Цена земли зависит от ее площади
6 декабря 2012 года Комиссия Владимирского Управления Федеральной антимонопольной службы России вынесла решение по делу в отношении Совета народных депутатов Петушинского района по нарушению части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».
Нарушения выразились в установлении различных ставок арендной платы на территории Петушинского района:
-в зависимости от вида торгового помещения, расположенного на земельном участке, предназначенном для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а для объектов мелкорозничной торговли и от площади данного земельного участка;
-в зависимости от площади земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Так, для арендованных земельных участков под магазины, универмаги, супермаркеты, гастрономы установлен коэффициент 3,08 а для объектов мелкорозничной торговли площадью до 30 кв.м установлен коэффициент 17,38, а площадью свыше 80 кв.м установлен меньший коэффициент 13,07.
Кроме этого, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок площадью до 0,5га установлен коэффициент 2,85, а для участка свыше 2,0га установлен меньший коэффициент 2,25.
Подобная дифференциация ставок арендной платы противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, так как ставки арендной платы могут быть дифференцированы по критериям, влияющим на доходность земельного участка.
Между тем, дифференциация ставок арендной платы в зависимости от площади земельного участка, а также от вида торгового помещения, находящегося на арендуемом земельном участке, какого-либо самостоятельного экономического содержания лишена, поскольку площадь земельного участка и вид торгового помещения сами по себе на доходность такого участка какого-либо влияния оказывать не могут.
На основании изложенного, установление дифференцированных ставок арендной платы по площади земельного участка, а также по виду торгового помещения противоречит установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 принципу экономической обоснованности и принципу запрета необоснованных предпочтений.
Данное обстоятельство ставит в неравное экономическое положение арендаторов таких участков при определении экономической нагрузки по арендным платежам на единицу арендуемых земель, при этом нагрузка существенно увеличивается при аренде земельных участков меньшей площади по сравнению с участками большей площади. В связи с этим возникают условия, способствующие постановке в неравные экономические условия различных субъектов одних и тех же видов экономической деятельности, что недопустимо с позиций Закона о защите конкуренции, устанавливающего запрет на создание дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
По результатам рассмотрения дела Совету народных депутатов Петушинского района выдано предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем внесения изменений в решение от 19.02.2009 №14/2 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Петушинский район».
Владимирское УФАС России