проведению исследования состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива, географические границы исследуемого рынка определены административными границами города Владимира и   объединенными районами, прилегающими к трассе М-7 в направлении Ивановской области, Московской области, Нижегородской области, Рязанской области (далее – Ивановское направление, Московское направление, Нижегородское направление, Рязанское направление соответственно).

 

Географические границы рынка.

 

Радиальная диаграмма

 

 

 

 

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов на розничном рынке

дизельного топлива.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке  розничной реализации нефтепродуктов определялся в соответствии с разделом V Порядка.

  1. Потребители.

Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов Владимирской области, выступают, в первую очередь, владельцы транспортных средств – как частные, так и корпоративные, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Рынок автотранспорта с каждым годом увеличивается, на территории локальных рынков Владимирской области все больше реализуется автомобилей импортного производства, что увеличивает потребление дизельного топлива.

Согласно данным Управления ГИБДД УМВД России по Владимирской  области по состоянию на 01.01.2013 года в области было зарегистрировано 455 975 единиц ТС, из них легковых –349 699 ед., грузовых – 48 452 ед., автобусов – 6 744 ед., прицепов и полуприцепов –  25 728 ед., мототранспорта – 25 352 ед.  По состоянию на 01.04.2014 года в области было зарегистрировано 489 118 единиц ТС, из них легковых –445 587 ед., грузовых – 29 083 ед., автобусов – 5 178 ед., спецтехника – 9 270 ед.

Таким образом, количество зарегистрированных автотранспортных средств (далее – АТС) во Владимирской области за период с 01.01.2013 по 01.04.2014г.  увеличилось на  33 143 единицы.

Количественный состав автопарка Владимирской области  с разбивкой по ранее определенным географическим границам рынка дизельного топлива без учета транзитного транспорта составил:

 

Географические границы рынка

Количество  АТС, всего на 01.01.2013

Количество  АТС, всего на 01.04.2014

Изменение количества АТС

г. Владимир

113 531

106 286

- 7 245

Ивановское направление

30 209

24 782

- 5 427

Нижегородское направление

96 016

120 135

24 119

Рязанское направление

106 446

131 119

24 673

Московское направление

109 773

106 796

- 2 977

 

 

 

 

Диаграмма изменения количества АТС за период с 01.01.2013 по 01.04.2014г.

 

Следует отметить, что по территории Владимирской области проходит федеральная трасса   Москва – Уфа (Волга-1), протяженностью 245 км.

Следовательно, помимо владельцев ТС, зарегистрированных на территории области, к потребителям нефтепродуктов на розничном рынке дизельного топлива следует относить транзитные ТС, проходящие через территорию области и заправляющиеся на её АЗС.

 

 

5.2. Продавцы нефтепродуктов.

 

По информации, полученной от муниципалитетов, за период с 01.04.2013 по 01.04.2014г. на розничном рынке нефтепродуктов Владимирской области осуществляли хозяйственную деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в таблице 1.

 

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на локальных розничных рынках дизельного топлива Владимирской области.

 

Таблица 1

При изучении рынка нефтепродуктов Владимирской области было выявлен 51 хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную реализацию дизельного топлива в том числе: на правах собственности 111 АЗС, на правах аренды или иных правах 130 АЗС. При этом следует отметить, что состав участников рынка розничной реализации нефтепродуктов в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также частой сменой прав собственности или аренды на АЗС.

На территории Владимирской  области присутствуют хозяйствующие субъекты, принадлежащие ВИНК:

  • ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ООО «КСК-М» (ВИНК: ЛУКОЙЛ)
  • ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть)
  • ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: Роснефть).
  • К числу хозяйствующих субъектов, имеющих более 10 АЗС относятся: ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ЗАО «Владимир-Оптон», Группа компаний «Ростех», ООО «Татнефть-АЗС-Запад», ООО «Техно-Ойл», ООО «ТД «Альфа-Трейд».

 

Количество АЗС крупных хозяйствующих субъектов

 

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на локальном розничном рынке дизельного топлива

«город Владимир»

 

 

  1. Объем товарного рынка

розничной реализации дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

  

Товарный ресурс розничного рынка дизельного топлива определяется как сумма объёмов реализации АЗС всеми хозяйствующими субъектами данного локального розничного рынка, который в период  с 01.04.2013 по 01.04.2014г. составил 252 197,90 тыс. л.

 (Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов на территории локального розничного рынка «город Владимир»

 

       Товарный ресурс розничного рынка дизельного топлива на территории город «Владимир» за период  с 01.04.2013 по 01.04.2014г. составил 33 297,83  тыс. л.

 (Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

 Доли хозяйствующих субъектов на розничном рынке дизельного топлива выражаются в процентах, как отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов в рамках географических границ рынка.

 

     Товарный ресурс розничного рынка дизельного топлива определяется как сумма объёмов реализации АЗС всеми хозяйствующими субъектами данного локального розничного рынка, который за период с 01.04.2013 по 01.04.2014г. составил:

 

Локальные розничные рынки

Объем реализации дизельного топлива,

 (тыс. литров)

«Ивановское направление»

9 782,08

«Московское направление»

93 921,52

«Нижегородское направление»

57 131,32

«Рязанское направление»

58 065,15

(Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

 

 

 

    

           Доли хозяйствующих субъектов на розничном рынке дизельного топлива выражаются в процентах, как отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Долю свыше 35% на данном рынке занимают следующие хозяйствующие субъекты:

  • «Нижегородское направление» - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»;
  • «Рязанское направление» - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Практически по всем направлениям наблюдаются признаки коллективного доминирования.

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов по принадлежности к ВИНК на территории Владимирской области.

 

Принадлежность к ВИНК

Объемы

 ДОЛИ (%)

ЛУКОЙЛ

 

           37,90  

независимые

 

           54,79  

Роснефть

 

             1,60  

Татнефть

 

             5,71  

Объемы  Итог

    

         100,00  

 

 

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

Согласно п. 7.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220, для определения уровня концентрации рынка  розничной реализации  нефтепродуктов  используются  следующие показатели:

1)  коэффициент  рыночной концентрации СR3 -  сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах)  для трех крупнейших  хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

2)  индекс рыночной  концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

7.1. Уровень концентрации розничного  рынка реализации  дизельного топлива на территории города Владимир и Владимирской области.

 

Пок-ли уровня

конц-и

Ед.

изм

город Владимир

CR-3

%

85,23

HHI

 

    2 593,79  

Тип рынка

 

высоко-

концентр.

 

 

Пок-ли уровня

конц-и

Ед.

изм

Ивановское направление

Московское направление

Нижегородское направление

Рязанское направление

CR-3

%

61,22

72,12

77,74

78,68

HHI

 

    1 809,39  

    2 040,86  

    3 308,79  

    2 611,60  

Тип рынка

 

умеренно-

концентр.

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

 

Проведенный анализ  на розничном рынке дизельного топлива в городе Владимире и Владимирской области выявил следующее. Коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации свидетельствуют о том, что в городе Владимире и Владимирской области розничный рынок дизельного топлива характеризуется как высоко-концентрированный и умеренно-концентрированный рынок с недостаточно развитой конкуренцией. Наблюдаются признаки коллективного доминирования.

 

  1. Определение барьеров входа на розничный рынок дизельного топлива на территории  Владимирской области.

 

     Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. АЗС - это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требует согласования с ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС необходимо получить лицензию на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности.

Вход на рынок розничной реализации дизельного топлива требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

    В то же время, количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов, участвующих в данном рынке показывает, что уход с рынка некоторых хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС практически оставалось неизменным.  

 

  1. Оценка состояния конкуренции

 

Анализ конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов показал, что из-за отсутствия на территории Владимирской области нефтеперерабатывающих предприятий областной розничный рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны.

       Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов принадлежащие ВИНК:        ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волга-нефтепродукт», ООО «КСК-М» (ВИНК: ЛУКОЙЛ), ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть), ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: Роснефть), остальные хозяйствующие субъекты являются независимыми.

Признаков раздела крупнейшими ВИНК регионального рынка по территориальному признаку, а так же наличие факторов, способствующих ограничению конкуренции на товарном рынке н