Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на локальных рынках услуг по теплоснабжению на ст. Мстера Вязниковского района Владимирской области

Сфера деятельности: ЖКХ

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды на локальных рынках услуг по теплоснабжению на ст. Мстера Вязниковского района Владимирской области

 

 

I. Общие положения

 

Изучение локальных рынков услуг по теплоснабжению на ст. Мстера Вязниковского района Владимирской области проведено в соответствии с планом работы отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на данных товарных рынках проведены на основании полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьей 23 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220).

Целью исследования является определение долей Открытого акционерного общества «Мстерский завод керамических стеновых материалов» (далее – ОАО «МЗКСМ», Общество) на товарных рынках и формирование Реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем  35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), ведение которого предусмотрено пунктом 8 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

В качестве источников информации о рынках использовались сведения, представленные ОАО «МЗКСМ» (место нахождения, почтовый и юридический адрес Общества: 601410, Владимирская область, Вязниковский район, станция Мстера, ул. 2 Кирзаводская, д. 10, ИНН 3312000210, ОГРН 1023302951594, КПП 331201001, директор – <…>).

 

 

II. Временной интервал исследования товарных рынков

 

Временной интервал исследования локальных рынков услуг по теплоснабжению, за который анализируется информация: 7 месяцев (период январь – июль 2013 г.).

 

 

III.Продуктовые границы товарных рынков

 

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении тепловая энергия – энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление), теплоснабжение – деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Процесс теплоснабжения включает в себя три стадии: производство, передачу и распределение (сбыт) тепловой энергии.

В отличие от других товаров тепловая энергия не может складироваться и запасаться впрок в объемах, достаточных для коммерческих целей, а используется тогда, когда теплоноситель с запасенной в нем тепловой энергией, полученной от сжигания топлива (или другим способом), начинает поступать в теплоизолирующие установки потребителей. При этом тепловая энергия передается потребителям по тепловым сетям и поэтому режимы потребления энергии у одних потребителей влияют через сеть на режимы других потребителей. Указанные свойства тепловой энергии, как товара, отражены в Гражданском Кодексе РФ. Товары-заменители отсутствуют.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) к естественно-монопольным видам деятельности относятся услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно ст. 3 Закона № 147-ФЗ естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

На период с 01.01.2008 г. по 01.01.2015 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), принятого данным документом.

Для целей государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянский (фермерских) хозяйств используется ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) (письма ФСН России от 11.07.2008 № ЧД-6-6/488@ и от 25.09.2008 № ЧД-6-6/671@)

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 029-2007 (далее – ОКВЭД), услуга теплоснабжения относится к разделу Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», подразделу ЕА «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», классу  40 «Производство, передача  и  распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды».

Согласно пункту 2.2 Устава ОАО «МЗКСМ» (новая редакция), утвержденному Решением общего собрания акционеров, Протокол № <…> от <…>.2012 г., одними из видов деятельности, осуществляемых Обществом, являются:

- производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- передача пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

- распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.08.2013 г., сформированной по состоянию на 02.08.2013 г., выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 Владимирской области, ОАО «МЗКСМ» осуществляет производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код ОКВЭД – 40.30.14), передача пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД – 40.30.2), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (код ОКВЭД – 40.30.3).[1]

Согласно договорам, заключенным ОАО «МЗКСМ» с потребителями, ресурсоснабжающая организация подает, а Потребитель приобретает и оплачивает тепловую энергию для нужд отопления и/или горячего водоснабжения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, действующими нормативно-правовыми актами в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам и жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, продуктовые границы исследуемых локальных товарных рынков определены согласно ОКВЭД (действующему в период с 01.01.2008 г. по 01.01.2015 г.) по товарным позициям:

- код 40.30.14 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными»;

- код 40.30.2 «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)»;

- код 40.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Следовательно, в рамках проводимого анализа будет исследована конкурентная среда на трех товарных рынках.

 

 

IV. Географические границы товарных рынков

 

Процедура определения границ территории, на которой покупатель приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем, учитывается следующее:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара и прочие требования);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (покупателя рассматриваемого товара);

- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

В сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности:

- наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей);

- возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

Как следует из информации, предоставленной ОАО «МЗКСМ» по запросу территориального антимонопольного органа, Предприятие оказывает услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителям, расположенным на станции Мстера Вязниковского района Владимирской области.

 

В соответствии с передаточным актом от <…>.2012 г., оформленным между ООО «Мстерские коммунальные системы» и ОАО «МЗКСМ», на основании решения внеочередного собрания акционеров ОАО «МЗКСМ» от <…>.2012 г., протокол № <…>, ООО «Мстерские коммунальные системы» передает ОАО «МЗКСМ», а ОАО «МЗКСМ» принимает у ООО «Мстерские коммунальные системы» нижеуказанное имущество:

 

 

 

п/п

Инв. №

Наименование основного средства

Дата ввода в экспл.

Балансовая стоимость

Аморти-зация

Остаточная стоимость

Срок

полезного исполь-зования

 

 

 

 

 

 

 

 

1

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

2

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

3

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

4

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

5

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

6

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

7

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

8

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

9

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

10

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

11

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

12

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

13

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

14

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

15

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

16

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

17

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

18

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

19

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

20

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

21

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

22

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

23

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

24

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

25

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

26

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

27

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

28

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

29

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

30

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

31

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

32

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

Итого:

 

<…>

<…>

<…>

 

 

Кроме того, ОАО «МЗКСМ» заключены договора на оказание услуг теплоснабжения с физическими и юридическими лицами (предприятиями, организациями и учреждениями любой формы собственности), расположенными в географических границах (территории обслуживания) хозяйствующего субъекта (согласно реестру договоров на оказание услуг по теплоснабжению и списку абонентов ОАО «МЗКСМ»):

- станция Мстера, ул. <…>, д. № <…>: <…>абонента (физические лица);

- станция Мстера, ул. <…>, д. № <…>: <…>абонента (физические лица);

- станция Мстера, ул. <…>, д. № <…>: <…>абонента (<…> ст. Мстера, <…>– физические лица);

- станция Мстера, ул. <…>, д. № <…>: <…> абонент (<…>);

- станция Мстера, ул. Мира, д. № <…>: <…> абонент (<…>);

- станция Мстера, ул. Комсомольская, д. №№ <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>: <…> абонентов (физические лица);

- станция Мстера, ул. <…>, д. №№ <…>, <…>: <…>абонента (физические лица);

- станция Мстера, ул. <…>, д. №№ <…>, <…>, <…>, <…>: <…> абонентов (физические лица);

- станция Мстера, ул. <…>, д. № <…>: <…>абонент (<…>).

 

Произведенная тепловая энергия, как уже указывалось ранее, не может складироваться, отсюда следует, что тепловая энергия, произведенная котельным агрегатом (котельными агрегатами), установленным (установленными) в котельной (источнике теплоснабжения) на выходе сразу же попадает в систему тепловых сетей, связывающую источник теплоты и потребителей тепловой энергии.

 

Подпись: т/энергия

Подпись: т/энергия
(распределит. сеть)

Подпись: т/энергия
(распределит. сеть)

Подпись: т/энергия
(распределит. сеть)

 

Потребитель, технологически присоединенный к конкретному источнику теплоснабжения (котельной), имеет реальную возможность приобрести данный товар только у одного продавца. Следовательно, технологическое присоединение является условием, ограничивающим экономические возможности приобретения товара покупателем.

Таким образом, географические границы исследуемых товарных рынков определены как территория расположения потребителей, охваченных присоединенными тепловыми сетями и подключенных к котельной ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов», в административных границах станции Мстера Вязниковского района Владимирской области.

 

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

Покупателями произведенной (выработанной) тепловой энергии могут являться физические лица, юридические лица (предприятия, организации и учреждения любой формы собственности) и индивидуальные предприниматели.

Ранее потребителям, расположенным на территории станции Мстера Вязниковского района Владимирской области, услуги теплоснабжения предоставляло ООО «Мстерские коммунальные системы» (ИНН 3338001176; адрес (местонахождение): 601410, Владимирская область, Вязниковский район, станция Мстера, ул. 2-ая Кирзаводская, д. 10)  (далее – ООО «МКС»).

ООО «МКС» в настоящее время на основании Приказа № 13-п от 17.02.2006 г. состоит в Реестре по товарной позиции «Услуги теплоснабжения» (код ОКУН 042400) с долей более 65% в географических границах станции Мстера (территории, охваченной присоединенной сетью).

 В 2012 году проведена реорганизация ОАО  «Мстерский завод керамических стеновых материалов» в форме присоединения к нему ООО «Мстерские коммунальные системы» с последующим переходом к первому прав и обязанностей присоединенного юридического лица путем реорганизации в форме присоединения в соответствии с передаточным актом (п.2 ст. 58 ГК РФ).

Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, актуальным по состоянию на 29.09.2013 г.[2] 26.09.2012 г. Межрайонной ИМНС России № 8 по Владимирской области были внесены сведения о начале процесса реорганизации юридических лиц, 28.12.2012 г. была сделана запись о прекращении деятельности в связи с реорганизацией. Таким образом, ООО «МСК» подлежит исключению из Реестра.

Согласно информации, предоставленной ОАО «МЗКСМ» по запросу территориального антимонопольного органа, Обществом заключено <…>договоров теплоснабжения, в том числе <…>– с физическими лицами.

В настоящее время у потребителей в обозначенных географических границах имеется возможность получать тепловую энергию для целей горячего водоснабжения и отопления только от единственного продавца данного товара – ОАО «МЗКСМ».

ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов» состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Владимирской области; ОГРН 1023302951594, ИНН 3312000210, КПП 331201001.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что ОАО «МЗКСМ» в установленных географических и продуктовых границах товарных рынков является единственным продавцом.

 

 

 

VI. Объем товарных рынков и доли хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

 

Объем товарных рынков определяется:

  1. по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными в указанных географических границах общим объемом производства пара и горячей воды (тепловой энергии) в 2013 г. – за период январь–июль;
  2. по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в указанных географических границах общим объемом передачи пара и горячей воды (тепловой энергии) в 2013 г. – за период январь–июль;
  3. по распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) в указанных географических границах общим объемом распределения пара и горячей воды (тепловой энергии) в 2013 г. – за период январь–июль.

 

Доли ОАО «МЗКСМ» на рассматриваемых товарных рынках определяются по формуле:  Di = Vi / V.

 

  1. Общий объем рынка по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными в 2013 г. равен объему производства пара и горячей воды (тепловой энергии) ОАО «МЗКСМ» за период январь – июль 2013 г. и составляет <…> Гкал. Таким образом, доля ОАО «МЗКСМ» на данном товарном рынке в обозначенных географических границах равна 100%.
  2. Общий объем рынка по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в 2013 г. равен объему передачи пара и горячей воды (тепловой энергии) ОАО «МЗКСМ» за период январь – июль 2013 г. и составляет  <…> Гкал. Таким образом, доля ОАО «МЗКСМ» на данном товарном рынке в обозначенных географических границах равна 100%.
  3. Общий объем по распределению пара и горячей воды (тепловой энергии) в 2013 г. равен объему реализации пара и горячей воды (тепловой энергии)  ОАО «МЗКСМ» за период январь – июль 2013 г. и составляет <…> Гкал соответственно. Таким образом, доля ОАО «МЗКСМ» на данном товарном рынке в обозначенных географических границах равна 100%.

 

В таблице 1 представлены объемы рассматриваемых товарных рынков и доли ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов».

 

 

Таблица 1

Объем товарных рынков и доли ОАО «МЗКСМ»

 

 Товарный рынок

Январь – июль 2013 г.

Объемы товарных рынков,

Гкал

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке, %

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)

<…>

100

Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)

<…>

100

Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

<…>

100

 

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» предусматривают государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.

Согласно письму департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 07.02.2013 г. № ДЦТ-349-06-06 «О применении тарифов на тепловую энергию», направленного в адрес ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов», по вопросу возможности применения Обществом для расчета с потребителями тепловой энергии тарифов, установленных департаментом с 01.09.2012 г. для ООО «Мстерские коммунальные системы», в соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в текущий период регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности. Применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, без открытия дела об установлении цен (тарифов) до утверждения для организации-правоприемника цен (тарифов) в установленном порядке.

Поскольку в результате реорганизации ООО «Мстерские коммунальные системы», проведенной в форме присоединения к ОАО «МЗКСМ», к последнему перешли права и обязанности присоединенного юридического лица, что подтверждается представленными в департамент документами, предприятие при расчетах с потребителями тепловой энергии вправе применить тарифы, установленные ООО «Мстерские коммунальные системы» с 01.09.2012 г. постановлением департамента цен и тарифов администрации области от 08.12.2011 № 59/14 «О тарифах на тепловую энергию»: для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии в размере 1 064,35 руб./Гкал без учета НДС, для населения – 1 255,93 руб./Гкал с учетом НДС.

 

Основные показатели деятельности Предприятия по реализации тепловой энергии представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Доходы от хозяйственной деятельности ОАО «МЗКСМ»

 

 

Январь – июль 2013 г.

Доход от реализации тепловой энергии (с НДС), руб., всего

в том числе:

<…>

- от населения (УК, ТСЖ, ЖСК и пр.)

<…>

- от предприятий и организаций

<…>

 

VII. Определение уровня концентрации товарных рынков

 

Для определения уровня концентрации рынка услуг по теплоснабжению необходимо определить:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйственных субъектов, действующих на данном товарном рынке (2):

 

,                                                              (2)

где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля–Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке (3):

,                                                          (3)

где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Для каждого исследуемого локального товарного рынка в период январь – июль 2013 г. коэффициент рыночной концентрации (CR) будет равен 100%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана  (HHI) – 10000.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

 

 

VIII. Барьеры входа на товарные рынки

Под определением барьеров входа на товарный рынок понимается процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, которая включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Учитывая вышеуказанную норму права, основным барьером входа на рынок теплоснабжения для потенциальных продавцов является приобретение имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения потребителям (котельные и (или) тепловые сети). Как правило, такое имущество приобретается на условиях конкурсного отбора.

Также к барьеру входа на рынок услуг теплоснабжения относится утверждение до начала осуществления деятельности в государственном органе исполнительной власти соответствующего тарифа, поскольку действующее законодательство исключает возможность установление свободной цены на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Таким образом, даже при наличии имущества, потенциальный продавец не сможет выйти на рынок теплоснабжения до утверждения ему тарифа на соответствующий вид деятельности.

Данные барьеры относятся к преодолимым, однако, потребуют значительного вложения ресурсов – материальных, временных и трудовых.

 

 

IХ. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках

 

Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что на станции Мстера Вязниковского района Владимирской области локальные рынки услуг по теплоснабжению являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Проведенный анализ показал, что доля ОАО «МЗКСМ» за исследуемый период на каждом рассматриваемом локальном товарном рынке в географических границах территории  расположения потребителей, охваченных присоединенными тепловыми сетями и подключенных к котельной ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов», в административных границах станции Мстера Вязниковского района Владимирской области, была равна 100%.

 

Выводы:

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, доля которого превышает 50 процентов.

Из проведенного анализа следует, что в рассматриваемый период ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов»  занимало доли в размере более 50% в географических границах территории расположения потребителей, охваченных присоединенными тепловыми сетями и подключенных к котельной ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов», в административных границах станции Мстера Вязниковского района Владимирской области по следующим товарным позициям:

- «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными» (код ОКВЭД - 40.30.14);

- «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)» (код ОКВЭД - 40.30.2);

- «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» (код ОКВЭД - 40.30.3).

Следовательно, положение Общества на данных товарных рынках имеет признаки доминирующего.

 

2. В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства (для предупреждения злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке услуг) в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции предлагаю внести в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов следующие изменения:

а) Включить в Реестр ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов»:

 

ИНН

Наименование хозяйствующего субъекта с указанием организационно-правовой формы

Адрес (место нахождения)

Наименование товара, работ, услуг

Код по группировкам общерос-сийских классифика-торов

Доля хозяйствующего субъекта на  рынке, %

Географические границы рынка

1

2

3

4

5

6

7

3312000210

ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов»

(ОАО «МЗКСМ»)

601410, Владимирская область, Вязниковский район, станция Мстера, ул. 2-я Кирзаводская, д. 10

«Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными»

40.30.14

> 50

Территория расположения потребителей, охваченных присоединенными тепловыми сетями и подключенных к котельной ОАО «Мстерский завод керамических стеновых материалов», в административных границах станции Мстера Вязниковского района Владимирской области

«Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)»

40.30.2

«Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)»

40.30.3

 

 

 

б) Исключить из Реестра ООО «Мстерские коммунальные системы» (ИНН 3338001176; адрес (местонахождение): 601410, Владимирская область, Вязниковский район, станция Мстера, ул. 2-ая Кирзаводская, д. 10), включенное Приказом № 13-п от 17.02.2006 г. по товарной позиции «Услуги теплоснабжения» (код ОКУН 042400) с долей более 65% в географических границах станции Мстера (территории, охваченной присоединенной сетью) в связи с реорганизацией.

 

 

 



[1] Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), действовавшему в период с 01.01.2008 г. по 01.01.2013 г.

[2] Данные взяты с сайта Федеральной налоговой службы – egrul.nalog.ru.