Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира Владимирской области в 2013 году

Сфера деятельности: ЖКХ

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира Владимирской области в 2013 году

 

I. Общие положения

 

Изучение рынка услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира проведено в связи с поступившим обращением жителей многоквартирного дома д. <…> по ул. <…> г. Владимира (вх. № <…> от <…>.01.2014г.) по вопросу стоимости установки индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на данном товарном рынке проведены на основании полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьей 23 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Приказ № 220).

Целью исследования является:

- оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по монтажу (установке)  индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира;

- определение долей хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, для установления доминирующего положения.

Исходная информация о составе хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по монтажу (установке) индивидуальных приборов учетов природного газа на территории Владимирской области, была получена от поставщика газа – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владимир» (ул. Мира, д. 34, г. Владимир, Владимирская область, 600017; ИНН 3328415442, КПП 332801001; генеральный директор – <…>).

В качестве источников информации о рынке использовались сведения, представленные следующими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по монтажу (установке) индивидуальных приборов учетов на территории г. Владимира:

- Открытым акционерным обществом «Газпром газораспределение Владимир» (далее – ОАО «Газпром газораспределение Владимир»; ул. Краснознаменная, д. 3, г. Владимир, 600017; ИНН 3328101380, КПП 330250001;  генеральный директор – <…>);

- Обществом с ограниченной ответственностью «ПромГазСтрой» (далее – ООО «ПромГазСтрой»; ул. Электрозаводская, д. 7, оф. 305, г. Владимир, Владимирская область, 600007; ИНН 3328439080, КПП 332801001; директор – Червяков А.Е.);

- Обществом с ограниченной ответственностью «Газовые Коммунальные Системы» (далее – ООО «Газовые Коммунальные Системы»; ул. Верхняя Дуброва, д. 66, оф. 4, г. Владимир, Владимирская область, 600022; ИНН 3327847087, КПП 332701001; генеральный директор – <…>);

- Обществом с ограниченной ответственностью «Инвест» (далее – ООО «Инвест»; ул. Бетанкура, д. 2, оф. 21, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603086; ИНН 5260363012, КПП 526001001; генеральный директор – <…>);

- Обществом с ограниченной ответственностью группой компаний «ОблГазЭнергоМонтаж» (далее – ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж»; ул. Тонкинская, д. 7а, офис 13, г. Нижний Новгород, 603116; ИНН 3313010059, КПП 525801001; директор – <…>).

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего  положения хозяйствующего субъекта должен составляет один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем 1 год.

Временной интервал исследования рынка услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира, за который анализируется информация, -  2013 год.

В 2013 г. ООО «Инвест» осуществляло деятельность на исследуемом рынке в период август – декабрь (5 месяцев) 2013 г.

 

 

III. Продуктовые и географические границы товарного рынка

 

Продуктовые границы. Предметом исследования является рынок услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа.

Согласно Федеральному закону от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении), регулирующему отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, все производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы (вода, природный газ, тепловая и электрическая энергия) подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с частью 5.1 статьи 13 вышеназванного Закона до 1 января 2015 года собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение  к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Основные организационные и технические требования к учету газа во всех сферах экономики Российской Федерации изложены в Правилах учета газа, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 14.10.1996 г. и зарегистрированных в Минюсте РФ 15.11.1996 г. № 1198 (далее – Правила учета газа).

В соответствии с Правилами учета газа приборы учета – средства измерений и другие технические средства, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о расходе (объеме), температуре, давлении газа и времени работы приборов;  газораспределительная организация - республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские предприятия газового хозяйства, являющиеся специализированными организациями по эксплуатации газовых сетей в городах и населенных пунктах.

На основании пункта 2.12 вышеуказанных Правил счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный Реестр средств измерения и поверены в органах Государственной метрологической службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила поставки газа), регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

В соответствии с пунктом 3 Правил поставки газа приборы учета газа относятся к внутридомовому и внутриквартирному газовому оборудованию.

Услуги по монтажу (установке) индивидуальных приборов природного газа не входят в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установленный статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

С учетом норм действующего законодательства (статья 55.9 Градостроительного Кодекса Российской Федерации; Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные  Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 г. № 410; Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624) услуги по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета газа может оказывать любая организация, которая имеет свидетельство о допуске на выполнение работ по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующий природный и сжиженный газ.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России)  от 18.03.2003 г. № 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (далее – Правила безопасности систем), которые устанавливают специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации систем газораспределения и газопотребления природными газами, используемыми в качестве топлива, а также к применяемому в этих системах оборудованию (техническим устройствам).

Согласно Правилам безопасности систем строительство (реконструкция) систем газораспределения и газопотребления, их элементов, включая защиту газопроводов от электрохимической коррозии и производство работ, должны выполняться на основе проектной документации.

Проектная документация систем газораспределения и газопотребления до утверждения должна быть согласована заказчиком с газораспределительной организацией на соответствие ее выданным техническим условиям и подлежит повторному согласованию, если в течение 24 мес. не было начато строительство (пункт 2.1.10 Правил безопасности систем).

Коллективом ведущих специалистов ОАО «ГипроНИИгаз, АО «ВНИИСТ», ОАО «МосгазНИИпроект», ОИ «Омскгазтехнология», ЗАО «Надежность», Госгортехнадзора России, Госстроя России и ряда газораспределительных хозяйств России при координации ЗАО «Полимергаз» разработан СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» (далее – СП 42-101-2003, Свод правил), принятый и введенный в действие решением Межведомственного координационного совета по вопросам технического совершенствования газораспределительных систем и других инженерных коммуникаций, протокол от 8 июля 2003 г. № 32.

СП 42-101-2003 разработан в соответствии с требованиями СНиП10-01 в развитие основополагающего СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы».

Пунктами 6.45 – 6.51 данного Свода правил установлены правила размещения счетчиков газа.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее – ОКПД), утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст,  услуги по установке приборов учета расхода газа относится к разделу F «Работы строительные», подразделу FA «Работы строительные», классу 45 «Работы строительные», подклассу 45.3 «Работы по монтажу инженерных систем и оборудования зданий и сооружений», группе 45.33 «Работы санитарно-технические», подгруппе 45.33.3 «Работы по монтажу газовых систем»,  виду 45.33.30 «Работы по монтажу газовых систем».

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности  ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее – ОКВЭД), принятому и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. № 329-ст на период с 1 января 2008 г. до 1 января 2015 г. без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), услуги по установке приборов учета расхода газа относятся к разделу F «Строительство», подразделу FA «Строительство», классу 45 «Строительство», подклассу 45.3 «Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений», группе 45.33 «Производство санитарно-технических работ».

Вид деятельности «Производство санитарно-технических работ», код ОКВЭД 45.33, осуществляют следующих хозяйствующие субъекты:

- ОАО «Газпром газораспределение Владимир» (выписка от 22.01.2014 г. № 321);

- ООО «Газовые Коммунальные Системы» (выписка от 03.12.2013 г. № 2259);

- ООО «Инвест» (Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц от 26.07.2013 г.);

- ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж» (выписка от 17.10.2012 г. № 5505).

Предметом договоров ОАО «Газпром газораспределение Владимир» является выполнение комплекса работ по монтажу газового счетчика в помещении дома № __, кв. № __ по ул. ______ г. Владимира  (пункт 1.2 типового договора о выполнении услуг по установки оборудования).

Предметом договоров ООО «ПромГазСтрой»  является выполнение строительно-монтажных работ по объекту, расположенному в г. Владимире (для примера: Договор № <…> от <…>, заключенный с <…>, Договор № <…> от <…>, заключенный с <…>).

Предметом договоров ООО «Газовые Коммунальные Системы»  является выполнение строительно-монтажных работ по объектам, расположенных в г. Владимире (пункт 1.1 Договоров). В соответствии с пунктом 3.1 в выполняемые Подрядчиком (ООО «Газовые Коммунальные Системы») по пункту 1.1 Договора работы входит: строительно-монтажные работы по устройству наружного газопровода, согласно проекта: сварка трубы и фитингов, укладка трубы в траншею, укладка сигнальной ленты «ГАЗ», установка запорной арматуры, комплекс испытаний смонтированного трубопровода, сдача исполнительной документации эксплуатирующей организации (для примера: договоры № <…> от <…> г., заключенный с <…>., № <…> от <…> г., заключенный с <…>).

ООО «Инвест» с физическими лицами заключает договоры на выполнение работ по установке (замене) прибора учета расхода газа (счетчика газа), согласно пункту 1.1 которых  Исполнитель (ООО «Инвест»), принимает на себя обязанности на выполнение работ по установке прибора учета природного газа собственными силами на основании СРО № 0195.01-2013-5260363012-С-263, а  Заказчик (гражданин-потребитель услуг по монтажу индивидуальных приборов учета природного газа) – принять и оплатить выполненные работы (для примера: договоры № <…> от <…> г., заключенный с <…>, № <…> от <…> г., заключенный с <…>, № <…> от <…> г., заключенный с <…>).

Предметом договоров о выполнении услуг по установке оборудования ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж» является монтаж оборудования, указанного в перечне устанавливаемого оборудования (пункт 1.2 типового договора о выполнении услуг по установки оборудования).

Таким образом, продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены согласно ОКВЭД и ОКПД (действующим в период с 01.01.2008 г. по 01.01.2015 г.) по товарной позиции «Услуги по установке приборов учета расхода газа», коды ОКВЭД - 45.33, ОКПД - 45.33.30.

Товары-заменители отсутствуют.

 

Географические границы определены исходя из экономической и технической возможностей потребителей получить услугу по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа, а также в соответствии с одной из целей исследования, как г. Владимир Владимирской области.

 

 

IV. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Основными потребителями услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа являются собственники приборов. В состав потребителей данных услуг входят физические лица, находящиеся на территории г. Владимира.

 Услуги по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира оказывают следующие хозяйствующие субъекты:

1. ОАО «Газпром газораспределение Владимир», ОГРН 1023301461810, состоит на учете с 04.09.2002 г. в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира, код налогового органа – 3328, и ему присвоены ИНН 3328101380, КПП 332801001 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, выданное Федеральной налоговой службой, серия 33 № 001919646).

ОАО «Газпром газораспределение Владимир» имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,  от 25.10.2013 г. № ГСС-06-038-07082009.

2. ООО «ПромГазСтрой», ОГРН 1053301600802, состоит на учете с 02.10.2005 г. в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира, код налогового органа – 3328, и ему присвоены ИНН 3328439080, КПП 332801001 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории  Российской Федерации, выданное Федеральной налоговой службой, серия 33 № 001364583).

ООО «ПромГазСтрой» имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

3. ООО «Газовые Коммунальные Системы», ОГРН 1103327000611, состоит на учете с 03.02.2010 г. в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира, код налогового органа – 3327, и ему присвоены ИНН 3327847087, КПП 332701001 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, выданное Федеральной налоговой службой, серия 33 № 001525906).

ООО «Газовые Коммунальные Системы» имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

4. ООО «Инвест», ОГРН 1135260010632, состоит на учете с 26.07.2013 г. в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода, код налогового органа – 5260, и ему присвоены ИНН 5260363012, КПП 526001001 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, выданное Федеральной налоговой службой, серия 52 № 005103201).

ООО «Инвест» имеет Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства,  от 02.08.2013 г. № 0195.01-2013-5260363012-С-263.

5. ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж», ОГРН 1123338000741, состоит на учете с 10.09.2012 г. в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Нижнего Новгорода, код налогового органа – 5258, и ему присвоены ИНН 3313010059, КПП 525801001 (свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, выданное Федеральной налоговой службой, серия 52 № 004867149.

ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж» имеет свидетельство о допуске к определенному виду  или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № С.055.33.12648.10.2012 от 25.10.2012 г.

 

 

 

 

V. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке

 

Объем рынка услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира определяется общим количеством индивидуальных приборов учета природного газа,  установленных физическим лицам, на территории Владимирской области за 2013 г.

Доля каждого хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение количества установленных индивидуальных приборов учета природного газа данного хозяйствующего субъекта на территории г. Владимира в 2013 г. к общему количеству установленных индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира в 2013 г. по формуле:

Di = Vi / V.

 

Общий объем рынка услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира в 2013 г. равен 1512 единиц.

Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке, представлен в таблице 1.

Таблица 1

 

Объем рынка услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа и доли хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке

 

 

Количество установленных индивидуальных приборов учета природного газа, шт

Доля, %

1

2

3

ОАО «Газпром газораспределение Владимир»

<…>

<…>

ООО «ПромГазСтрой»

<…>

<…>

ООО «Газовые Коммунальные Системы»

<…>

<…>

ООО «Инвест»

<…>

<…>

ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж»

<…>

<…>

Итого:

1512

100

 

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах  по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» работы по установке приборов учета природного газа относятся к нерегулируемым видам деятельности.

Как следует из информации, представленной ОАО «Газпром газораспределение Владимир» по запросу территориального антимонопольного органа, при обращении в 2013 г. в филиал ОАО «Газпром газораспределение Владимир» в г. Владимире данные работы оплачивались в соответствии с Прейскурантом, утвержденным приказом генерального директора от 19.12.2012 г. № 409 (далее – Прейскурант цен). Цены Прейскуранта едины и действуют на всей территории Владимирской области.

При определении стоимости работ по установке индивидуальных приборов учета природного газа учитывается норма расхода материалов и их стоимость, трудозатраты и состав исполнителей. Составляется калькуляция, которая включает в себя стоимость вспомогательного сырья и материалов, затраты на оплату труда и начисления на них, накладные расходы и рентабельность. Также заказчиком оплачиваются транспортные услуги по доставке исполнителей до места производства работ, а также приобретается сам прибор учета природного газа.

Согласно калькуляции ОАО «Владимироблгаз» (ныне – ОАО «Газпром газораспределение Владимир») «Типовой монтаж бытового газового счетчика на существующем газопроводе без производства сварочных работ» (пункт 3.1.2 Прейскуранта цен) стоимость данной услуги в 2013 году составляет 2 310,50 руб. (с учетом НДС) <…>.

Состав работ по монтажу бытового газового счетчика на существующем газопроводе без производства газовых работ определен в соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления», комплексом Стандартов отрасли «Техническая эксплуатация газораспределительных систем», Приказом ОАО «Владимироблгаз» от 27.09.2010 № 265.

Последовательность данных работ следующая:

  1. Принять и оформить заявку.
  2. Выполнить входной контроль необходимого для монтажа газового оборудования (фильтра, крана, счетчика) – проверить наличие паспорта и отметки о поверке, отсутствие механических повреждений.
  3. Произвести осмотр газопроводов и газоиспользующего оборудования.
  4. Оформить договор на выполнение работ, разработать эскиз.
  5. Перекрыть отключающее устройство на стояке (опуске), выжечь газ через горелку плиты.
  6. Демонтировать газопровод от крана на опуске до газоиспользующего оборудования. Выполнить подмотку и смонтировать последовательно  фильтр (при необходимости), счетчик, отключающее устройство перед газовым прибором.
  7. Произвести подключение газовых приборов.
  8. Произвести контрольную опрессовку газопровода и присоединенных газовых приборов. Открыть кран на опуске и произвести продувку газопровода газом. Произвести пуск газа в газопроводы и газовые приборы, произвести регулировку работы газовых приборов и проверку работы автоматики безопасности.
  9. Произвести приемку монтажа и регистрацию показаний бытового газового счетчика. Изготовить необходимый комплект исполнительно-технической документации. Провести инструктаж абонента. Оформить акт на выполненные работы.

 

 ООО «ПромГазСтрой» устанавливает индивидуальные приборы учета природного газа только при строительстве нового газопровода. Цены на данные виды работ являются договорными, обычно складываются из стоимости материалов: <…>% - материалы, <…>% - строительно-монтажные работы, <…>% - прибыль организации.

ООО «Газовые Коммунальные Системы» монтаж индивидуальных приборов учета природного газа осуществляет только при строительстве  газопровода в жилых домах. Стоимость данных работ договорная, складывается от предложений других компаний, как правило,<…>, делается скидка <…>%.

ООО «Инвест» на территории г. Владимира оказывает физическим лицам только услуги по монтажу индивидуальных приборов учета природного газа. 

Данную услугу для населения ООО «Инвест» позиционирует как комплексную, выраженную в «базовой стоимости». Примерный расчет следующий:

а) Комплекс услуг по монтажу индивидуального прибора учета газа (базовая стоимость):

 

Наименование

Количество или коэффициент

Стоимость, руб.

1

2

3

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Итого:  

4633,00

 

б) В связи с разным состоянием платежеспособности потребителей услуг по монтажу индивидуальных приборов природного газа на территории г. Владимира Общество  предоставляет населению индивидуальные скидки в размере от 5% до 15%.

в) Также в некоторых договорах присутствует безвозмездное оказание некоторых видов услуг. Например, в договоре № <…> от <…>.12.2013 г. установка и стоимость шланга была учтена в базовой стоимости установки индивидуального прибора учета расхода газа.  Подобная ситуация происходит в 40% случаев.

Таким образом, средняя себестоимость услуги по установке индивидуального прибора учета природного газа составляет 4633,00 руб.

Средняя розничная стоимость оказываемых услуг индивидуального  прибора учета природного газа (комплексная установка) <…> составляет примерно 5916,25 руб.

ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж» на территории г. Владимира оказывает физическим лицам только услуги по монтажу индивидуальных приборов учета природного газа.

Стоимость установки индивидуального прибора учета природного газа составляет 3900 руб. <…>.

Результаты деятельности хозяйствующих субъектов по оказанию услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира в 2013 г. представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Выручка, тыс. руб., с учетом НДС

1

2

ОАО «Газпром газораспределение Владимир»

<…>

ООО «ПромГазСтрой»

<…>

ООО «Газовые Коммунальные Системы»

<…>

ООО «Инвест»

<…>

ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж»

<…>

 

VI. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации рынка услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира использовались следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

 

,

 

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) равен 95,23% (сумма долей  на исследуемом товарном рынке: ООО «Инвест» - <…>%, ОАО «Газпром газораспределение Владимир» - <…>%, ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж» - <…>%).

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равен 3633,23 (сумма квадратов долей на исследуемом товарном рынке всех хозяйствующих субъектов: ООО «Инвест» - <…>, ОАО «Газпром межрегионгаз Владимир» - <…>, ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж» - <…>, ООО «Газовые коммунальные системы» - <…>, ООО «ПромГазСтрой» - <…>), что соответствует высокому уровню концентрации товарного рынка: 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000.

 

 

VII. Барьеры входа на товарный рынок

 

Барьером входа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа является наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в связи с отнесением услуг по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, к опасным видам работ.

Данный барьер относится к преодолимым, однако для этого необходимы стоимостные, временные и прочие затраты.

 

 

VIII. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что во Владимирской области рынок услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа на территории г. Владимира в 2013 г. характеризуется как высококонцентрированный, с неразвитой конкуренцией.

Барьером входа на исследуемый товарный рынок является наличие у хозяйствующего субъекта свидетельства о допуске на выполнение работ по монтажу и демонтажу газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, доля которого превышает 50 процентов.

Из проведенного анализа следует, что в рассматриваемый период доля ООО «Инвест» на рынке услуг по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа составляла <…>%,  следовательно, положение Общества на данном товарном рынке в географических границах г. Владимир имеет признаки доминирующего.

Доля ОАО «Газпром газораспределение Владимир» на данном товарном рынке составляет <…>%, ООО ГК «ОблГазЭнергоМонтаж» - <…>%, ООО «Газовые Коммунальные Системы» - <…>% и ООО «ПромГазСтрой» - <…>%.

Вместе с тем, можно предположить, что в перспективе, в связи с реализацией требований Закона об энергосбережении, согласно которому до 1 января 2015 г.   собственники объектов, указанных в части 5.1 статьи 13 данного Закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, произойдет появление новых хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по монтажу (установке) индивидуальных приборов учета природного газа, и степень концентрации товарного рынка должна снизиться, а уровень конкуренции – увеличиться.