Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного Владимирской области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг.

Аналитический отчет о состоянии конкурентной  среды

на розничном рынке бензина  автомобильного 

Владимирской области 

за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг.

 

  1. Общие положения

 

Исследование розничного рынка бензина автомобильного за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг., проведено в соответствии с приказом ФАС России от 06.12.2013 №823/13 «О внесении изменений в План работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных ранках на 2013-2014 годы, утвержденный приказом ФАС России от 19.12.2012 №773/12»  и задание ФАС России (методические указания по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках бензина автомобильного).

Анализ рынка розничного рынка бензина автомобильного составлен в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок).

 Целями для  проведения анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного являются:

- оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного на территории Владимирской  области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг., а именно:

-  выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующие положение;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

 

Источники исходной информации:

- сведения, представленные участниками рынка об объемах  розничной реализации нефтепродуктов за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг;

- сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области;

- сведения, предоставленные администрациями муниципальных образований  Владимирской области;

- сведения, предоставленные УГИБДД УМВД России по Владимирской области.

 

  1. Временной интервал исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования состояния конкурентной среды на  розничных рынках бензина автомобильного определен методическими рекомендациями ФАС России, по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов - с 01.04.2013 по 01.04.2014 гг.

 

3. Продуктовые границы рынка

 

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с Порядком от 28.04.2010 № 220 представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя (его потребительских свойств) или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка – розничная реализация бензина автомобильного для транспортных средств.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Автомобильные бензины сходны по функциональному значению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры).

Основных свойств товара, определяющих выбор покупателя - функциональное назначение автобензинов: А-76 (80), АИ-92, АИ-95 (96), АИ-98 – использование их в качестве моторного топлива.

Цель потребления - использование для личных, бытовых и производственных нужд.

Моторное топливо - рабочий материал (горючее) для двигателей внутреннего сгорания (далее по тексту - ДВС), установленных в автомобилях. Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ 96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число (далее - ОЧ) топлива. В зависимости от ОЧ по исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов: “Нормаль-80”, “Регуляр-92”, “Премиум-95”, “Супер-98”. Бензин “Нормаль-80” предназначен для использования на грузовых автомобилях наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин “Регуляр-92” предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного А-93. Автомобильные бензины “Премиум-95” и “Супер-98” полностью отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.

 

Организационная диаграмма

 

     Согласно приказу Ростехрегулирования от 15.12.2009г.  №784-ст «О принятии и введение в действие изменений Общероссийского классификатора продукции» в группу товара «бензины автомобильные» входят: автомобильные не включенные в другие группировки, автомобильные класса 2, 3, 4, 5.

      Таким образом, исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам в целях исследования розничных рынков, учитывая специфику локальных розничных рынков автомобильных бензинов (наличие/отсутствие конкретных марок автомобильных бензинов, состав автопарка потребителей, сложившиеся предпочтения) продуктовые границы данных товаров следует рассматривать по подгруппам ОЧ (низкооктановые и высокооктановые) либо в разрезе товарных групп (марок автомобильных бензинов).

Организационная диаграмма

В связи с увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Бензин АИ-80 практически не используется ввиду отсутствия техники, эксплуатируемой на нем.

Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости, в качестве товара заменителя может быть рассмотрено газовое топливо. Газовое топливо - сжатый и сжиженный природные газы, которые включены в отдельную товарную группу – код 02 7100 7 «Газ горючий природный и поставляемый в магистральные газопроводы, газ искусственный, конденсат газовый, гелий». Однако в настоящее время оно не может рассматриваться как заменитель нефтяных топлив из-за ряда причин:

  1. необходимость вложения денежных средств в переоборудование автомобилей для работы на газе;
  2. отсутствие возможности заправки данным видом топлива на отдельных территориях;
  3. уменьшение грузоподъемности автомобиля;
  4. повышение пожароопасности.

 

  1. Географические границы рынка

 

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220, географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложения и сводятся к определению территории, на которой, с одной стороны, покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке.

При определении географических границ товарного рынка использовались следующие методы: метод, основанный на результатах наблюдений за товарным рынком и экономико-статистических расчетах; метод, основанный на сведениях о товарном рынке, конкурентах, предоставляемых продавцами товара в регионе.

Географические границы товарного рынка определяются согласно антимонопольному законодательству, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретателя приобрести товар на данной территории.

Исходя из территориальной фиксированности автозаправочных станций (далее – АЗС), основными ограничениями экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителем являются расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением автомобильных бензинов. Специфика свойств товара определяет тот факт, что потребители сами едут на АЗС для его приобретения (заправки). С точки зрения экономической возможности (целесообразности) для розничного покупателя обязательно следует учитывать, что на поездку до АЗС для заправки автомобиля необходимо затратить определенное количество автомобильного топлива. Дальность поездки имеет существенное значение, так как это связано с дополнительным расходом топлива (денежных средств) и времени.

Географические границы товарного рынка - это территория, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Для розничной реализации бензина требуются автозаправочные станции, которые располагаются на той или иной  территории Владимирской области. Для розничного покупателя, живущего например в городе Владимире, нецелесообразно заправлять свой автомобиль за его пределами, так как эксплуатационные расходы (расход бензина до заправочной станции и обратно, износ автомобиля и расходы на его техническое обслуживание), временные затраты - поездка потребителя за пределы города для заправки бензином, являются экономически невыгодными.

        По территории Владимирской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-7, поэтому наибольшее число АЗС, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, размещено вдоль этой трассы. Потребителям удобно пользоваться услугами тех АЗС, которые находятся по пути следования автомобиля. Анализ районов продаж показывает, что рынки розничной продажи бензина для конкретного потребителя локализованы зоной, прилегающей к маршруту следования автомобиля. Маршруты следования подразделяются на внутригородские, пригородные, межрайонные, межобластные.

Считаем целесообразным выделить отдельные географические границы рынка: городской и внутриобластные розничные рынки. Городской рынок – рынок города Владимира. Внутриобластные розничные рынки - рынки  в виде объединения районов прилегающих к дорогам, с большим потоком движения машин, в направлениях ближайших крупных областей, таких как Ивановская область, Московская область, Нижегородская область. Рязанская область. При этом в географические границы территорий объединены близлежащие районы,  находящиеся в пределах не более 100 километров от АЗС, при условии равных или несущественно отличающихся цен (менее 10%).

На основании изложенного, а так же методических рекомендаций по проведению исследования состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного, географические границы исследуемого рынка определены административными границами города Владимира и   объединенными районами, прилегающими к трассе М-7 в направлении Ивановской области, Московской области, Нижегородской области, Рязанской области (далее – Ивановское направление, Московское направление, Нижегородское направление, Рязанское направление соответственно).

 

Географические границы рынка.

 

Радиальная диаграмма

  1. Состав хозяйствующих субъектов на розничном рынке

автомобильных бензинов.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке  розничной реализации нефтепродуктов определялся в соответствии с разделом V Порядка.

 

  1. Потребители.

Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов Владимирской области, выступают, в первую очередь, владельцы транспортных средств – как частные, так и корпоративные, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Рынок автотранспорта с каждым годом увеличивается, на территории локальных рынков Владимирской области все больше реализуется автомобилей импортного производства, что увеличивает потребление высокооктанового бензина автомобильного.

Согласно данным Управления ГИБДД УМВД России по Владимирской  области по состоянию на 01.01.2013 года в области было зарегистрировано 455 975 единиц ТС, из них легковых –349 699 ед., грузовых – 48 452 ед., автобусов – 6 744 ед., прицепов и полуприцепов –  25 728 ед., мототранспорта – 25 352 ед.  По состоянию на 01.04.2014 года в области было зарегистрировано 489 118 единиц ТС, из них легковых –445 587 ед., грузовых – 29 083 ед., автобусов – 5 178 ед., спецтехника – 9 270 ед.

Таким образом, количество зарегистрированных автотранспортных средств (далее – АТС) во Владимирской области за период с 01.01.2013 по 01.04.2014г.  увеличилось на  33 143 единицы.

Количественный состав автопарка Владимирской области  с разбивкой по ранее определенным географическим границам рынка автомобильных бензинов без учета транзитного транспорта составил:

 

Географические границы рынка

Количество  АТС, всего на 01.01.2013

Количество  АТС, всего на 01.04.2014

Изменение количества АТС

г. Владимир

113 531

106 286

- 7 245

Ивановское направление

30 209

24 782

- 5 427

Нижегородское направление

96 016

120 135

24 119

Рязанское направление

106 446

131 119

24 673

Московское направление

109 773

106 796

- 2 977

 

 

 

Диаграмма изменения количества АТС за период с 01.01.2013 по 01.04.2014г.

Следует отметить, что по территории Владимирской области проходит федеральная трасса   Москва – Уфа (Волга-1), протяженностью 245 км.

Следовательно, помимо владельцев ТС, зарегистрированных на территории области, к потребителям нефтепродуктов на розничном рынке автомобильных бензинов следует относить транзитные ТС, проходящие через территорию области и заправляющиеся на её АЗС.

 

 

При изучении розничного рынка нефтепродуктов Владимирской области было выявлено 53 хозяйствующие субъекта, осуществляющих розничную реализацию бензинов автомобильных в том числе: на правах собственности 112 АЗС, на правах аренды или иных правах 132 АЗС. При этом следует отметить, что состав участников рынка розничной реализации нефтепродуктов в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также частой сменой прав собственности или аренды на АЗС.

На территории Владимирской  области присутствуют хозяйствующие субъекты, принадлежащие ВИНК:

  • ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ООО «КСК-М» (ВИНК: ЛУКОЙЛ)
  • ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть)
  • ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: Роснефть).

К числу хозяйствующих субъектов, имеющих более 10 АЗС относятся: ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ЗАО «Владимир-Оптон», Группа компаний «Ростех», ООО «Татнефть-АЗС-Запад», ООО «Техно-Ойл», ООО «ТД «Альфа-Трейд».

 

Количество АЗС крупных хозяйствующих субъектов

  1. Объем товарного рынка

розничной реализации бензина автомобильного и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации бензина автомобильного и доли хозяйствующих субъектов на территории локального розничного рынка «город Владимир»

     Товарный ресурс розничного рынка бензина автомобильного определяется как сумма объёмов реализации АЗС всеми хозяйствующими субъектами данного локального розничного рынка, который за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 составил:

 

 

Объем реализации бензинов автомобильных,

 (тыс. литров)

 

Марка топлива

 

А-76

 

АИ-92

 

АИ-95

 

АИ-98

1 008,72

44 830,92

25 592,58

775,03

 

(Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

      

 Доли хозяйствующих субъектов на розничном рынке автомобильного бензина выражаются в процентах, как отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

Долю свыше 35% на данном рынке занимают следующие хозяйствующие субъекты:

  • По высокооктановым бензинам (АИ-92, АИ-95, АИ-98) занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»;

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации бензина автомобильного и доли хозяйствующих субъектов в рамках географических границ рынка.

     Товарный ресурс розничного рынка бензина автомобильного определяется как сумма объёмов реализации АЗС всеми хозяйствующими субъектами данного локального розничного рынка, который за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 составил:

Локальные розничные рынки

Объем реализации бензинов автомобильных,

 (тыс. литров)

А-76

АИ-92

АИ-95

АИ-98

«Ивановское направление»

233,84

18 706,50

7 686,20

 

«Московское направление»

1 417,38

64 144,08

33 139,87

374,51

«Нижегородское направление»

1 429,46

57 152,85

25 236,17

 

«Рязанское направление»

723,82

54 433,10

23 719,62

267,25

 

(Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

        Доли хозяйствующих субъектов на розничном рынке автомобильного бензина выражаются в процентах, как отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

Долю свыше 35% на данном рынке занимают следующие хозяйствующие субъекты:

  •  «Московское направление» - по высокооктановым бензинам (АИ-92, АИ-95, АИ-98) занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»;
  • «Нижегородское направление» - по высокооктановым бензинам (АИ-92, АИ-95) занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт»; по низкооктановым (АИ-76) занимает ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад»
  • «Рязанское направление» - по высокооктановым бензинам (АИ-92, АИ-95, АИ-98) занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

Практически по всем направлениям наблюдаются признаки коллективного доминирования.

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации бензина автомобильного и доли хозяйствующих субъектов по принадлежности к ВИНК на территории Владимирской области.

 

Объемы, доля (%)

Принадлежность к ВИНК

  А-76                                                             

  АИ-92

  АИ-95

  АИ-98

Объемы

ЛУКОЙЛ

    

независимые

    

Роснефть

    

Татнефть

    

Объемы  Итог

 

  

  

  

 

Доли (%)

ЛУКОЙЛ

0,06

39,95

52,53

81,14

независимые

88,15

53,37

40,31

18,86

Роснефть

0,61

3,13

3,24

-

Татнефть

11,17

3,54

3,92

-

Доли(%) Итог

 

100

100

100

100

 

 

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

Согласно п. 7.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России 28.04.2010 № 220, для определения уровня концентрации рынка  розничной реализации  автомобильных  бензинов  используются  следующие показатели:

1)  коэффициент  рыночной концентрации СR3 -  сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах)  для трех крупнейших  хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

2)  индекс рыночной  концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

7.1. Уровень концентрации розничного  рынка реализации  автомобильных  бензинов на территории города Владимир.

  Коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации свидетельствуют о том, что в городе Владимире:

- розничный рынок низкооктановых и высокооктановых автомобильных бензинов марки А-76 и марки АИ-92, АИ-95, АИ-98 соответственно, характеризуется как высоко-концентрированный рынок с недостаточно развитой конкуренцией.

 

 

Показатели

 

Ед.

изм.

Марка топлива

 

А-76

 

АИ-92

 

АИ-95

 

АИ-98

Коэффициент рыночной

концентрации (CR-3)

 

%

83,37

76,22

82,52

93,99

Индекс рыночной  концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI)

 

   3 157,31  

    2 213,63  

    3 480,78  

   6 376,95  

        Проведенный анализ  на розничном рынке автомобильных бензинов в городе Владимире выявил следующее. Наблюдаются признаки коллективного доминирования.

 

7.2. Уровень концентрации розничного  рынка реализации  автомобильных  бензинов на локальных рынках Владимирской области

 

Показатели уровня

концентрации

Ед.

изм

 

А-76

 

АИ-92

 

 

АИ-95

 

АИ-98

 

Ивановское направление

CR-3

%

91,06

52,30

61,38

 

HHI

 

   3 623,93  

    1 504,25  

    1 800,67  

            -    

Тип рынка

 

высоко-концентр.

умеренно-концентр.

умеренно-концентр.

 

 

Московское направление

CR-3

%

62,21

55,49

56,63

91,25

HHI

 

1 697,23

1 820,84

2 152,01

4 304,69

Тип рынка

 

умеренно-концентр.

умеренно-концентр.

высоко-концентр.

высоко-концентр.

 

Нижегородское направление

CR-3

%

61,34

66,18

82,33

 

HHI

 

1 887,77

2 387,75

3 801,34

-

Тип рынка

 

 

умеренно-концентр.

высоко-концентр.

высоко-концентр.

 

 

Рязанское направление

CR-3

%

64,52

64,69

74,94

94,39

HHI

 

1 798,00

2 015,24

3 336,16

5 546,31

Тип рынка

 

 

умеренно-концентр.

высоко-концентр.

высоко-концентр.

высоко-концентр.

 

  1. Определение барьеров входа

на розничный рынок бензина автомобильного

на территории  Владимирской области.

 

     Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. АЗС - это пожароопасный производственный объект, его строительство и эксплуатация требует согласования с ГОЧС России и Ростехнадзором. Для эксплуатации АЗС необходимо получить лицензию на строительство АЗС, застраховать АЗС, зарегистрировать в государственном реестре опасных производственных объектов, непрерывно соблюдать правила технической, промышленной, пожарной безопасности.

Вход на рынок розничной реализации бензина автомобильного требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

    В то же время, количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов, участвующих в данном рынке показывает, что уход с рынка некоторых хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС практически оставалось неизменным.  

 

  1. Оценка состояния конкуренции

 

Анализ конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов показал, что из-за отсутствия на территории Владимирской области нефтеперерабатывающих предприятий областной розничный рынок представлен ввозом нефтепродуктов из других регионов страны.

       Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов принадлежащие ВИНК:        ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волга-нефтепродукт», ООО «КСК-М» (ВИНК: ЛУКОЙЛ),       ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть), ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: Роснефть), остальные хозяйствующие субъекты являются независимыми.

Признаков раздела крупнейшими ВИНК регионального рынка по территориальному признаку, а так же наличие факторов, способствующих ограничению конкуренции на товарном рынке не выявлено.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Проведенный анализ состояния конкурентной среды в сфере региональной розничной реализации бензинов автомобильных во Владимирской области за период с 01.04.2013 по 01.04.2014 в пределах установленных продуктовых и географических границ характеризуется умеренным или высоким уровнем концентрации с недостаточно развитой конкуренцией, о чем свидетельствуют показатели концентрации.

Для развития конкуренции на исследуемом рынке нефтепродуктов необходимо появление большего количества конкурентоспособных независимых участников рынка.

Независимые участники рынка должны иметь возможность получать нефтепродукты, производимые ВИНК, по тем же ценам и на тех же условиях, что и предприятия входящие в группу лиц ВИНК.

Также для развития конкуренции на данном товарном рынке целесообразно принять меры для того, чтобы сбытовая политика ВИНК была «прозрачной» и не влияла на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, т.к. в это время независимые участники рынка испытывают острый дефицит продукта, а компании входящие в ВИНК его не ощущают, что также сказывается на развитии конкуренции.