Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынках по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов ( в разрезе муниципальных районов и городских округов)

Аналитический отчет

о состоянии конкурентной среды на рынках

по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог,

тоннелей, мостов и путепроводов

( в разрезе муниципальных районов и городских округов)

  1. Общие положения.

 

Изучение состояния конкуренции  на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов проведено в соответствии  с Приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Анализ проводится в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010  № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции  на товарном рынке» (далее – Порядок).

Цели исследования:

- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  автомобильных дорог;

- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  тоннелей, мостов и путепроводов;

- формирование Реестра хозяйствующих субъектов,  имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр). Ведение данного Реестра предусмотрено пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

На территории Российской Федерации отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации  независимо от их форм собственности и значения.

 В рамках настоящего исследования на товарном рынке используются следующие основные понятия:

1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

2) защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;

3) искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

4) производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог;

5) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

7) владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения;

9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

13) объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);

14) платная автомобильная дорога - автомобильная дорога, использование которой осуществляется на платной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом;

15) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;

16) придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

 

II. Определение временного интервала исследования.

Временным интервалом исследования товарных рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов является отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2010 г.г. 

   

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В целях проведения данного анализа продуктовыми границами рассматриваемых рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе, мосты, путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее РК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет доли субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонт автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов), а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство».

Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

IV. Определение географических границ товарных рынков.

Определение географических границ рассматриваемых товарных рынков осуществляется методом установления фактических районов продаж, при этом для целей настоящего исследования районами продаж являются районы фактически выполненных работ. Географическими границами товарных рынков являются Владимирская область, а именно районы фактически выполненных работ: Суздальский, Ковровский, Александровский, Вязниковский, Собинский, Судогодский, Муромский, ЗАТО г.Радужный, Юрьев-Польский, Меленковский, Камешковский.  

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные автомобильные дороги.

Сеть автомобильных дорог Владимирской области (по данным Департамента транспорта и дорожного хозяйства Администрации Владимирской области) по состоянию на 01.01.2011 года по Владимирской области составляет:

- федерального значения – 429,2 км;

- регионального или межмуниципального значения – 2379,173 км;

- местного значения – 3337,1 км;

- ведомственные и частные – 1530,5 км.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также субподрядчики 1 уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Перечень генеральных подрядчиков, осуществляющих оказание услуг по выполнению услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и исскуственных сооружений на них: ООО «ДСУ им.Доброхотова В.И.» г.Владимир, ООО «Объединенная Дорожно-строительная Компания» г.Владимир, Общество с ограниченной ответственностью «Трасса» г.Владимир, ООО «Дорстрой» г.Владимир, Государственное унитарное предприятие «Дорожно-строительное управление №3» г.Владимир, ООО «Эфа» д.Бараки Судогодский район, ООО «Мехколонна» г.Владимир, Общество с ограниченной ответственностью СА «Стройтехцентр» г.Иваново, Индивидуальный предприниматель Кузнецов Иван Викторович  г.Суздаль, Общество с ограниченной ответственностью «Воймига» г.Гаврилов-Посад, ОАО «Центр ЖКХ» г.Ковров, ОАО «Спецстрой» г.Александров, ООО «Амиго ХХI» г.Москва, «ОлимпСтройБизнес» г.Москва, ООО «Мастер» г.Кольчугино, ООО «ТехСпецСтрой3» г.Ногинск, ООО «Дорожник-1» г.Муром, ООО «Дорожник-2» г.Муром, ООО «Муромдорстрой» г.Муром, ООО «Аэратор» г.Муром, ООО «Стройавтодор» г.Муром, Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство ЗАТО г.Радужный», Общество с ограниченной ответственностью «Владимирское инвестиционная компания», ООО «Арсенал Строй» г.Владимир, ООО «Пелискер» г.Владимир, ООО «Каллисто» г.Ковров.

            Перечень субподрядчиков, привлеченных генеральными подрядчиками к исполнению договора подряда на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов: Государственное унитарное предприятие «Дорожно-строительное управление №3» г.Владимир, ООО «ЛидерСтрой» г.Владимир, ООО «Мехколонна» г.Владимир, ООО «Объединенная Дорожно-строительная Компания» г.Владимир, ООО «Эфа» д.Бараки Судогодский район, ООО «РосМагистраль» г.Владимир, ООО «Промтехнологии» г.Владимир.

 

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

Расчет общего объема, произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов за период с 01.01.2008-31.12.2010г.г. в продуктовых и географических границах рассматриваемых рынков и долей хозяйствующих субъектов на данных рынках был сделан на основании следующих показателей объема продаж в стоимостном и натуральном выражении, а именно: суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам.

Доля хозяйствующего субъекта на данных рынках (2008,2009,2010г.г.)  рассчитывалась как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке к общему объему продаж рассматриваемых рынков отдельно в стоимостном и натуральном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рассматриваемых рынках определяется по итогам каждого года (2008, 2009 и 2010).

Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно (в отношении работ, выполненных своими силами).

На основании данного анализа, установлено, что Государственное унитарное предприятие «Дорожно-строительное управление № 3» (г.Владимир) занимает доминирующее положение на рынке услуг по капитальному ремонту автомобильных дорог по Владимирской области, а именно ххх%. В связи с этим в целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства целесообразно включить в Реестр  хозяйственных субъектов в географических границах Владимирской области, в продуктовых границах «услуги по капитальному ремонту автомобильных дорог»,   с долей менее 50%,   Государственное унитарное предприятие Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3».

На основании данного анализа установлено, что ООО «Пелискер» (г.Москва) занимает на рынке услуг по капитальному ремонту искусственных сооружений – ххх%.

В результате изученного рынка услуг по капитальному ремонту автомобильных дорог (по субподрядчикам) установлено,  что ООО «Объединенная Дорожно-строительная Компания» (г.Владимир) занимает долю ххх%. Данный рынок не относится к рынку с малоизменными факторами и нет стабильности в хозяйствующих субъектах – участниках рынка, поэтому включать данный хозяйствующий субъект  в Региональный реестр  нецелесообразно.

В результате изученного рынка услуг по капитальному ремонту искусственных сооружений (по субподрядчикам) установлено, что ООО «Рос Магистраль» (г.Москва) занимает на рынке – ххх%.  

В связи с тем, что ООО «Пелискер» (г.Москва), ООО «Рос Магистраль» (г.Москва)  на рынке Владимирской области больше не присутствовали, а также не являются постоянными участниками рынка на территории области,  можно сделать вывод о том, что включать данные хозяйствующие субъекты  в Региональный реестр  нецелесообразно.

 

VII. Определение барьеров входа на товарные рынки .

Пункт 1 .Опрос хозяйствующих субъектов о существующих барьерах в сфере дорожного строительства.

В ходе проведенного данного анализа за отчетный период с 01.01.2008-31.12.2010 г.г. организации, которые осуществляют деятельность на рынке строительно-ремонтных услуг обозначили следующее:

I.Факторы, ограничивающие возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтов дорог и мостов, тоннелей и путепроводов (в порядке значимости):

1. Отсутствие аванса;

2. Размер лота свыше 100 млн. рублей;

3. Крупная сумма требуемого задатка;

4. Требования, предъявляемые заказчиком к объекту при приемке работ;

5. Наличие требований об исполнении определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ;

6. Мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов раболт в установленный заказчиком срок;

7. Требования к качеству материалов, которые необъодимо использовать при строительстве и ремонте дорог и мостов.

II. Проблемы, с которыми сталкиваются строительные организации при осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов (в порядке значимости):

1. На этапе сдачи объекта;

2. При прохождении государственной экспертизы;

3. При получении разрешения на ввод оъекта в эксплуатацию;

4. При получении разрешения на строительство;

5. При осуществлении государственного строительног надзора.

III. Затруднения при получении разрешительных документов:

  1. Получение разрешения на разработку и использование карьеров песчаного грунта при содержании и строительстве автомобильных дорог.

IV. Иные барьеры:

  1. Отсутствие предквалификационного отбора участников размещения заказа на строительство, ремонт автомобильных дорог (не учитывается опыт работы, наличие специальной техники).
  2. Рост цен на материальные ресурсы: нефтебитум, гранитный щебень, известняковый щебень, ГСМ, ж/б изделия.
  3. Несовершенство нормативно-сметной документации, отсутствие объездных дорог.

Пункт 2. Консолидированная информация о рассмотренных заявлениях о выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в период с 01.01.2008 по 31.12.2010г.г.

Данные предоставлены Департаментом строительства и архитектуры Администрации Владимирской области.

За данный период поступивших заявлений о выдаче разрешений на строительство – 4, из них выданных разрешений – 2, отказов о выдаче разрешений – 2. Средний срок рассмотрения заявлений в случае выдачи разрешения на строительство – 7 дней.

Количество поступивших заявлений о выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – 4, из них выдано разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – 4, отказов нет. Средний срок рассмотрения заявлений в случае выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – 5 дней.

Данные предоставлены Департаметом архитектуры и строительства города Владимира.

За данный период поступивших заявлений о выдаче разрешений на строительство – 9, из них выданных разрешений – 4, отказов о выдаче разрешений – 5. Средний срок рассмотрения заявлений в случае выдачи разрешения на строительство – 8 дней.

Количество поступивших заявлений о выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – 1, из них разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – 0, отказ - 1. Средний срок рассмотрения заявлений в случае отказа в выдаче разрешения – 8 дней.

По данным органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: поступивших заявлений о выдаче разрешений на строительство – 9, из них выданных разрешений – 9, отказов о выдаче разрешений – нет. Средний срок рассмотрения заявлений в случае выдачи разрешения на строительство – от 5 до 10 дней.

Количество поступивших заявлений о выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – 8, из них выдано разрешений на ввод объекта в эксплуатацию – 8, отказов нет. Средний срок рассмотрения заявлений в случае выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – от 1 до 14 дней.

Пункт 3. Консолидированная информация о выданных заключениях государственной экспертизы в период с 01.01.2008 по 31.12.2010 г.г.

Данные предоставлены Департаментом строительства и архитектуры Администрации Владимирской области:

- поступивших заявлений о проведении государственной экспертизы инженерных изысканий, выполненных для строительства объектов капитального строительства, которое осуществлялось с использованием типовой проектной документации или модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства не было;

- поступивших заявлений о проведении государственной экспертизы проектной документации – 27, из них: выданных положительных заключений – 27, средний срок рассмотрения заявлений,  в случае выдачи положительных заключений – 27 дней, выданных отрицательных заключений – нет.

Пункт 4. Информация об осуществлении государственного строительного надзора по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тннелей, мостов и путепроводов в период с 01.01.2008 по 31.12.2010г.г.

По данным Инспекции государственного строительного надзора администрации Владимирской области за данный период времени было проведено 59 проверок, их них:

- 9 составленных актов, являющихся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство предписния об устранении выявленных нарушений;

- 11 выданных предписаний с указанием вида нарушения, ссылки НПА, регламент, проектную документацию, требования которых нарушены;

- приостановлений строительства, реконструкции, капитального ремонта  с указанием сроков приостановлений не было.

Пункт 5. При проведенном анализе, жалоб хозяйственных субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений при проведении государственной экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора не поступало.

Пункт 6. Исходя из проведенного анализа соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ, органов местного самоуправления, регламентирующих порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных взысканий, выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию не соответствий не выявлено.

Пункт 7. Анализ перехода от лицензирования к институту саморегулирования.

Лицензирование деятельности организаций началось с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства» от 21 марта 2002 г. № 174. На основании данного постановления лицензионными требованиями и условиями являлись:

а) наличие у юридического лица не менее 50 процентов штатной численности руководителей и специалистов в области проектирования, имеющих высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет;

наличие у индивидуального предпринимателя соответствующего высшего профессионального образования и стажа работы по проектированию зданий и сооружений не менее 5 лет;

б) наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

в) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих проектирование зданий и сооружений;

г) выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве;

д) наличие системы контроля за качеством разрабатываемой проектной документации.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения – для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность – для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности, ее состава и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; (в ред.Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731)

копии свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;

д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;

е) информация о наличии у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых соискатель лицензии их использует.

Саморегулируемая организация в строительстве (СРО в строительстве) - это организация созданная в форме некоммерческого партнерства и получившая статус саморегулируемой организации в Ростехнадзоре, созданная с целью защиты прав и законных интересов ее членов. В соответствии с ФЗ №315 – «О саморегулируемых организациях» в Российской Федерации с 1 января 2009 года вместо лицензирования в строительной сфере вводится Саморегулирование строительной деятельности. Отмена лицензирования в строительной деятельности осуществляется поэтапно, с 1 января 2009 года прекращается выдача строительных лицензий для новых фирм и индивидуальных предпринимателей (ранее не имевших лицензии), однако продление раннее выданных лицензий (без изменения видов деятельности) как и смена бланка лицензии осуществляется Минрегионразвитием в прежнем порядке.

С 1 января 2010 года полностью прекращено лицензирование, в том числе продление, смена бланков лицензий, а так же прекращают действовать ранее выданные строительные лицензии. Лицензирование в строительстве полностью заменяется институтом саморегулирования. Таким образом, чтобы заниматься строительной деятельностью, необходимо в обязательном порядке вступить в СРО (саморегулируемую организацию) в строительстве и получить свидетельство о допуске к работам.

Членство в СРО в строительстве - необходимое и выполнимое условие для успешного продолжения работы любой строительной организации.

Образование саморегулируемых организаций в проектной деятельности (СРО) началось с момента вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части ведения института саморегулируемых организаций в области строительной деятельности), который принят Государственной Думой РФ 2 июля 2008 года и одобрен в Совете Федерации РФ 11 июля 2008 года. Данный закон дает определение саморегулируемым организациям в области строительной деятельности: «Саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные взыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства». Также в ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены виды саморегулируемых организаций и требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации.

В строительной деятельности был неизбежен переход от лицензирования к саморегулированию, так как это вызвано необходимостью решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.

Наличие свидетельства о допуске у юридического лица или индивидуального предпринимателя при осуществлении им строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (предусмотрено ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Для приема в члены СРО индивидуальный предприниматель или юридическое лицо предоставляет в СРО документы в соответствии с ч.2 ст.55.6 Градостроительного кодекса, а именно:

1) заявление о приеме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определенный вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельство о допуске, к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;

2) копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);

3) документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

4) копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.

Минимально необходимые требования для получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства предусмотрены ч.8 и 8.2 ст.55.5 Градостроительного кодекса, а именно:

1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

2) требование о наличии у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации.

Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства (ч.8.2) являются:

1) требование о наличии по месту основной работы работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ по организации строительства. При этом индивидуальный предприниматель и руководитель юридического лица или его заместитель должны иметь высшее образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем семь лет, не менее чем пять работников должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации указанными в пункте 1 настоящей части лицами с проведением их аттестации.

Необходимость формирования компенсационного фонда и размер взноса в компенсационный фонд предусмотрено ч.2 ст.55.4; п.5 ст.55.10; ч.2 и 7 ст.55.16 Градостроительного кодекса.

Членство в строительной саморегулируемой организации (СРО), является обязательным требованием для строительных организаций и индивидуальных предпринимателей занимающихся строительной деятельностью позволяющем осуществлять строительную деятельность.

Исходя из проведенного анализа перехода от лицензирования к институту саморегулирования можно выделить преимущества СРО:

  • СРО осуществляет защиту прав и законных интересов членов СРО;
  • Членство в СРО ведет к повышению качества осуществляемых строительных работ;
  • Членство в СРО ведет к взаимной поддержке членов СРО;
  • СРО оказывает помощь в повышении квалификации сотрудников членов СРО;
  • СРО осуществляет информационную поддержку членов, путем предоставления изменений в нормативно-правовые акты затрагивающие профессиональных участников - членов СРО, проведению общих собраний членов СРО, организации круглых столов, симпозиумов и конференций посвященных актуальным темам саморегулирования, функционирования СРО, а так же проблемам в сфере регулирования и функционирования строительной деятельности.

Каждая саморегулируемая организация разрабатывает свои внутренние документы (Требования к выдаче свидетельства о допуске, Правила контроля в области саморегулирования, положение о компенсационном фонде, Требования к страхованию членами СРО гражданской ответственности и т.д.), отражая в них требования не ниже, чем предусмотрено в законодательстве.

 

VIII. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке  (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке:

(CR)=SUM D где:

D — выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта , действующего на товарном рынке,

 n- число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов , действующих на данном рынке:

            HHI-SUM D, где:

D- выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта ,

Действующего на товарном рынке,

N- общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке

            В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

  - высокий - при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

                                                 3

   - умеренный - при 45% <= CR  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

                                                        3

   - низкий - при CR  < 45% или HHI < 1000.

                                   3

Коэффициент рыночной концентрации СR-3  по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за 2008 год рассчитывался по трем хозяйствующим субъектам:

- ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

- ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

- Группа лиц: ООО «Дорожник-1», ООО «Дорожник-2», ООО «Муромдорстрой», ООО «Стройавтодор», ООО «Аэратор» (г.Муром)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

ххх

2.

ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

ххх

3.

ООО «Дорожник-1», ООО «Дорожник-2», ООО «Муромдорстрой», ООО «Стройавтодор», ООО «Аэратор» (г.Муром)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 76,2

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 2765,83

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-30 по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за 2009 год рассчитывался по трем хозяйствующим субъектам:

- ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

- ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

- ООО «Мастер» (г.Кольчугино)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

ххх

2.

ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

ххх

3.

ООО «Мастер» (г.Кольчугино)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 90,22

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 4181,33

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за 2010 год рассчитывался по трем хозяйствующим субъектам:

- ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

- ООО «ДСУ им.Доброхотова В.И.» (г.Владимир)

- ООО «Дорожник-1» (г.Муром)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

ххх

2.

ООО «ДСУ им.Доброхотова В.И.» (г.Владимир)

ххх

3.

ООО «Дорожник-1» (г.Муром)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 72,93

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 2576,27

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за 2008-2010 год рассчитывался по трем хозяйствующим субъектам:

- ООО «ДСУ им.Доброхотова В.И.» (г.Владимир)

- ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

- ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ООО "ДСУ им.Доброхотова В.И." (г.Владимир)

ххх

2.

ООО «Объединенная Дорожно-строительная Компания» (г.Владимир)

ххх

3.

ГУП «Дорожно-строительное управления № 3» (г.Владимир)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 70,15

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 1883,42

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 по субподрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за 2010 год рассчитывался по трем хозяйствующим субъектам:

- ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

- ООО «Мехколонна» (г.Владимир)

- ООО "Объединенная Дорожно-строительная Компания" (г.Владимир)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

ххх

2.

ООО «Мехколонна» (г.Владимир)

ххх

3.

ООО «Объединенная Дорожно-строительная Компания» (г.Владимир)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 97,49

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 3460

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-30 по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту исскуственных сооружений за 2008 год рассчитывался по двум хозяйствующим субъектам:

- ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

- ООО «Промтехнологии» (г.Владимир)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

ххх

2.

ООО «Промтехнологии» (г.Владимир)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 100,00

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 6801

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту исскуственных сооружений за 2009 год рассчитывался по двум хозяйствующим субъектам:

- ООО «Арсенал-Строй» (г.Владимир)

- ООО «Каллисто» (г.Ковров)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ООО «Арсенал-Строй» (г.Владимир)

ххх

2.

ООО «Каллисто» (г.Ковров)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 100,00

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 8710

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-3  по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту исскуственных сооружений за 2010 год рассчитывался по одному хозяйствующему субъекту:

- ООО «Пелискер» (г.Москва)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ООО «Пелискер» (г.Москва)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 100,00

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-3  по генеральным подрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту исскуственных сооружений за 2008-2010 г. рассчитывался по трем хозяйствующим субъектам:

- ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

- ООО «Арсенал-Строй» (г.Владимир)

- ООО «Пелискер» (г.Москва)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ГУП «Дорожно-строительное управление №3» (г.Владимир)

ххх

2.

ООО «Арсенал-Строй» (г.Владимир)

ххх

3.

ООО «Пелискер» (г.Москва)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 92,68

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 3222

Тип рынка - высокий

Коэффициент рыночной концентрации СR-30 по субподрядчикам на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту исскуственных сооружений за 2008 год рассчитывался по одному хозяйствующему субъекту:

- ООО «Рос Магистраль» (г.Владимир)

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектов, % (руб)

1.

ООО «Рос Магистраль» (г.Владимир)

ххх

 

Другие хозяйственные субъекты

ххх

Коэффициент рыночной концентрации СR-3 = 100,00

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI = 10000

Тип рынка – высокий

В соответствии с проведенным анализом установлено, что рынки услуг по строительству, реконструции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них за 2008, 2009 и 2010 года являются высококонцентрированными.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства  (для предупреждения злоупотреблений хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке услуг)  в  соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», предлагаю:

- Включить в Реестр  с долей менее 50%,   Государственное унитарное предприятие Владимирской области «Дорожно-строительное управление № 3) (ИНН 3329000602, ОГРН  1033303405850,  600023, г. Владимир, ул. Судогодское шоссе, д. 5),    в географических границах Владимирской области, в продуктовых границах «услуги по капитальному ремонту автомобильных дорог».