Обзор состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива Владимирской области за 2010 год

Обзор

состояния  конкурентной  среды

на розничном рынке бензина  автомобильного 

и  дизельного топлива Владимирской области 

за 2010 год

 

  1. Общие положения

 

Исследование розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива во Владимирской области в 2010году проведено в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 (далее – Порядок). Основанием для проведения анализа является исполнение Письма  ФАС России по определению сопоставимости розничного рынка нефтепродуктов за 2009-2010 годы от 11.05.2011г. №АГ/18081.

 

Целями для  проведения обзоров состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива являются:

- оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Владимирской  области за 2010 год, а именно:

-  выявление локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующие положение;

- использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

 

Источники исходной информации:

-  сведения, представленные участниками рынка об объемах  розничной реализации нефтепродуктов за 2010 год;

-  сведения, предоставленные территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области;

- сведения, предоставленные Главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области;

-   сведения, предоставленные администрациями муниципальных образований  Владимирской области;

-   сведения, предоставленные УГИБДД УВД по Владимирской области.

 

  1. Временной интервал исследования товарного рынка.

 

Временной интервал исследования состояния конкурентной среды на  розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива – 2010 год.

 

 

3. Продуктовые границы рынка

 

Продуктовые границы исследуемого рынка определены в соответствии с разделом Ш Порядка. Продуктовые границы исследуемого товарного рынка – розничная реализация бензина автомобильного и дизельного топлива для транспортных средств.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному значению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные отличия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

Дизельное топливо в зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (t застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

       Автомобильные бензины в настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97), АИ-98 (ТУ 38.401-58-122-95, ТУ 38.401-58-127-95), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями. Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.
Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автобензины с точки зрения конечного потребителя, является октановое число топлива.

Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:
- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;
- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5 - 88 по ММ, 91 - 98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-95 (АИ-96), Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.
     Согласно приказу Ростехрегулирования от 15.12.2009г.  №784-ст «О принятии и введение в действие изменений Общероссийского классификатора продукции» в группу товара «бензины автомобильные» входят: автомобильные не включенные в другие группировки, автомобильные класса 2, 3, 4, 5; в группу товара «топливо дизельное» входят: топливо дизельное не включенное в другие группировки, топливо дизельное класса 2, 3, 4, 5.

      Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) розничная торговля автомобильными бензинами и дизельным топливом для автотранспортных средств. Осуществляемая стационарными и передвижными автозаправочными станциями, классифицирована в подгруппе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

 

      Таким образом, обзор розничного рынка проводится в разрезе следующих товарных групп:

- автомобильный бензин А-76, АИ-80 (и аналоги);

- автомобильный бензин АИ-91, АИ-92 (и их аналоги);

- автомобильный бензин АИ-95 (и его аналоги);

- автомобильный бензин АИ-98 (и его аналоги);

- дизельное топливо.

 

 

  1. Географические границы рынка

 

В соответствии с разделом IV Порядка географические границы рынка рассматриваются относительно спроса и предложения и сводятся к определению территории, на которой, с одной стороны, покупатели могут приобрести товар, не испытывая затруднений и не неся чрезмерных затрат, с другой стороны, функционируют поставщики, готовые конкурировать на данном товарном рынке.

Для розничной реализации бензина требуются автозаправочные станции, которые располагаются на той или иной  территории Владимирской области. Для розничного покупателя, живущего например в городе Владимире, нецелесообразно заправлять свой автомобиль за его пределами, так как эксплуатационные расходы (расход бензина до заправочной станции и обратно, износ автомобиля и расходы на его техническое обслуживание), временные затраты - поездка потребителя за пределы города для заправки бензином, являются экономически невыгодными.

     Таким образом,  географические границы рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива совпадают с административными границами города Владимира и районов: Петушинского, Вязниковского, Собинского.

 

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов,

действующих на оптовом и розничном рынке

реализации нефтепродуктов.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке  розничной реализации нефтепродуктов определялся в соответствии с разделом V Порядка.

 

  1. Потребители.

Потребителями на розничном рынке нефтепродуктов Владимирской области, выступают, в первую очередь, владельцы транспортных средств – как частные, так и корпоративные.

 

Согласно данным Управления ГИБДД УВД по Владимирской  области по состоянию на 01.01.2011 года в области было зарегистрировано 420222 единиц ТС, из них легковых –309470 ед., грузовых - 50825 ед., автобусов – 5417 ед., прицепов и полуприцепов – 21238 ед., мототранспорта -33272 ед.

Таким образом, количество зарегистрированных автотранспортных средств во Владимирской области в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 21772 единицы.

Количественный состав автопарка Владимирской области  с разбивкой по районам без учета транзитного транспорта составил:

 

Географические границы рынка

Количество  автотранспортных средств, всего 2010

Количество  автотранспортных средств, всего 2009

г. Владимир

109977

105943

Вязниковский

20118

20272

Петушинский

17897

16812

Собинский

15550

15078

 

Таким образом, количественный состав автопарка в 2010 году по сравнению с 2009 годом по г. Владимиру увеличился на 4034единиц, по Вязниковскому району уменьшился на 154единицы, по Петушинскому району увеличился на 1085единицы, по Собинскому району увеличился 472 единиц.   

Следует отметить, что по территории Владимирской области проходит федеральная трасса   Москва – Уфа (Волга-1), протяженностью 245 км.

 

Следовательно, помимо владельцев ТС, зарегистрированных на территории области, к потребителям нефтепродуктов на розничном рынке следует относить транзитные ТС,      проходящие через территорию области и заправляющиеся на её автозаправочных станциях.

 

 

5.2. Продавцы нефтепродуктов.

 

По информации, полученной от муниципалитетов, в 2010 году на розничном рынке нефтепродуктов Владимирской области осуществляли хозяйственную деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в таблице 1.

 

При изучении розничного рынка нефтепродуктов Владимирской области было выявлено 69 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива в том числе: на правах собственности 110АЗС, на правах аренды или иных правах 182АЗС. При этом следует отметить, что состав участников рынка розничной реализации нефтепродуктов в регионе находится в процессе непрерывных быстропротекающих изменений, связанных с уходом с рынка одних и приходом других хозяйствующих субъектов, а также частой сменой прав собственности или аренды на АЗС. Одновременно с этим общее число функционирующих АЗС в регионе остается в определенных рамках стабильным.

На территории Владимирской  области присутствуют хозяйствующие субъекты, принадлежащие ВИНК: ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», (ВИНК: ЛУКОЙЛ),  ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть) ООО «Техно-ойл», ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: ТНК-ВР).

 

 

 

  1. Объем товарного рынка

розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива

и доли хозяйствующих субъектов на рынке.

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации бензина автомобильного и дизельного топлива и доли хозяйствующих субъектов на территории локального розничного рынка «Муниципальное образование «город Владимир»

     Товарный ресурс розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива определяется как сумма объёмов реализации АЗС всеми операторами данного локального розничного рынка, который в период  2010 года составил:

 

Объем реализации моторного топлива,

 (тыс. литров)

 

 

Марка топлива

 

А-76

 

АИ-92

 

АИ-95

 

АИ-98

 

ДТ

3 182,58

44 449,28

19 105,86

608,99

31 085,61

(Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка моторного топлива).

        

 

  1. Объем товарного рынка розничной  реализации нефтепродуктов  и доли хозяйствующих субъектов на территории локальных  розничных рынков Владимирской области:

 

    Товарный ресурс локальных розничных рынков нефтепродуктов определяется как сумма объемов реализации нефтепродуктов АЗС всеми операторами на конкретном товарном рынке реализации бензина автомобильного и дизельного топлива, который в 2010 году  составил:

 

Локальные розничные рынки

Объем реализации нефтепродуктов, (тыс. литров)

А-76

(80)

АИ-92

(93)

АИ-95 (96)

АИ-98

ДТ

Петушинский район

3 400,16

24 971,02

10 033,75

203,37

62 740,70

Вязниковский район

1 251,66

8 968,72

3 436,22

40,32

20 860,88

Собинский район

1 542,05

12 737,64

4 545,06

0,00

19 218,67

(Сведения получены от хозяйствующих субъектов-операторов розничного рынка)

По всем районам наблюдается коллективное доминирование.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка.

 

Для определения уровня концентрации рынка  розничной реализации  автомобильных  бензинов  и дизельного топлива используются  следующие показатели:

1)  коэффициент  рыночной концентрации СR3 -  сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах)  для трех крупнейших  хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

2)  индекс рыночной  концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

7.1. Уровень концентрации розничного  рынка реализации  автомобильных  бензинов  и дизельного топлива на территории города Владимир.

  Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что в городе Владимире:

- розничный рынок низкооктанового бензина автомобильного марки А-76 характеризуется как низко-концентрированный с недостаточно развитой конкуренцией;

- розничный рынок высокооктановых автомобильных бензинов марки АИ-92, АИ-95, АИ-98 характеризуется как высококонцентрированный с недостаточно развитой конкуренцией.

- розничный рынок дизельного топлива характеризуется как умеренно-концентрированный с недостаточно развитой конкуренцией;

При условии отнесения независимых хозяйствующих субъектов, работающих на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов по договорам коммерческой субконцессии с ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», к одной группе лиц, то  исследуемый рынок характеризовался бы количественными показателями, приведенными в следующей таблице:

 

Показатели

 

Ед.

изм.

Марка топлива

 

А-76

 

АИ-92

 

АИ-95

 

АИ-98

 

ДТ

Коэффициент рыночной

концентрации (CR-3)

 

%

59,39

79,73

86,19

100,00

66,02

Индекс рыночной  концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI)

 

1 585,82

2 531,43

3 238,29

5 005,00

1 803,02

 

То есть, наблюдался бы рост показателей рыночной концентрации, что свидетельствует об ограничении конкуренции, хотя в конечном итоге не повлияло бы на  уровни концентрации данных рынков.

Если же договоры коммерческой субконцессии будут расторгнуты, то можно предположить увеличение доли ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» на розничном рынке за счет притока покупателей с сформировавшимися предпочтениями к маркам топлива под брендом «ЛУКОЙЛ», что так же приведет к росту показателей рыночной концентрации, то есть к ограничению конкуренции.

   

        Проведенный анализ  на розничном рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива в городе Владимире выявил следующее. Наблюдается коллективное доминирование.

 

 

 

 

7.2. Уровень концентрации розничного  рынка реализации  автомобильных  бензинов  и дизельного топлива на локальных рынках Владимирской области

 

Показатели уровня

концентрации

Ед.

изм

 

А-76

 

АИ-92

 

 

АИ-95

 

АИ-98

 

ДТ

 

Петушинский район

CR-3

%

44,94

45,29

55,03

100,00

52,31

HHI

 

1 069,82

1 197,11

1 898,40

4 068,75

1 258,49

Тип рынка

 

умеренно-

концентр.

умеренно-

концентр.

умеренно-

концентр.

высоко-

концентр.

умеренно-

концентр.

 

Собинский район

CR-3

%

50,69

66,74

78,00

0,00

67,73

HHI

 

1 426,07

1 763,10

2 386,37

0,00

2 313,85

Тип рынка

 

умеренно-

концентр.

умеренно-

концентр.

высоко-

концентр.

 

высоко-

концентр.

 

Вязниковский район

CR-3

%

72,88

90,82

97,92

100,00

91,38

HHI

 

2 324,83

3 962,14

4 905,50

10 000,00

3 340,73

Тип рынка

 

 

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

высоко-

концентр.

 

 

  1. Определение барьеров входа

на розничный рынок бензина автомобильного

и дизельного топлива  Владимирской области.

 

     Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации. Вход на рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.

    В то же время, количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов, участвующих в данном рынке показывает. Что уход с рынка некоторых хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС практически оставалось неизменным.  

 

  1. Оценка состояния конкуренции

 

При оценке состояния конкуренции на локальных розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива в обзоре состояния конкуренции в сфере региональной розничной реализации нефтепродуктов выявлено следующее.

       Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов принадлежащие ВИНК: ВФ ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», (ВИНК: ЛУКОЙЛ),  ВФ ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК: Татнефть), ООО «Техно-ойл», ОАО «Рязаньнефтепродукт» (ВИНК: ТНК-ВР), остальные хозяйствующие субъекты являются независимыми.

        По территории Владимирской области проходит автомобильная дорога федерального значения М-7, поэтому наибольшее число АЗС, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, размещено вдоль этой трассы. Кроме того, следует отметить концентрацию АЗС: в областном центре городе Владимире, Петушинском районе, Собинском районе. Это приводит к существенно неравномерному распределению дислокации АЗС по территории области.   

 

Признаков раздела крупнейшими ВИНК регионального рынка по территориальному признаку не выявлено.

 

По сравнению с обзором состояния конкуренции, проведенным Владимирским УФАС России за 2009 год, на исследуемых локальных рынках розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива выявлено следующее.

Локальный розничный рынок «город Владимир»:

  1. Группа компаний ООО «ВТК» на локальном рынке города Владимира в 2010году занимает следующие доли: АИ-92 - ххх%, АИ-95 – ххх%, АИ-98 – ххх%. Данные доли не на много превышают барьер 35%. Кроме того, по результатам анализа розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на локальном рынке «город Владимир» за 2009год доли группы компаний ООО «ВТК», которая работала под брендом ЛУКОЙЛ, по договору коммерческой субконцессии составляли менее 35%, также количество АЗС, находящихся на территории города Владимира за 2009-2010г.г. осталось неизменным. Поэтому считаем необходимым анализировать тенденцию увеличения или уменьшения этих долей для дальнейшего включения в региональный Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарной позиции «розничная реализация бензина автомобильного марки АИ-92(93), марки АИ-95(96), АИ-98» в географических границах локального розничного рынка «город Владимир».
  2. ООО «Техно-Ойл» согласно приказу №100 от 05.05.2010г. было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарной позиции «розничная торговля моторным топливом» - розничная торговля моторным топливом для транспортных средств – автомобильным бензином АИ-92» в географических границах локального розничного рынка «город Владимир». Исходя, из анализа рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива за 2010год доля ООО «Техно-Ойл» составляет по А-76 – ххх%, АИ-92 – ххх%, АИ-95 – ххх%. На основании проведенного анализа ООО «Техно-Ойл» необходимо исключить из регионального Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарным позициям «розничная торговля моторным топливом» - розничная торговля моторным топливом для транспортных средств – автомобильным бензином АИ-92» в географических границах локального розничного рынка «город Владимир».

Локальный розничный рынок «Петушинский район»:

ООО «МегаОйл» согласно приказу №98 от 26.10.2007г. было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарным позициям «розничная реализация бензина автомобильного марки А-76(80), АИ-92(93), марки АИ-95(96)» и «розничная реализация дизельного топлива» в географических границах локального розничного рынка «Петушинский район». Исходя, из анализа рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива за 2010год доли ООО «МегаОйл» составляют: А-76(80) – ххх%, АИ-92 – ххх%, АИ-95 – ххх%, дизельное топливо – ххх%. На основании проведенного анализа ООО «МегаОйл» необходимо исключить из регионального Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарным позициям «розничная реализация бензина автомобильного марки А-76(80), АИ-92(93), марки АИ-95(96)» и «розничная реализация дизельного топлива» в географических границах локального розничного рынка «Петушинский район».        

        Локальный розничный рынок «Вязниковский район»:

         ООО «Татнефть-АЗС-Запад» согласно приказу №98 от 26.10.2007г. было включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарной позиции «розничная  реализация  дизельного топлива» в географических границах локального розничного рынка «Вязниковский район». Исходя, из анализа рынка розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива за 2010год доля ООО «Татнефть-АЗС-Запад» на дизельное топливо составляет ххх%. Данная доля максимально приближена к 35%, поэтому необходимо анализировать тенденцию увеличения или уменьшения доли далее. В настоящее время считаем целесообразным оставить ООО «Татнефть-АЗС-Запад» в региональном Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов по товарной позиции «розничная  реализация  дизельного топлива».

      При анализе локального розничного рынка «Собинский район» установлено, что на данном товарном рынке увеличилось число хозяйствующих субъектов и АЗС. Это позволило снизить уровень концентрации на данном локальном рынке.

       Проведенный анализ состояния конкурентной среды в сфере региональной розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива во Владимирской области в 2010году в пределах установленных продуктовых и географических границ характеризуется умеренным или высоким уровнем концентрации с недостаточно развитой конкуренцией.

    Усматриваются признаки коллективного доминирования на исследованных локальных рынках.

    Сопоставление данных о состоянии исследованных рынков в 2010г. и в 2009г. показывает незначительное повышение уровня концентрации на локальном рынке города Владимира, а также незначительное снижение уровня концентрации на локальном рынке Собинский район.