Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления на территории Владимирской области

Сфера деятельности: ЖКХ

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления на территории Владимирской области

 

I. Общие положения

 

Изучение рынка услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления на территории Владимирской области проведено в связи с поступившим обращением ГБУ  «Управление административными зданиями администрации Владимирской области» на действия ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний во Владимирской области» (далее – ФБУ «Владимирский ЦСМ», Центр) по вопросу правомерности формирования стоимости услуг по поверке водосчетчиков.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на данном товарном рынке проведены на основании полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьей 23 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 .

Целью исследования является:

- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по проведению поверок приборов учета;

- определение доли ФБУ «Владимирский ЦСМ» на товарном рынке для установления доминирующего положения.

В качестве источников информации о рынке использовались сведения, представленные ФБУ «Владимирский ЦСМ» (ул. Ново-Ямская, д. 73, г. Владимир, 600022; ИНН 3327101059, ОГРН 1033301800212, и.о. директора – <…>).

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования рынка услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления на территории Владимирской области, за который анализируется информация, - 2012 год и I полугодие 2013 г.  

 

III. Продуктовые и географические границы товарного рынка

 

Продуктовые границы. Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон об обеспечении единства измерений) регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Согласно части 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

В соответствии со статьей 2 Закона об обеспечении единства измерений поверка средств измерений (далее также - поверка) подразумевает под собой совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Согласно пункту 3.1.1.1 Устава ФБУ «Владимирский ЦСМ» одним из основных видов деятельности Центра является проведение поверки средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации, в том числе включенных в перечень средств измерений, утвержденный постановлением Правительством Российской Федерации от 20.04.2010 № 250, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии и учитывается при формировании государственного задания в соответствии с Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2011 г. № 12.

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка – проведение поверки приборов учета водопотребления, код ОКВЭД 33.20.9 (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, «предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания, навигации, локации и прочих целей»). Письмо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области № 12-02-23/68773 от 14.02.2012 г. о присвоении ФБУ «Владимирский ЦСМ» кода ОКВЭД – 33.20.9; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц № 4127 от 28.12.2012 г.

Товары-заменители отсутствуют.

 

Географические границы. В соответствии с п. 1.1 Устава ФБУ «Владимирский ЦСМ» Центр является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сферах технического регулирования и обеспечения единства измерений во Владимирской области в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.09.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Федеральным законом от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27.05.2011 г. № 718 «Об изменении типа федеральных государственных учреждений – центров стандартизации, метрологии и сертификации, находящихся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» путем изменения типа ранее существовавшего Федерального государственного учреждения «Владимирский центр стандартизации, метрологии и сертификации» и находившегося в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 г. № 20-р.

Таким образом, географические границы исследуемого товарного рынка услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления совпадают с полномочиями действий Центра исходя из территориальной принадлежности и определены как административные границы Владимирской области.

 

 

 

IV. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Основными потребителями услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления являются собственники приборов. В состав потребителей входят физические лица и юридические лица (предприятия, организации,  учреждения любой формы собственности) расположенные на территории Владимирской области.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 25 Постановления Правительства от 20.04.2012 г. № 250 «О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии» в 2012 г. осуществление поверки средств измерений расхода горячей и холодной воды, применяемых при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами,  могли осуществлять только аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственные региональные центры метрологии. С 01.01.2013 г. средства измерений расхода горячей и холодной воды, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами, исключены из Перечня.

Во Владимирской области государственным региональным центром метрологии является ФБУ «Владимирский ЦСМ», имеющий аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерения серия АК № 000639 от 15.08.2011 г. со сроком действия до 31.12.2015 г. (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.08.2008 г. № 2539).

Таким образом, услуги по проведению поверок приборов учета водопотребления с 01.01.2013 г. потребителям (и физическим, и юридическим лицам) могут оказывать как ФБУ «Владимирский ЦСМ», так и иные организации.

Вместе с тем, в ходе изучения товарного рынка в рассматриваемый период иных организаций на территории Владимирской области, оказывающих услуги по проведению поверок приборов учета водопотребления,  кроме ФБУ «Владимирский ЦСМ», не установлено.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что ФБУ «Владимирский ЦСМ» в установленных географических и продуктовых границах товарного рынка в рассматриваемый период времени является единственным продавцом.

Согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, выданному Федеральной налоговой службой, серия 33 № 001756111, ФБУ «Владимирский ЦСМ», ОГРН 1033301800212, поставлена на учет в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации 26.12.1994 г. в налоговом органе по месту нахождения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира и ему присвоены ИНН 3327101059 и КПП 332701001.

 

 

V. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке

 

Объем товарного рынка услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления определяется общим количеством поверенных приборов учета водопотребления за 2012 г. и за I полугодие 2013 г.

Доля ФБУ «Владимирский ЦСМ» на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение количества поверенных приборов хозяйствующим субъектов к общему количеству поверенных приборов по формуле:

Di = Vi / V.

 

Общий объем рынка услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления за 2012 г. и I полугодие 2013 г.  равен  количеству поверенных ФБУ «Владимирский ЦСМ» приборов учета водопотребления в соответствующие периоды. Таким образом, доля рассматриваемого хозяйствующего субъекта в 2012 г. и I полугодии 2013 г. в обозначенных географических границах рынка составляет 100%.

Объем товарного рынка и доли Центра представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Объем товарного рынка и доля ФБУ «Владимирский ЦСМ»

Товарный

рынок

Период

Количество поверенных приборов учета водопотребления,

шт.

Доля

хозяйствующего

субъекта, %

Услуги по проведению поверок приборов учета водопотребления

2012 г.

<…>

100

I полугодие 2013 г.

<…>

100

 

Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.10.2011 г. № 5479 (далее – Приказ № 5479 от 19.10.2011 г.), Методики расчета стоимости работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам – Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.03.2010 г. № 196 (далее – Приказ № 196 от 16.03.2010 г.).

Согласно информации, предоставленной ФБУ «Владимирский ЦСМ», стоимость (цена) поверки прибора учета воды складывается из стоимости одного часа работы специалиста и трудоемкости выполнения работ.

В соответствии с Приказами № <…> от <…>.2011 г. и № <…> от <…>.2010 г. формируется стоимость (цена) одного часа работы специалиста государственного регионального центра метрологии.

Стоимость одного часа работы специалиста Центра в 2012 г. составила <…> руб. <…> коп. (без учета НДС).

Трудоемкость выполнения работ определяется путем использования метода хронометража. На основании расчетов выводится средняя продолжительность затрат рабочего времени на поверку одного средства измерения с учетом всех видов работ.

В расчетах применялись нормативы, утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.05.2012 г. № 331 «Об утверждении максимально допустимых нормативов трудоемкости поверки, уровня рентабельности, размера средней заработной платы специалистов и размер косвенных расходов в отношении федеральных бюджетных учреждений – государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний, находящихся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющих поверку средств измерений по регулируемым ценам».

В результате стоимость (цена) поверки одного прибора учета воды в 2012 г. составила 328,99 руб. (без учета НДС).

В 2013 г. при расчете стоимости (цены) поверки водосчетчиков применялась фактическая средняя заработная плата метрологов. Расчетная стоимость (цена) поверки одного прибора учета воды в 2013 г. составила 551 руб. 62 коп.

В связи с тем, что поверка водосчетчиков имеет большую социальную значимость, ФБУ «Владимирский ЦСМ» было принято решение повысить тариф только на 6% по сравнению с тарифом, действовавшим в 2012 г.

Таким образом, стоимость (цена) поверки счетчиков воды в 2013 г. составила 348 руб. 73 коп. (без учета НДС), что почти на 60% меньше расчетной стоимости.

 

Основные показатели хозяйственной деятельности Центра за услуги по проведению поверок приборов учета водопотребления в рассматриваемый период представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели хозяйственной деятельности ФБУ «Владимирский ЦСМ»

 

Выручка от реализации,

руб.

2012 г.

I квартал

2013 г.

Услуги по проведению поверок приборов учета водопотребления

<…>

<…>

 

 

 

VI. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации рынка услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления использовались следующие показатели:

1) коэффициент рыночной концентрации CR – сумма долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке (выраженная в процентах).

2) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана HHI – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

Показатели

2012 г.

I квартал

2013 г.

Коэффициент рыночной концентрации (CR)

100%

100%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI)

10000

10000

 

 

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

 

 

 

 

VII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Административным барьером входа на рынок услуг по проведению поверок приборов учета водопотребления является наличие аккредитации, предусмотренной частью 2 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений.

Согласно пункту 4.1 Правил проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 № 124, аккредитующим органом по аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений является Госстандарт России.

 

 

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что во Владимирской области рынок услуг по поверке приборов учета водопотребления характеризуется как высококонцентрированный, с неразвитой конкуренцией.

Административным барьером входа на исследуемый товарный рынок является наличие аккредитации.

Проведенный анализ товарного рынка показал, что доля ФБУ «Владимирский ЦСМ» на рынке услуг по поверке приборов учета водопотребления во Владимирской области в 2012 г. и I полугодии 2013 г. составляла 100%, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение Центра признается доминирующим.