ВНИМАНИЮ ЗАКАЗЧИКОВ!!!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Исполняя функцию территориального управления органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за размещением заказов, Владимирское УФАС России в последнее время часто сталкивается  с ситуациями, когда не корректные требования заказчика, отраженные в аукционной документации, являются основанием для правомерного, с формальной точки зрения, отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах.

Пункт 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005                 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) гласит, что документация об открытом аукционе в электронной форме  должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов определено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг при выполнении, оказании которых используется товар, должна содержать:

- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак,

- согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Следовательно, буквальное толкование абзаца 2 указанного законоположения приводит к разумному мнению о том, что заявка участника размещения заказа при размещении такого заказа, помимо согласия на выполнение требуемых заказчику работ, услуг, должна содержать декларирование конкретных показателей товара, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в аукционной документации.

Что бы упростить понимание заинтересованных лиц, в том числе, участников размещения заказа, некоторые заказчики в рамках аукционной документации публикуют таблицу соответствия товаров, используемых для выполнения работ, которая  включает в себя наименования и показатели товара, необходимые заказчику при выполнении работ, оказании услуг (с указанием товарного знака в сопровождении словами «или эквивалент» либо без его указания).

Участник размещения заказа, составляя свою заявку, указывает конкретные характеристики предлагаемого товара, который намереваются использовать при выполнении работ, оказании услуг, а аукционная комиссия на стадии рассмотрения заявок устанавливает соответствие предложения участника размещения заказа требованиям заказчика, отраженным в аукционной документации.

Однако не редко бывает так, что те или иные характеристики товара не имеют конкретного значения и  в соответствии с государственными стандартами либо  технической документацией указанные значения указываются в виде диапазона минимальной и максимальной величины либо с использованием слов «не более», «не менее», «более», «менее».

Добросовестный участник размещения заказа, руководствуясь требованиями действующего законодательства и вышеуказанных государственных стандартов и технических условий, указывая в составе своей заявки наименования, количество и характеристики товаров, по позициям, не имеющим конкретных значений, отражают их в виде диапазона величин либо величины с указанием слов «не более», «не менее», «более», «менее».

Подобное указание участником размещения заказа отдельных характеристик товара (не имеющих конкретных значений) является допустимым. Вместе с тем, зачастую бывает так, что аукционная комиссия, имея перед собой аукционную документацию и формально  руководствуясь  требованиями законодательства о размещении заказов, отказывает в допуске к торгам заявке такого участника, мотивируя свое решение не указанием конкретных характеристик товара по отдельным (рассматриваемым выше) позициям.

Следствия подобной коллизии невозможно ставить в виду ни участнику размещения заказа, добросовестно указавшему достоверную информацию, ни аукционной комиссии, исходящей в данной ситуации из формального подхода к нормам Закона о размещении заказов и подчас не имеющей представления о существе характеристик требуемого и соответственно, предлагаемого товара в рамках выполнения работ, оказания услуг.

Такие недоразумения были бы исключены, если бы заказчик подошел к разработке аукционной документации более внимательно и ответственно,              отметив в соответствующем ее разделе те позиции, которые не имеют конкретных значений и указание их допустимо в виде диапазона значений, либо в сопровождении словами «не более», «не менее», «более», «менее».

Следует отметить, что некоторые заказчики достаточно успешно применяют упомянутую практику, исключая тем самым, фактически неправомерный отказ в допуске заявке участника размещения заказа и как следствие, обжалование участником размещения заказа таких действий аукционной комиссии в антимонопольном органе.

Уважаемые заказчики! Убедительно просим вас при формировании аукционной документации принять во внимание указанную позицию в целях оптимизации процесса размещения заказов и недопущения возникновения такого рода спорных ситуаций.

 

Владимирское УФАС России